Дело № 12-120/2021
47RS0007-01-2021-001392-83
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кингисепп 30 июня 2021 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Жукова Л.В.
с участием защитников ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница им. П.Н. Прохорова» Саенко И.А., действующего на основании доверенности от 13.01.2021 № № и Смирновой О.С., действующей на основании доверенности от 25.03.2021 № №,
должностных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области: начальника отдела, главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А., государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Нишанова Я.С., государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Макаровой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке ст. 30.6 КоАП РФ жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Кингисеппская межрайонная больница им. П.Н. Прохорова» (далее – ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница», больница), ОГРН 1024701426463 ИНН 4707008548, адрес: 188480 Ленинградская область, гор. Кингисепп, ул. Воровского д. 20,
на постановления начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года № № по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № № начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (административное дело № №), ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением № № начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (административное дело № №), больнице назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением № № начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (административное дело № №), больнице назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением № № начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (административное дело № №), ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением № 16 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (административное дело № №), больнице назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Постановлением № № начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области - главного государственного инспектора Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовского С.А. от 01 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (административное дело № №), ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобах, поступивших в Кингисеппский городской суд Ленинградской области, содержится просьба об исключении некоторых нарушений, вмененных в вину заявителя, и изменении названных постановлений, снижении размера назначенного штрафа в связи с несоответствием назначенного наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения.
Определением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 30.06.2021 производство по жалобам соединено в одно производство.
В суде защитники Саенко И.А. и Смирнова О.С. поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить.
Приводили доводы о том, что больницей приняты меры к устранению обнаруженных во время проверки недостатков, просили учесть материальное положение ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница», а также тот факт, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности не повлекли негативных последствий и угрозы возникновения таких последствий, снизить размер штрафа, назначенный постановлениями от 01.04.2021.
Должностные лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кингисеппского района УНДиПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области Слизовский С.А., Макарова К.В. и Нишанов Я.С. полагали, что жалоба является необоснованной, просили отказать в ее удовлетворении. Полагали, что оснований для снижения размера штрафа не имеется.
Обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 37 указанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 26 марта 2021 года в период с 14 часов 00 минут по 15 часов 40 мин на основании распоряжений начальника ОНДиПР Кингисеппского района УНДи ПР Главного управления МЧС России по Ленинградской области Слизовского С.А. от 20.02.2021 № 2-18-83-14, № 2-18-83-12, № 2-18-83-13, № 2-18-83-15, № 2-18-83-16, № 2-18-83-17 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница».
В результате обследования объектов, эксплуатируемых больницей, выявлены нарушения нормативных актов, устанавливающих обязательные требования по обеспечению пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, территории, а также к их эксплуатации: Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правил противопожарного режима в Российской Федерации – ППР РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020; Свода правил – СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; Свода правил - СП 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; Свода правил - СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция, кондиционирование. Требования пожарной безопасности»; Свода правил – СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий»; Свода правил - СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»; ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», а именно:
Ленинградская область, г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, дом 53
(детский корпус)
1. Двери, ведущие на чердак здания, не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее EI-30)
2. На объекте, ранее выполненными проектами и завершенными монтажными работами системы автоматической противопожарной защиты, в том числе, система оповещения людей при пожаре, не содержит в своем составе элементов и устройств оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналом оповещения. Кроме того, существующая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре не обеспечивает информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым
3. В торцах коридоров 2-го, 3-го, 4-го этажей оконные проемы в наружных ограждениях для естественного проветривания коридоров при пожаре (на каждые 30 метров коридора) закрыты перегородками встроенных помещений
4. В коридорах 2-го, 3-го, 4-го этажей допускается изменение объемно-планировочных решений (встроены перегородки), в результате которых уменьшена зона действия систем автоматической пожарной сигнализации
Подвальный этаж здания.
5. Перед лифтом в подвальном этаже отсутствует тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре
6. Перед входом в лестничную клетку, ведущую на первый этаж в КДЛ, отсутствует тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре
7. Допускается устройство мастерской в подвальном этаже здания
8. Отсутствуют двери, предусмотренные проектом, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации
9. В местах пересечения коммуникациями нарушена целостность противопожарных перегородок, не обеспечивающая требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
5-ый этаж
10. Коридор административного этажа не оборудован системой дымоудаления при пожаре, не восстановлено естественное освещение данного коридора
4- ый этаж
11. Правообладателем объекта защиты не обеспечено проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности для возможности дальнейшей эксплуатации систем сверх срока службы, а именно: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, смонтированных и принятых в эксплуатацию в 2006 году.
3-й этаж
12. Правообладателем объекта защиты не обеспечено проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности для возможности дальнейшей эксплуатации систем сверх срока службы, а именно: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, смонтированных и принятых в эксплуатацию в 2008 году в операционном блоке офтальмологического отделения
1-й этаж
13. На 1-м этаже коридор, длиной более 15 м, без естественного освещения, не оборудован системой дымоудаления
Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Воровского, дом 20
Здание инфекционного отделения
1. Правообладателем объекта защиты не обеспечено проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности для возможности дальнейшей эксплуатации систем сверх срока службы, а именно: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, смонтированных и принятых в эксплуатацию в 2006 году
2. Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа
3. На 1-ом этаже здания допускается устройство гардероба, препятствующего свободной эвакуации людей с лестничной клетки № 2
4. На путях эвакуации в коридоре 1-го этажа допускается размещение мебели (шкаф около бокса №8)
Здание стационара
1. Отсутствуют насосы-повысители в системе внутреннего противопожарного водопровода с обеспечением электропитания от двух независимых источников питания
2. Кнопки пуска пожарных насосов (электрозадвижек), расположенные у пожарных кранов, находятся в нерабочем состоянии
3. Двери на выходах из отделений, расположенных на 2-ом и 3-ем этажах здания в центральную лестничную клетку, расположенную в центре здания, не имеют требуемой ширины (не менее 1,2 метра).
4. Двери на выходах из отделений, расположенных на 2-ом и 3-ем этажах здания в центральную лестничную клетку, не имеют армированного стекла или стекла с классом защиты не ниже СМ4 по ГОСТ 30826 или противопожарных дверей с остеклением, соответствующим указанному классу защиты
5. Холлы (коридоры) на эвакуационных выходах из отделений здания в центральную лестничную клетку не обеспечены естественным освещением, либо системой дымоудаления при пожаре
6. выход из подвального помещения в лестничную клетку (правое крыло) не изолирован противопожарными преградами
7. выход из подвального помещения в лестничную клетку (левое крыло) не изолирован противопожарными преградами
8. на первом этаже под маршем центральной лестничной клети допускается устройство встроенного помещения
9. на лестничных площадках лестничного марша, расположенного между зданием стационара и зданием взрослой поликлиники, на 2,3,4-м этажах допускается устройство подсобных помещений
10. На объекте, ранее выполненными проектами и завершенными монтажными работами системы автоматической противопожарной защиты, в том числе система оповещения людей при пожаре, не содержит в своем составе элементов и устройств оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналом оповещения. Кроме того, существующая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре не обеспечивает информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым
11. В наружных стенах лестничной клетки, расположенной между зданием стационара и взрослой поликлиники, не предусмотрены на каждом этаже окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств, с площадью остекления не менее 1,2 кв. м
12. окна в противопожарных преградах, отделяющие складские помещения на 2,3,4-ом этажах (бывшие зоны безопасности) от боковой лестничной клетки, не имеют требуемого предела огнестойкости
13. руководителем организации не организована перекатка части пожарных рукавов (не реже 1 раза в год)
1-й этаж здания стационара
14. Правообладателем объекта защиты не обеспечено проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности для возможности дальнейшей эксплуатации систем сверх срока службы, а именно: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, смонтированных и принятых в эксплуатацию в 2006 году
15. руководителем организации не организована перекатка части пожарных рукавов (не реже 1 раза в год)
16. помещение сестры-хозяйки (гладильная) не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации
2-й этаж здания стационара
17. Правообладателем объекта защиты не обеспечено проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности для возможности дальнейшей эксплуатации систем сверх срока службы, а именно: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, смонтированных и принятых в эксплуатацию в 2007 году
18. руководителем организации не обеспечено наличие и исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарной двери складского помещения в лестничной клетке
2-й этаж здания стационара, операционный блок
19. Эвакуационный выход из операционного отделения не соответствует требованиям нормативных документов (допускается установка раздвижных дверей)
20. Конструкция и материалы, из которых выполнен пожарный шкаф, не соответствуют требованиям нормативных документов
21. Подвесные потолки на путях эвакуации по коридору выполнены из горючих материалов
2-й этаж здания, реанимация
22. Конструкция и материалы, из которых выполнен пожарный шкаф, не соответствуют требованиям нормативных документов
2-й этаж здания, переход в травматологию:
23. Дверь в складское помещение № 1, используемое отделением реанимации, не имеет требуемого предела огнестойкости
24. Дверь в складское помещение № 2, используемое отделением реанимации, не имеет требуемого предела огнестойкости
4-й этаж здания, неврология:
25. Конструкция и материалы, из которых выполнен пожарный шкаф, не соответствуют требованиям нормативных документов
26. Устройство для самозакрывания дверей, отделяющих коридор от холла, находится в неисправном состоянии
1-ый этаж, переход в травматологию:
27. Устройство для самозакрывания дверей, отделяющих коридор от холла, находится в неисправном состоянии
28. Кабинет № 7 (кабинет врача-рентгенолога) не оборудован системой автоматической пожарной сигнализации
29. Допускается изменение объемно-планировочных решений (перегородка между кабинетами № 3 и № 5), в результате которых уменьшена зона действия систем автоматической пожарной сигнализации
30. Допускается хранение горючих материалов, вещей, мебели под лестничным маршем (запасной выход из перехода)
31. Помещение гардероба для стационарных больных, расположенное в подвальном этаже здания, не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации
Ленинградская область, г. Ивангород, ул. Пасторова, д. 8
Здание главного корпуса
1. На путях эвакуации в общем коридоре 2-ого этажа допускается применение материалов для покрытия пола линолеумом с классом пожарной опасности более чем Г1,В2, Д2,Т2, РП1 (класс материала КМ2)
2. На путях эвакуации в лестничных клетках допускается применение материалов для покрытия стен краской с классом пожарной опасности более чем Г1,В1, Д2,Т2, РП1 (класс материала КМ1)
3. Люки, ведущие от лестничных клеток на чердак, не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее EI-30)
4. Конструкция и материалы, из которых выполнен пожарный шкаф, не соответствуют требованиям нормативных документов
5. В лестничных клетках допускается размещение отопительных радиаторов, выступающих из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц
6. На объекте, ранее выполненными проектами и завершенными монтажными работами системы автоматической противопожарной защиты, в том числе система оповещения людей при пожаре, не содержит в своем составе элементов и устройств оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналом оповещения. Кроме того, существующая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре не обеспечивает информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым
Здание терапевтического отделения
1. Коридор терапевтического отделения, расположенного на 3-ем этаже здания, не разделен противопожарными перегородками 2-ого типа с расстоянием между ними не более 42 м
2. На объекте (терапевтическое отделение), ранее выполненными проектами и завершенными монтажными работами системы автоматической противопожарной защиты, в том числе система оповещения людей при пожаре, не содержит в своем составе элементов и устройств оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналом оповещения. Кроме того, существующая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре не обеспечивает информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым
Ленинградская область, Кингисеппский район, пос. Усть-Луга, кв. Ленрыба, д. 60
1. Правообладателем объекта защиты не обеспечено проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности для возможности дальнейшей эксплуатации систем сверх срока службы, а именно: автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, смонтированных и принятых в эксплуатацию в 2008 году
2. На объекте, ранее выполненными проектами и завершенными монтажными работами системы автоматической противопожарной защиты, в том числе система оповещения людей при пожаре не содержит в своем составе элементов и устройств оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналом оповещения. Кроме того, существующая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре не обеспечивает информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым
3. Проверяемым лицом не предусмотрено оснащение объекта класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей автономными резервными источниками электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты
4. Дверь помещения электрощитовой (1 этаж здания) не имеет требуемого предела огнестойкости (EI 60)
5. На 1-м этаже помещения различных классов функциональной пожарной опасности (помещение аптеки и больницы) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (ЕI30)
6. Дверь складского помещения на 2-ом этаже здания не имеет требуемого предела огнестойкости (EI 60)
7. Снята предусмотренная проектной документацией дверь, отделяющая коридор 1-ого этажа от холла
8. Не представлена документация, подтверждающая показатели пожарной опасности материалов (линолеума), примененного для отделки полов на путях эвакуации
9. Двери на путях эвакуации, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, открываются не по направлению выхода из здания
10. Дверь помещения электрощитовой в подвальном этаже здания не имеет требуемого предела огнестойкости (EI 60)
11. Конструкция и материалы, из которых выполнены пожарные шкафы, не соответствуют требованиям нормативных документов
12. Двери, ведущие их лестничных клеток на кровлю здания, не имеют требуемого предела огнестойкости (EI 30)
13. Дверь складского помещения на 1-ом этаже здания не имеет требуемого предела огнестойкости (EI 60)
14. Дверь венткамеры не имеет требуемого предела огнестойкости (EI 30)
15. Дверь складского помещения (бельевой) не имеет требуемого предела огнестойкости (EI 60)
16. На воздуховоде системы общеобменной вентиляции помещения бельевой (в местах пересечения ими противопожарных преграды) не предусмотрены противопожарные нормально открытые клапаны в целях предотвращения проникания в иные помещения продуктов горения (дыма) во время пожара
17. В лестничной клетке (ЛК №1 вход со стороны двора) допускается уменьшение высоты горизонтального участка пути эвакуации балкой лестничного марша (высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м)
18. Руководителем организации не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год)
19. Руководителем организации не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений производственного и складского назначения
20. Руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта (не реже 1 раза в год).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» и вынесения обжалованных постановлений.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, начальником отдела, главным государственным инспектором Кингисеппского района по пожарному надзору Слизовским С.А. не учтено, что
1) нарушение требований пожарной безопасности, указанное в пункте 17 постановления № 14 (дело № 12-122), невыполнение которого вменено учреждению, связано с увеличением высоты путей эвакуации, то есть с конструктивным изменением здания.
Так в пункте 17 указано, что в лестничной клетке лечебного корпуса № 1 больницы, расположенной по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, пос. Усть-Луга, кв. Ленрыба, д. 60, допускается уменьшение высоты горизонтального участка пути эвакуации балкой лестничного марша (высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету менее 2 метров), что не соответствует требованиям п. 4.3.2 СП 1.130130.2009.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Приведенная выше норма позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Свода Правил СП 1.13130.2009, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные пунктом 4.3.2 СП 1.13130.2009 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Здание Усть-Лужской больницы 1974 года постройки. Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, не имеется.
Из объяснений защитников Кингисеппской больницы следует, что высота запасных эвакуационных выходов, о которых идет речь в пункте 17, является конструктивной особенностью здания Усть-Лужской больницы, устранение нарушений, указанных в названных пунктах постановления, без изменения зданий невозможно.
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что больница, в собственности которой находится здание, построенное до введения в действие СП 1.13130.2009, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» необоснованно вменены нарушения, содержащиеся в п. 4.3.2 СП 1.13130.2009.
2) в пункте 5 постановления № № (дело № 12-123) указано, что ГБУЗ «Кингисеппская больница нарушены требования п. 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020, п/п «в» п. 7.2 Свода Правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», а именно, холлы (коридоры) на эвакуационных выходах из отделений зданий стационара в центральную лестничную клетку не обеспечены естественным освещением, либо системой дымоудаления при пожаре.
Согласно п/п «в» пункта 7.2 Свода Правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116, удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более.
Защитниками ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» в суд представлен план здания больницы, расположенного по адресу: г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 20, согласно которому длина коридоров на эвакуационных выходах из отделений зданий стационара в центральную лестничную клетку больницы меньше 15 метров.
Доводы защитников, которые полагают, что при указанных обстоятельствах в коридорах не требуется обустройства систем вытяжной противодымной вентиляции, материалами дела не опровергнуты.
Нарушение этих правил подлежат исключению из объема вменяемых больнице нарушений.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, устранение остальных нарушений требований пожарной безопасности не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом и с вмешательством в объемно-планировочное решение здания. Указанные нарушения относятся к противопожарному режиму или были допущены в ходе эксплуатации зданий, при этом для устранения нарушений реконструкция или капитальный ремонт объектов не требуется.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются исследованными в суде доказательствами: протоколами об административных правонарушениях от 26.03.2021 № №; распоряжениями о проведении плановой выездной проверки от 20.02.2021 № №; актах проверки от 26.03.2021 № №; Уставом ГБУЗ Ленинградской области «Кингисеппская межрайонная больница им. П.Н. Прохорова»; выписками из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об юридическом лице ГБУЗ Ленинградской области «Кингисеппская межрайонная больница им. П.Н. Прохорова» по состоянию на 25.03.2021; сведениями об основных характеристиках объектов недвижимости, принадлежащих больнице, расположенных по адресу: Ленинградская область, гор. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 53-а (детский корпус районной больницы), Ленинградская область, гор. Кингисепп, ул. Воровского, д. 20 (инфекционный корпус), Ленинградская область, Кингисеппский район, пос. Усть-Луга, д. 60-а (здание участковой больницы), Ленинградская область, гор. Кингисепп, ул. Воровского, д. 20 (здание стационара), Ленинградская область, Кингисеппский район, гор. Ивангород, ул. Пасторова, д. 8 (терапевтическое отделение), Ленинградская область, Кингисеппский район, гор. Ивангород, ул. Пасторова, д. 8 (здание главного корпуса) и другими материалами дела.
Все исследованные доказательства суд оценивает как допустимые и достоверные и в совокупности свидетельствующие о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и вины в его совершение больницы.
Нарушения установлены непосредственно уполномоченными должностными лицами в ходе выездных плановых проверок зданий больницы; сведения изложенные в актах проверки не вызывают сомнения; требования правил пожарной безопасности применены правильно.
Доводы представителей ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» о том, что указанные в постановлении перегородки, помещения были оборудованы с целью организации госпиталя для приема больных с COVID-19, не исключают ответственности юридического лица за допущенные нарушения, поскольку всякое переоборудование должно отвечать требованиям пожарной безопасности. При этом госпиталь в ГБУЗ «Кингисеппская больница» на момент проведения проверки не работал.
Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной безопасности и определение класса зоны по Правилам устройства электроустановок электрощитовых Усть-Лужской больницы ГБУЗ «Кингисеппская больница» не был представлен органу пожарного надзора (отсутствовал на время проверки), не проверен им, в связи с чем названный документ не может быть принят судом в качестве доказательства отсутствия вины больницы в совершении административного правонарушения.
Другие размещенные в зданиях больницы помещения производственного и складского назначения (мастерские, кладовые различного назначения, гардеробные) не подвергались категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130, в связи с чем выводы должностных лиц органа пожарного надзора о том, что двери в этих помещениях не имеют требуемого предела огнестойкости, суд находит правильными.
Во время проверки надзорному органу и в суд не представлены документы, подтверждающие показатели пожарной безопасности материалов, примененных для отделки полов и стен на путях эвакуации, в связи с чем больнице обоснованно вменено в вину нарушение п. 25 (б) ППР РФ).
Представленный в суд больницей Акт проверки внутреннего противопожарного водопровода от 25.10.2020 не опровергает выводы должностных лиц органа пожарного надзора о том, что на момент проверки 26.03.2021 в здании стационара по адресу: Ленинградская область, гор. Кингисепп, ул. Воровского, д. 20, насосы-повысители в системе внутреннего противопожарного водопровода не соответствовали правилам пожарной безопасности.
Техническое освидетельствование автоматической установки пожарной сигнализации в зданиях стационара, инфекционного и детского отделений больницы по адресу: г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 20, а также в Усть-Лужской участковой больницы, а также перекатка пожарных рукавов в этих же зданиях выполнены 29.03.2021 года, то есть после проведенной проверки. В связи с этим представленные в суд акты, не являются доказательствами невиновности юридического лица в нарушение правил пожарной безопасности.
Заявки на проведение работ по капитальному ремонту больницы на 2021 год от 02.06.2020, с которыми и.о. главного врача ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» обращалась в Комитет по здравоохранению Ленинградской области, не исключают вины больницы в совершении административного правонарушения, поскольку из их текста не видно на какие конкретные мероприятия истребовано финансирование.
Указанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные больницей, образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Исключение некоторых пунктов нарушения правил пожарной безопасности из обвинения юридического лица не влияет на квалификацию действий юридического лица. ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности.
Порядок и срок давности привлечения ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Из материалов дела следует, что нарушения требований пожарной безопасности, которые были допущены ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» в результате одного бездействия, выявленные в зданиях больницы, расположенных по разным адресам, в ходе проведенных 26 марта 2021 года проверок, при этом рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанных проверок в отношении ГБУЗ «Кингисеппская межрайонная больница» подведомственно одному должностному лицу административного органа.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что помимо изменений в части исключения названных выше нарушений требований пожарной безопасности, имеются основания для изменения постановления в части назначенного больнице наказания. Наказание юридическому лицу должно быть назначено в соответствии с частью 2 ст. 4.4. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
При назначении наказания суд учитывает материальное положение юридического лица, при этом, принимает во внимание количество допущенных больницей нарушений правил пожарной безопасности, и не находит снований для снижения размера штрафа в соответствии с частью 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 01 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № № ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░. 20.4 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. 4.3.2 ░░ 1.130130.2009 (░░░░░ 17 ░░░░░░░░░░░░░ № № (░░░░ № 12-122)); ░/░ «░» ░. 7.2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 7.13130.2013 «░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░░░ 5 ░░░░░░░░░░░░░ № № (░░░░ № 12-123))
- ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░