РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД №63RS0030-01-2023-001382-78 (производство №2а-1571/2023) по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Тарасовой В.М о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Тарасовой В.М. задолженности по налогам и пени на общую сумму 4014,50 руб., из которых:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: в размере 3975 рубля, пени в размере 39,50 руб.;
Заявленные требования мотивированы тем, что Тарасова В.М. являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, в 2015-2018г.г. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления на уплату налогов.
В нарушение ст.45 НК РФ, должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требования об уплате налогов с предложением добровольно погасить задолженность в указанные в требованиях сроки, которые остались без исполнения.
В связи с неуплатой налогов налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
09.08.2021 г. мировым судьей с/у № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-2502/2021 о взыскании с Тарасовой В.М. недоимки по налогам и пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, размере 3975 руб., пени – 39,50 руб.
Определением мирового судьи от 24.11.2022г. судебный приказ был отменен, на основании представленных ответчиком возражений относительно его исполнения.
Поскольку до настоящего времени административный ответчик добровольно в полном объеме не исполнил обязанность по уплате налогов и пени, административный истец просит взыскать с Тарасовой В.М. задолженность по требованиям №4366 от 19.04.2017г., №7351 от 14.02.2018 г., №18438 от 04.02.2019 г., №11363 от 08.08.2020 г., в размере 4014,50 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменным заявлением ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Тарасова В.М. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц отнесены иные здания, строения, сооружения, помещения.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Тарасова В.М. в заявленные административным истцом налоговые периоды являлась налогоплательщиком налога на имущество, в связи с наличием в ее собственности объекта налогообложения - квартиры по адресу: г. Тольятти, ул. Никонова 36-16.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления №124135588 от 04.09.2016г., №32431241 от 21.09.2017г., №53893203 от 23.08.2018г., №45125191 от 25.078.2019г. с расчетом налога на имущество за 2015-2018г.г.
В связи с несвоевременной уплатой налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по налогу на имущество.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов по вышеназванным налоговым уведомлениям, в адрес административного ответчика налоговым органом были направлены требования об уплате налога:
№4366 от 19.04.2017г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.06.2017 г.;
№7351 от 14.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 10.04.2018 г.;
№18438 от 04.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 01.04.2019 г.;
№11363 от 08.02.2020 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 24.03.2020 г., которые осталось без исполнения.
В связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа о взыскании с Тарасовой В.М. обязательных платежей и санкций по вышеуказанным требованиям.
09.08.2021 г. мировым судьей с/у № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-2502/2021, который определением мирового судьи от 24.11.2022г. отменен, в связи с представленными ответчиком возражениями относительно его исполнения.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (цитируемая норма ст.48 НК РФ приведена в редакции Федерального Закона на момент выставления требований об уплате налогов).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Законом последовательно установлены сроки направления налогового уведомления, требования об уплате налога, обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Дата обращения налогового органа в суд является определяющей при проверке соблюдения установленных законом сроков.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по входящему в предмет настоящего административного иска требованиям сумма задолженности Тарасовой В.М. превышает 3 000 рублей, которая превысила указанный порог при выставлении налоговым органом требования об уплате недоимки №11363 от 08.02.2020г. Срок уплаты задолженности по указанному требованию до 24.03.2020 г., шестимесячный срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и пени начал исчисляться с указанной даты и истек 24.09.2020 г. (24.03.2020 г. +6 месяцев).
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Тарасовой В.М. налоговой задолженности Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась 09.08.2021 г., т.е. за пределами установленного законом срока.
Административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящими требованиями не заявлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Более того, административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций, уважительных причин для пропуска срока для обращения в суд, налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока не имеется. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с исковым заявлением налоговый орган утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением на выдачу судебного приказа, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Административный истец предоставил заявление, которым просит, в случае отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока, установленного ст.48 НК РФ, к недоимке применить положения ст. 59 НК РФ и признать ее безнадежной к взысканию.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно системному толкованию положений подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Из анализа подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налогоплательщик, но и налоговый орган. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так как административным истцом пропущен установленный законом срок для взыскания вышеуказанной недоимки с Тарасовой В.М. уважительных причин пропуска срока на обращение в суд также не приведено, срок не восстановлен, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, то данные обстоятельства свидетельствуют об утрате налоговым органом права на взыскание с Тарасовой В.М. недоимки по налогу на имущество физических лиц и пеням в размере 4014,50 руб. и, исходя из положений подпункта 4 пункта 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, данная задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Тарасовой В.М о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Признать безнадежной к взысканию недоимку Тарасовой Веры Михайловны по налогу на имущество за 2015-2018г. (требование №4366 от 19.04.2017г., №7351 от 14.02.2018 г., №18438 от 04.02.2019 г., №11363 от 08.08.2020 г) и пеням в размере 4014,50 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.05.2023 г.
Судья М.И.Томилова