Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Помулевой Н.А.,
при секретаре Ермишкиной А.А.,
с участием процессуального истца – заместителя прокурора Нерчинского района Рыжинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Селезнева Г.А. к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение», Нерчинскому филиалу Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» о признании договора незаконным и взыскании денежных средств,
У с т а н о в и л:
Прокурор Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Селезнева Г.А. к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение», Нерчинскому филиалу Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» о признании договора оказания услуг от 02 марта 2017 г., заключенного между Селезневым Г.А. и Нерчинским филиалом КГСАУ «Забайкаллесхоз» незаконным, и взыскания с Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» в пользу Селезнева Г.А. суммы оплаты по договору оказания услуг в размере 1000 рублей.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что 02 марта 2017 г. между Селезневым Г.А. и Нерчинским филиалом ГКСАУ «Забайкаллесхоз» был заключен договор оказания услуг по отграничиванию и пересчету деревьев, предназначенных в рубку. Согласно пункту 1 договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по отграничению и пересчету деревьев, предназначенных в рубку, а заказчик обязуется принять данные Услуги и оплатить их. Объем подлежащих отграничению и пересчету деревьев составляет 25 куб. м., их местоположение определено в договоре купли-продажи лесных насаждений от 02.03.2017. Согласно пункту 5.1. договора, стоимость услуги составляет 1000 рублей. Факт оплаты Селезневым Г.А. услуг подтверждается квитанцией от 02.03.2017.
Приказом КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 17.01.2017 № 18-ос директорам всех филиалов при заключении договоров на оказание услуг по отграничению и перечету деревьев, предназначенных в рубку, предписано взимать обязательную плату в соответствии с утвержденной нормативно-технологической картой (НТК) на 2017 год. Такая оплата установлена без указания субъектов, с которыми заключаются договоры на оказание услуг по отграничению и пересчету деревьев. Следовательно, требование об оплате по отграничению и пересчету деревьев применительно к гражданам при заключении с ними договоров при заготовке древесины для собственных нужд. Расчет оплаты производится в соответствии с приложением 1 к Приказу КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 17.01.2017 №-18ос в размере 40 рублей за 1 куб. м. древесины. Приказом и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 20.03.2017 № 71-ос, приказ № 18-ос от 17.01.2017 признан утратившим силу. В связи с этим, прокурор просил суд признать договор оказания услуг от 02.03.2017 между Селезневым Г.А. и Нерчинским филиалом Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» незаконным; взыскать в пользу Селезнева Г.А. с Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» денежные средства в сумме 1000 рублей, оплаченные Селезневым Г.А. по договору оказания услуг от 02.03.2017.
В судебном заседании заместитель прокурора Рыжинская Е.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Селезнев Г.А., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Представители ответчиков Нерчинского филиала Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» и Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, отзывов на исковое заявление прокурора не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя процессуального истца Рыжинскую Е.В., исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 30 Лесного кодекса РФ, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса РФ, Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Забайкальского края установлены Законом Забайкальского края от 26.09.2008 № 59-ЗЗК.
Частями 3, 4 статьи 50.1 Лесного кодекса РФ установлено, что учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Порядок учета древесины устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами учета, установленными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1525, учет древесины осуществляется:
а) юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов;
б) органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, - в отношении древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд.
Учет древесины включает:
а) определение объема древесины;
6) определение видового (породного) и сортиментного состава древесины;
в) фиксацию результатов определения объема древесины и видового (породного) и сортиментного состава древесины.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.04.2009 № 178 установлены для граждан ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от 2 до 10 рублей за 1 куб. м., в зависимости от породы лесных насаждений, предназначенных в рубку.
В судебном заседании установлено, что согласно договору купли-продажи лесных насаждений от 02.03.2017, заключенному между Нерчинским филиалом КГСАУ «Забайкаллесхоз» в лице директора Н.К. Шаферова и Селезневым Г.А., определен объем подлежащих отграничению и пересчету деревьев, который составляет 25 куб. м., а также местоположение лесных насаждений. В соответствии с данным договором, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по отграничению и пересчету деревьев, предназначенных в рубку, а заказчик обязуется принять данные услуги и оплатить их. Согласно п. 5.1 договора, стоимость услуг составляет 1000 рублей.
Факт оказанных Селезневу Г.А. услуг в виде отграничения и пересчета деревьев в объеме 25 куб. м., подтверждается актом приема-передачи оказанных услуг от 02.03.2017, подписанный заказчиком Селезневым Г.А. и исполнителем директором Нерчинского филиала Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкаллесхоз» Шаферовым Н.К.
Согласно квитанции от 02.03.2017 Селезнев Г.А. оплатил 1000 рублей за оказанные услуги по отграничению и пересчету деревьев, предназначенных в рубку.
В соответствии с Приложением 1 к Приказу КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 17.01.2017 №-18ос был произведен расчет оплаты в размере 40 рублей за 1 куб. м. древесины.
В соответствии с приказом КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 17.01.2017 №18-ос директорам всех филиалов при заключении договоров на оказание услуг по отграничению и пересчету деревьев, предназначенных в рубку, предписано взимать обязательную плату в соответствии с утвержденной нормативно-технологической картой (НТК) на 2017 год.
Из представленных суду доказательств установлено следующее.
Прокуратурой Забайкальского края по результатам общенадзорной проверки 28.02.2017 оспорен приказ КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 17.01.2017 № 18-ос, которым незаконно с граждан взималась дополнительная плата за оказание услуг по отграничению и перечету деревьев, предназначенных в рубку.
20.03.2017 и.о. директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» Шаповаловым А.А. вынесен приказ № 71-ос о признании приказа № 18-ос от 17.01.2017 утратившим силу, в связи с протестом прокуратуры Забайкальского края № 7/1-10-2017 от 28.02.2017 на приказ КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 17.01.2017 № 18-ос.
В соответствии с п. 2, 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», организациям, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством РФ платежей при предоставлении государственных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в силу п. 1 ст. 2, ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» относится к государственной услуге, поскольку является деятельностью по реализации функций исполнительного органа государственной власти края при осуществлении отдельного государственного полномочия, переданного п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, исполнительным органом государственной власти края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, является Министерство природных ресурсов Забайкальского края. Пунктом 12.18.1.3 этого же Положения заключение договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к полномочиям Министерства.
Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, должны быть включены в перечень таких услуг, утвержденный нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом согласно ч. 3 ст. 9 Закона № 210-ФЗ порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. В Забайкальском крае такой порядок установлен Законом Забайкальского края от 16.10.2008 № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации», которым утверждена лишь плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
При этом нормативный правовой акт Правительства края, который бы включал отвод и таксацию лесосек, составление технологической карты в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, а также порядок определения размера платы за оказание такого рода услуг в сфере лесных отношений не принимались.
Кроме того, в соответствии с п. 17 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474, разработка лесосек без установления и обозначения на местности границы лесосек допускается при заготовке гражданами для собственных нужд в целях отопления сухостойной, ветровальной и буреломной древесины и очистке лесов от захламления. При этом на деревьях, подлежащих рубке, делаются отметки (яркая лента, скотч, краска, затески).
Пунктом 7 Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.10.2015 № 446, определено, что договоры купли-продажи лесных насаждений, в соответствии с которыми осуществляется заготовка древесины гражданами для собственных нужд для целей отопления, заключаются без проведения отвода лесосек, с последующим учетом такой древесины органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии; со статьями 82 - 84 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, при заготовке гражданами древесины для собственных нужд проведение отвода лесосек не требуется, взимание дополнительной, не предусмотренной законом платы за отграничение и пересчет деревьев, предназначенных в рубку для собственных нужд граждан является незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу частей 1, 2 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав являются: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья сам не может обратиться в суд самостоятельно за защитой своих прав. Селезнев Г.А. является пенсионером, самостоятельно обратиться в суд не может.
Учитывая, что приказ № 18-ос от 17 января 2017 года «О заключении договоров на оказание услуг по отграничению и перечету деревьев, предназначенных в рубку» признан утратившим силу, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в бюджет муниципального района «Нерчинский район».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Нерчинского района в защиту интересов Селезнева Г.А. - удовлетворить.
Признать договор оказания услуг от 02 марта 2017 г. между Селезневым Г.А. и Нерчинским филиалом Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» незаконным.
Взыскать в пользу Селезнева Г.А. с Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» денежные средства в сумме 1000 рублей, оплаченные Селезнева Г.А. по договору оказания услуг от 02.03.2017.
Взыскать с Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» государственную пошлину в размере 400 рублей в доход муниципального района «Нерчинский район».
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Судья . Не вступило в законную силу