Решение по делу № 2-192/2017 ~ М-141/2017 от 14.02.2017

2-192/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Айкино

02 марта 2017 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием прокурора Козлова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Вымского района в интересах Леонтьевой Н. П. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" о признании действий незаконными, обязании предоставить меры социальной поддержки,

установил:

На основании решения ответчика Леонтьевой Н.П. как педагогическому работнику муниципального общеобразовательного учреждения, работающему и проживающему в поселке городского типа, начиная с <Дата>, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Жилое помещение Леонтьевой Н.П. отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано, в связи с чем, с <Дата> ответчик производил истцу начисление и выплату денежной компенсации исходя из установленного норматива потребления услуг по освещению, утвержденных приказом Службы РК по тарифам от 23.08.2012 №62/21 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми", приказом Службы РК по тарифам от 25.03.2015 №16/1 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, а также нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, на территории Республики Коми", тогда как до <Дата> компенсировал фактические расходы на оплату электроснабжения в полном объеме.

Прокурор, ссылаясь на незаконность действий ответчика по осуществлению расчета и выплате компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения исходя из норматива потребления, обратился в суд с иском в интересах Леонтьевой Н.П. к ГБУ ЦСЗН о признании указанных действий незаконными, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.

Не оспаривая расчет суммы понесенных истцом фактических расходов на оплату электроснабжения, ответчик в письменном отзыве указал, что начисление и выплата денежной компенсации за освещение исходя из норматива потребления электрической энергии произведена правомерно, поскольку жилое помещение истца не оборудовано отдельным приором учета потребления электроэнергии на освещение, в связи с чем возражал против удовлетворения иска. Кроме того, ходатайствовал о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Возражая против удовлетворения иска третье лицо в письменном отзыве указало, что Правила о компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения исходя из норматива потребления электрической энергии на освещение подлежат обязательному применению, поскольку соответствуют федеральному законодательству, устанавливающему право педагогических работников на бесплатный доступ именно к освещению, а не к электроснабжению в целом.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Вымского района Козлов Ю.В. настаивал на исковых требованиях и доводах, изложенных в заявлении.

Стороны и третье лицо в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2010 №439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 №439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании", не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

С 01.09.2013 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон "Об образовании в РФ", закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

В соответствии с ч.8 ст.47 Закона "Об образовании в РФ" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч.4 ст.4 Закона "Об образовании в РФ" нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Подпункт 4 п.1(1) ст.18 Закона РК от 12.11.2004 №55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Закона РК от 02.05.2012 №26-РЗ) (далее – Закон РК "О социальной поддержке") устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пункта, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.

Согласно положениям п.15 и п.17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 №605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации.

Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Законом РК от 24.06.2013 №54-РЗ внесены изменения в редакцию п.1(1) ст.18 Закона РК "О социальной поддержке", согласно которым, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений РК и муниципальных образовательных учреждений в РК, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение.

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции п.1(1) ст.18 Закона РК "О социальной поддержке" исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК "О социальной поддержке" возложены на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства РК от 07.10.2013 №383 внесены дополнения в "Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденные постановлением Правительства РК от 05.05.2009 №115, в частности Правила дополнены пунктом 15.1, согласно положениям которого сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в ч.1(1) ст.18 Закона РК "О социальной поддержке", определяется:

1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;

2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Между тем, анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и поселках городского типа гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Закона РФ "Об образовании" (по правоотношениям до 01.09.2013), Закона "Об образовании в РФ" (по правоотношениям с 01.09.2013) и Закона РК "О социальной поддержке" (в ред. Закона РК от 24.06.2013 №54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно с п.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

По смыслу п. 1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43"О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

В соответствии с п.16 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РК от 05.05.2009 №115, действовавших в спорный период, компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно:

1) до двадцатого числа - в случае поступления в центр сведений от организаций до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2) до конца месяца - в случае поступления в центр сведений от организаций после 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, истец должен был узнать о нарушении своего права на предоставление мер социальной поддержки за период с <Дата> по <Дата> не позднее <Дата>.

Исковое заявление подано прокурором <Дата>, соответственно срок для обращения в суд за разрешением спора о нарушении права истца на предоставление мер социальной поддержки за период с <Дата> по <Дата> пропущен, уважительных причин пропуска трехгодичного срока обращения в суд не приведено, обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд, не усматривается.

Принимая во внимание, что в силу положений абз.2 п.2 ст.199 ГК РФ, п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" установление факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения исковых требований прокурора в интересах Леонтьевой Н.П. к ГБУ ЦСЗН о признании указанных действий незаконными, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.

В свою очередь срок по требованию об обязании выплатить компенсацию расходов, связанных с оплатой освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на момент обращения в суд не истек, в связи с чем, основания, для отказа в их удовлетворении по мотиву пропуска срока для обращения в суд, отсутствуют.

На основании сведений, предоставленных ОАО <...>, Леонтьевой Н.П., проживающей по адресу: <Адрес>, была начислена плата за потребленную в период с <Дата> по <Дата> электроэнергию, за исключением начисленной платы за электроэнергию на общедомовые нужды, в размере <...> руб. <...> коп.

Согласно справке ГБУ ЦСЗН выплаченная истцу денежная компенсация расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с <Дата> по <Дата> составила <...> руб. <...> коп.

Приведенные расчеты подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства РК от 07.10.2013 №383, истец имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации с <Дата> по <Дата> в размере <...> руб. <...> коп. (<...> руб. <...> коп.<...> руб. <...> коп.).

Поскольку гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки были нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, не могут быть признаны законными.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Вымского района в интересах Леонтьевой Н. П. – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" в части осуществления расчета и выплаты Леонтьевой Н. П. компенсации расходов, связанных с оплатой освещения жилого помещения в пределах установленных нормативов потребления.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" произвести Леонтьевой Н. П. компенсацию расходов, связанных с оплатой освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения на общую сумму <...> руб. <...> коп.

Исковые требования прокурора Усть-Вымского района к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района" об обязании произвести Леонтьевой Н. П. компенсацию расходов, связанных с оплатой освещения жилого помещения за период с <Дата> по <Дата> в размере фактических расходов на оплату электроснабжения – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

А.Е. Ермаков

2-192/2017 ~ М-141/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Леонтьева Надежда Павловна
Прокурор Усть-Вымского района
Ответчики
ГБУ "ЦСЗН Усть-Вымского района"
Другие
Министерство труда
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Ермаков Артём Евгеньевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
14.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2017Передача материалов судье
15.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2017Судебное заседание
02.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2017Дело оформлено
15.05.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее