Решение от 23.07.2020 по делу № 2а-4606/2020 от 19.05.2020

УИД: 50RS0-53 а-4606/2020

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

23 июля 2020 г. <адрес>,

<адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Климовского Р.В.,

при ведении протокола секретарем ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по земельному налогу

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее также – Инспекция) обратилась в Красногорский городской суд <адрес> с административным иском о взыскании с ФИО2 (далее также – Налогоплательщик) задолженности по земельному налогу за 2014 г. в сумме 4 167,61 руб. недоимки.

В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что в 2014 г. административному ответчику принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 67:20:0020102:402, 67:20:0020102:403, 67:20:0020102:405, 67:20:0020102:413, 67:20:0020102:415, 67:20:0020102:437, 67:20:0020102:438, 67:20:0020102:444, и 67:20:0020102:445, расположенные по адресу: 215344, Россия, <адрес>, Темкинский р-он, д. Тупичено.

Поскольку ФИО2 является плательщиком земельного налога, Инспекцией направлено административному ответчику налоговое уведомление, и впоследствии требование, однако Налогоплательщик земельный налог за указанный период не уплатил; в добровольном порядке задолженность по выставленному Инспекцией требованию не погасил.

С учетом изложенных обстоятельств Инспекция обратилась в суд с настоящим иском, в котором изложено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не направляла, о причинах неявки не сообщила, судебные извещения, направленные в ее адрес, вернулись в связи с истечением срока хранения.

Суд принял надлежащие меры по извещению административного ответчика и, исходя из ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), разъяснений, содержащихся в п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие сторон по делу, неявка которых свидетельствует об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть административный иск в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из п. 1 ст. 52 и п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено названным Кодексом, а также обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Между тем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление

Данным положениям НК РФ корреспондируют п. 3 ст. 396 и п. 1, 4 ст. 397 НК РФ, из содержания которых следует, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как следует из п. 6 ст. 58, ст. 69, 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае, если сумма налога не уплачена добровольно, налоговый орган выставляет налогоплательщику требование об уплате налога, которое должно содержать, в том числе сведения о недоимке, размере пеней, начисленных на момент направления требования, и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. ст. 12, 15, 387 НК РФ земельный налог является местным налогом и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; в данном случае – решением Совета депутатов Батюшковского с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ) в размере 0.3%.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, которая для налогоплательщиков - физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 390, п. 4 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в частности, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.п. 1, 3 ст. 396 НК РФ).

В соответствии со ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как орган, наделенный в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом из п. 2 ст. 6.1. НК РФ следует, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст.48 НК РФ).

Таким образом, налоговый орган по общему правилу обращается за выдачей судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций и в случае его отмены, вправе обратиться с данными требованиями в исковом производстве.

Из п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ следует, что судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Согласно ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.

Из приведенных правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов. Однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд препятствует вынесению судебного приказа. Поданное за пределами шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ, требование о взыскании обязательных платежей и санкций не является бесспорным.

Таким образом, налоговый орган вправе обратиться с административным иском в районный суд без предварительного обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, если усматривается спор о праве, в частности, надлежит разрешить вопрос о восстановлении процессуального срока на обращение в суд.

Как усматривается из материалов дела срок исполнения выставленного Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 требования об уплате недоимки, пени по земельному налога за 2014 г., при которой общая сумма налогов, подлежащая уплате административным ответчиком, превысила 3000 руб. установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок на обращение в суд, а именно три года и 6 месяцев истекли ДД.ММ.ГГГГ; между тем Инспекция согласно оттиску почтового штемпеля на конверте направила данное исковое заявление в суд ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок на обращение в суд административным истцом пропущен.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-П).

В то же время в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017N 2465-О указано, что п. 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока на обращение с административным иском в суд, Инспекция ссылается на загруженность сотрудников по оформлению документов.

Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Между тем по смыслу п. 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» приведенные административным истцом причины не являются уважительными. Доказательств того, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, в частности подавалось заявление о вынесении судебного приказа, налоговым органом не представлено. Пропуск срока составил почти 10 месяцев.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется законных оснований для восстановления этого срока, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░. ░ ░░░░░ 4 167 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░), 61 ░░░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-4606/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №22 по Смоленской области
Ответчики
Евдотий Виктория Юрьевна
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Климовский Р.В.
Дело на сайте суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Подготовка дела (собеседование)
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее