Дело №
РЕШЕНИЕ
г. Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ
Судья Краснокамского городского суда Пермского края Апрелева Ю.А.,
при секретаре Мусавировой Л.А.,
с участием представителя 15 отдела надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району Поварницына М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края жалобу Резухиной на постановление главного государственного инспектора по Краснокамскому муниципальному району по пожарному надзору Пащенко М.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края», (юридический адрес и место осуществления деятельности: <адрес>), Резухиной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> привлеченной к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенным главным государственным инспектором по Краснокамскому муниципальному району по пожарному надзору Пащенко М.В., директор ГКУ «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края» Резухина привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В период с № часов ДД.ММ.ГГГГ по № часов ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведённой проверки в помещениях ГКУ «ЦЗН г.Краснокамска Пермского края» по адресу: <адрес> установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, допущенные директором учреждения Резухиной, а именно:
1. В нарушение требований статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее ФЗ № 184-ФЗ), статей 4, 151 Федерального закона от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123-ФЗ), пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункта 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введённых в действие постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.1997 № 18-7, ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета (помещение № согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 21.07.2001) менее <данные изъяты> м.
2. В нарушение требований статьи 46 ФЗ № 184-ФЗ, статей 4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета (помещение № согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 27.07.2001) менее <данные изъяты> м.
3. В нарушение требований статьи 46 ФЗ № 184-ФЗ, статей 4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта - 33 Правил противопожарного режима, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета (помещение № согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 27.07.2001) менее <данные изъяты> м.
4. В нарушение требований статьи 46 ФЗ № 184-ФЗ, статей 4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета (помещение № согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 27.07.2001) менее <данные изъяты> м.
5. В нарушение требований статьи 46 ФЗ № 184-ФЗ, статей 4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, ширина эвакуационного выхода в свету из кабинета (помещение № согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 27.07.2001) менее <данные изъяты> м.
6. В нарушение требований статьи 46 ФЗ № 184-ФЗ, статей 4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 6.27 СНиП 21-01-97*, ширина горизонтальных участков (между помещениями № и 11 согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 27.07.2001) менее <данные изъяты> м.
7. В нарушение требований статьи 46 ФЗ № 184-ФЗ, статей 4, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 6.27 СНиП 21-01-97*, ширина горизонтальных участков (между помещениями № и 38 согласно техническому паспорту нежилого здания (строения) от 27.07.2001) менее <данные изъяты> м.
Директор ГКУ «ЦЗН г.Краснокамска Пермского края» Резухина подала жалобу на указанное постановление, просит его отменить и признать незаконным, в связи с тем, что с момента приобретения здания в 2001 году реконструкция, капитальный ремонт в помещениях «Центра занятости населения г.Краснокамска Пермского края» не проводились, положения СНиП 21-01-97* являются несостоятельными, недопустимый риск для безопасности и жизни, здоровья людей, угроза для жизни и здоровья, пребывающих в «Центре занятости населения г.Краснокамска Пермского края» отсутствует, поскольку данное помещение имеет три эвакуационных выхода, соответствующих определенным установленным требованиям, двери всех эвакуационных выходов открываются изнутри, свободно, без ключа, скопление людей отсутствует, средства пожаротушения имеются, противопожарные инструктажи проводятся, выполнены все прочие требования пожарной безопасности. Произведен расчет оценки пожарного риска, рассчитанное значение не превышает одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке.
В судебное заседание директор ГКУ «ЦЗН г.Краснокамска Пермского края» Резухина не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ранее доводы жалобы поддерживала, просила жалобу удовлетворить.
Представитель 15 отдела надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району Поварницын М.В. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать.
Суд заслушав, участников процесса, исследовав представленные материалы дела, материалы административного дела № в отношении директора ГКУ «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края» Резухиной, контрольно–наблюдательное дело ГКУ «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края», приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Устранение в дальнейшем допущенных и выявленных нарушений не освобождает лицо от административной ответственности.
Ответственность по ч.4 ст. 20.4. КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей…
Судом установлено, что в период с № часов ДД.ММ.ГГГГ по № часов ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки противопожарной безопасности в ГКУ «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края», расположенном по адресу: <адрес>, проведенной согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Здание, в котором расположены помещения ГКУ «ЦЗН г.Краснокамска Пермского края», принято в эксплуатацию в 1962 году, что подтверждается копией технического паспорта нежилого помещения по адресу: <адрес>. При этом, до передачи помещений названному учреждению в них была произведена перепланировка, что подтверждается поэтажным планом указанного здания, составленным на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* названные нормы и правила подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01.10.2003. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом, соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных Правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, для выполнения которых необходимо вмешательство в конструктивные элементы или инженерно-технические конструкции здания, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или капитального ремонта здания.
Свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 с 01.05.2009 (введен впервые). Названный свод правил разработан в соответствии с ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
В соответствии с п. 1.3 данных правил при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Необходимость расширить двери эвакуационных выходов из кабинетов №№, 36, 29 до 0,8 м, входа между помещениями № и № до 1,0 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*), обусловлена нормами, не содержащими более строгих требований к объектам защиты, чем требования нормативных документов, действовавших на момент введения зданий в эксплуатацию. Так, согласно примечанию к п. 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования" (СНиП II-А.5-62), действовавших на момент ввода здания, первый этаж которого занимает ЦЗН, в эксплуатацию в 1962 году, минимальная ширина эвакуационных дверей должна быть 0,8 м.
Из представленных технических паспортов, на 16.07.1964 и на 27.07.2001 были осуществлены перепланировки помещений №№ № (кабинеты), в которых путем установления новых перегородок, сноса старых были оборудованы новые кабинеты с установлением новых дверных проемов, ширина которых не соответствует требованиям вышеуказанных норм противопожарной безопасности.
Кроме того, согласно вышеуказанных технических паспортов, была произведена перепланировка с установлением двери между помещениями № и №, вследствие чего установлен новый проем, ширина которого не соответствует требованиям противопожарной безопасности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при реконструкции указанных помещений менялись конструктивные, объёмно-планировочные и инженерно-технические характеристики помещений, и данная реконструкция не соответствовала ранее действовавшим требованиям.
В данной части должностное лицо правомерно привлечено к административной ответственности.
Подлежит исключению из обвинения нарушение, указанное в пункте 4, 5 и 7 протокола об административном правонарушении, выражающееся в том, что ширина эвакуационного выхода в свету из кабинетов №, № <данные изъяты>, а именно, и ширина горизонтальных участков между помещениями № и № менее <данные изъяты>, не соответствует требованиям СНиП 21-01-97*, поскольку доказательств того, что здание в этой части подвергалось реконструкции или капитальному ремонту в материалах дела не имеется. Исходя из представленных технических паспортов первого этажа здания по <адрес>, составленных на ДД.ММ.ГГГГ год (здание введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году) и на ДД.ММ.ГГГГ указанные помещения реконструкции, капитальному ремонту не подвергались. Здание введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, помещения соответствовали требованиям противопожарной безопасности. Здание введено в эксплуатацию без оговорок.
Процессуальные требования к порядку привлечения привлекаемого лица к административной ответственности административным органом соблюдены.
Постановление вынесено уполномоченным органом ст.23.3 КоАП РФ, в пределах срока давности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Наказание директору ГКУ «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края» назначено в минимальном размере по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учётом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельств дела, с учетом смягчающего административную ответственность обстоятельства - конкретное деяние совершено впервые (в материалах дела отсутствуют сведения о совершении правонарушений ранее), отягчающие административную ответственность обстоятельства не были установлены.
Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 12.34, 2.9, п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного инспектора Краснокамского муниципального района Пащенко М.В. в отношении должностного лица, директора Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г.Краснокамска Пермского края» Резухиной по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
На постановление может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Ю.А. Апрелева