УИД 50RS0№-17
№
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
04 июня 2020 г. <адрес>,
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Климовского Р.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации городского округа Красногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Красногорск, в котором просила признать незаконным изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказ Администрации городского округа <адрес> в предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 50:11:00506:7500, площадью 245+/-5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, <адрес>, признать за ней право собственности на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию городского округа Красногорск с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:7500, площадью 250 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, <адрес>, находящийся в аренде ФИО2, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №). Однако в предоставлении в собственность земельного участка ей было отказано. Считает решение Администрации городского округа Красногорск в отказе в предоставлении земельного участка незаконным и необоснованным поскольку, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050609:7500 расположен на бывших полях фильтрации, получивших в последствии наименование кадастрового квартала с номером 50:11:0050609, образованного ЦВСК «Архангельское» Минобороны СССР в 50-х годах прошлого столетия. Земельный участок был предоставлен в пользование для ведения личного подсобного хозяйства ее отцу – ФИО5 в 50-х годах прошлого столетия в ЦВСК «Архангельское» Минобороны СССР. В санатории «Архангельское» ее отец ФИО5 проживал с 1951 года по 1971 года. Земельные участки сотрудникам «Архангельское» выделились садово-огородной комиссией, назначенной приказом начальника санатория «Архангельское», о чем свидетельствует постановление от ДД.ММ.ГГГГ №. В 1993 году Воронковским сельским советом было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому бывшие поля фильтрации были переданы жителям поселка Архангельское в бессрочное (постоянное) пользование для ведения личного подсобного хозяйства, то есть в собственность бесплатно. ФИО2 является правопреемником своего отца (ФИО5) (после его смерти, она более 30 лет продолжает выращивать на этом земельном участке фрукты, ягоды, цветы, оплачивает налоги. Считает свои права нарушенными, вынуждена обратиться в суд с данным иском, для защиты и восстановления нарушенных прав.
Истец ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно определены в ст. 395 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности – в ст. 391 ЗК РФ.
Так, в соответствии со ст. 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное)пользование (пункт 1); договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пункт 2); договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (пункт 3); договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 4).
Согласно ст. 395 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного, или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование, при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование, при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законом, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; земельного участка предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; земельного участка в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»; земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 392 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации полномочиями на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. <адрес> от 07.06.1996 №-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичные положения содержаться в п. 11 ч. 2 Положения об администрации городского округа <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией городского округа <адрес> и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, площадью 245+/-5 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050609:7500 для ведения огородничества сроком на 3 (три) года.
Договор аренды был заключен на основании постановления Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО2, утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории и присвоении адреса земельного участка площадью 245+/-5 кв.м., расположенного в <адрес>, городском округе Красногорске, <адрес>».
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка площадью 245+/-5 кв. м, участку был присвоен адрес и были установлены ограничения в пользовании данным участком в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы «Архангельское» <адрес>».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию городского округа Красногорск с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050609:7500, площадью 245+/-5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, <адрес>.
В удовлетворении заявления Администрацией городского округа Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в связи с тем, что земельные участки на данной территории, постановлением главы Администрации Воронковского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков за жителями <адрес>» были предоставлены жителям <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства; гражданам выдавались свидетельства о праве собственности на земельные участки. Между тем в архивном отделе Администрации списки к постановлению главы администрации Воронковского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков за жителями <адрес>» отсутствуют (л.д. 11).
Как усматривается из содержания постановления главы Администрации Воронковского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении земельных участков за жителями <адрес>» данным постановлением постановлено создать комиссию для проверки заявлений граждан и осуществления обмера земельных участков, а после проведения проверок комиссией выписывать свидетельства о праве собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 13).
Вместе с тем каких-либо доказательств получения отцом истца свидетельства о праве собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства суду не представленного, из указанного постановления данное обстоятельство также не усматривается.
Кроме того, согласно ответу ФГБУ «Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2, сообщено, что подтвердить информацию о предоставлении администрацией санатория в 50-х годах земельного участка отцу ФИО2 –ФИО5 не представляется возможным, в связи с отсутствием данной информации в архиве ФГБУ «ЦВКС «Архангельское» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 107).
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным отказа Администрации городского округа Красногорск в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, документов, подтверждающих то, что у ФИО2 возникло право на предоставление спорного земельного участка в собственность бесплатно истцом не представлено в связи с чем, у Администрации отсутствовали правовые основания для предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050609:7500, площадью 245+/-5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район, <адрес>.
Следовательно, изложенный в письме Администрации от ДД.ММ.ГГГГ обжалуемый отказ является обоснованным. Оснований для признания его незаконным не имеется.
Что касается требований истца признать право собственности на указанный земельный участок, то необходимо отметить следующее.
Данное требование основывается как на правовой позиции истца о том, что Администрация незаконно отказала в предоставлении ей земельного участка, так и на изложенном в дополнении (л.д. 79) утверждении о том, что названный земельный участок может быть предоставлен истцу в силу приобретательской давности.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. В данном случае истец ни в дополнении ни в ходе рассмотрения дела не заявляла об уточнении исковых требований, однако фактически ссылается на иные основания и обстоятельства приобретения права собственности. Суд, учитывая, что истец, вынося на обсуждение вопрос приобретательской давности, фактически меняет предмет и основание иска, полагает, что в данном процессе в силу требований ст. 39 ГПК РФ не может быть рассмотрено требование о признании права собственности в силу приобретательской давности, что не лишает истца права обратиться в суд с самостоятельным исковым заявлением.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что судом отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований о признании права собственности на спорный земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа Красногорск о признании незаконным изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказа в предоставлении земельного участка, признании права собственности на земельный участок отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Р.В. Климовский