Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3162/2015 ~ М-2964/2015 от 31.08.2015

Дело № 2-3162/2015г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2015 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,

При секретаре судебного заседания Ериной Е.П.,

С участием прокурора Кобозевой О.А.,

Адвокатов Орлова С.В., Калугина Р.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михеева О. Е., Пелевина А.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Заявители Михеев О.Е., Пелевин А.А. обратились в суд с заявлением, в котором просят отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов города Серпухова Московской области по одномандатному избирательному округу №17 Михеева Н.С.

Свои требования мотивирует тем, что решением Совета депутатов г. Серпухова Московской области № 480/59 от 23.06.2015 года выборы депутатов Совета депутатов г. Серпухова Московской области назначены на 13.09.2015 года. Данное решение было официально опубликовано в газете "Серпуховский вестник" №18 (162) от 26.06.2015 года.

Михеев О.Е. и Пелевин А.А. зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов города Серпухова по одномандатному избирательному округу №17 решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухов Московской области от 08.08.2015 года.

По тому же избирательному округу был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Серпухова Михеев Н.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения, решением Территориальной избирательной комиссии города Серпухов Московской области от 24.07.2015 года.

Заявители полагают, что регистрация кандидата Михеева Н.С. подлежит отмене, поскольку последний вне исполнения своих должностных обязанностей депутата Совета депутатов г. Серпухова Московской области, 20.08.2015 года лично инициировал и выполнял работы по бетонированию тротуара, за счет средств им же привлеченных, между школой № 9 и домом № 81 по ул. Советской в г. Серпухове, который входит в территорию избирательного округа. Проведение указанных работ Михеевым Н.С. создает положительный образ кандидата, что побуждает избирателей проголосовать за него и способствует его избранию, что в соответствии с пп. 4 п.2 ст. 2, пп. "е" п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является агитационной деятельностью.

26.08.2015 года на официальном сайте Совета депутатов города Серпухов Московской области была размещена информация о том, что при поддержке Михеева Н.С. была проведена программа по благоустройству территории от Детской музыкальной школы № 1 до ул. Советской, в том числе Михеевым Н.С. вместе с активистами Молодежного Совета были проведены работы по окосу травы и кустарников, приведению в порядок концертной площади, а также очистке территории от мусора. На фотографиях видно, как Михеев Н.С. лично выполняет работы по бетонированию тротуара, а в конце тротуара, по окончании его бетонирования, выбита его фамилия и год "МИХЕЕВ 2015". Данная территория входит в одномандатный избирательный №17, по которому баллотируется кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Серпухов Московской области Михеев Н.С. Администрацией г. Серпухова Московской области работы по бетонированию вышеуказанного тротуара запланированы не были.

Таким образом, кандидатом Михеевым Н.С. был забетонирован тротуар, осуществлена уборка внутри дворовой территории по ул. Советской, что, в соответствии с нормами п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является подкупом избирателей.

26.08.2015 года на официальном сайте Совета депутатов г. Серпухова Московской области была размещена информация о проделанной работе кандидатом Михеевым Н.С. по бетонированию тротуара, а также о работах по приведению в порядок внутри дворовой территории на ул. Советской.

Затем, 29.08.2015 года, вышеуказанная информация была также опубликована в газете "Серпуховские вести" № 60 (20950). Данная деятельность не является исполнением должностных полномочий депутата и носит агитационный характер. Оплата опубликования данного материала, а также финансирование по содержанию сайта Совета депутатов г. Серпухова осуществляется из бюджетных средств, выделенных Совету депутатов г. Серпухова. Бюджет был сформирован на основании Решения Совета депутатов г. Серпухова Московской области № 457/55 от 20.04.2015 года "О бюджете города Серпухова на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов" и утвержденного И.о.Главы города Серпухова, первым заместителем главы администрации А.С.Воробьевым. Аналогичной возможности по опубликованию своих агитационных материалов, отчетов о встречах с избирателями, иной деятельности, проведенной в ходе избирательной компании, на сайте Совета депутатов г. Серпухова, в газете "Серпуховские вести", за счет бюджетных средств, ни у одного из зарегистрированных кандидатов по одномандатному избирательному округу № 17 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования "Город Серпухов Московской области" не имеется. Таким образом, при проведении избирательной компании кандидатом Михеевым Н.С. неоднократно использовались преимущества своего должностного положения.

Подкупая избирателей, используя преимущества должностного положения и нарушая избирательное законодательство, кандидат Михеев Н.С. нарушает принцип равенства кандидатов, закрепленный в ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что нарушает пассивное избирательное право остальных кандидатов, зарегистрированных по одномандатному избирательному округу №17.

Заявители Михеев О.Е., Пелевин А.А. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, их интересы по доверенности представляет Алиев О.В. (доверенность л.д. 20-21).

Представитель заявителей Михеева О.Е., Пелевина А.А. – Алиев О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным как в заявлении, так и письменном объяснении (лд.38-43), настаивал на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Михеева Н.С. – адвокат Калугин Р.Г. (доверенность л.д. 25) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Пояснил, что Михеев Н.С. является действующим депутатом Совета Депутатов г.Серпухов и выполняя работы, указанные заявителями, исполнял свои обязанности депутата Совета депутатов г.Серпухов по одномандатному округу № 17 и распоряжение председателя Совета Депутатов г.Серпухова Кузнецова О.В.

Никакой предвыборной агитации, как кандидата в депутаты, в это время Михеевым Н.С. не проводилось и доказательств этому заявителями не представлено. Ссылка на выдавленную надпись на бетонном тротуаре "Михеев 2015" не является достоверным доказательством такой агитации, так как в избирательной кампании участвуют три кандидата в депутаты с фамилией Михеев, из них 2 по избирательному округу № 17, в г.Серпухове проживает не один житель с фамилией Михеев и данная надпись не несет смысловой нагрузки в виде призыва избирателям голосовать «за» или «против» конкретного кандидата.

В соответствии с п.6 ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями, что подтверждает законность действий депутата Михеева Н.С. и полную несостоятельность доводов заявителей.

Исходя из позиции Президиума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ № 41пв-2000 от 24.05.2000 – законодательство определяет подкуп избирателей и благотворительную деятельность кандидата в депутаты в качестве таковых лишь при наличии доказательств того, что они осуществлялись по отношению к избирателю под условием голосования за или против конкретного кандидата. Доказательств, что Михеевым Н.С. осуществлялся подкуп избирателей под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата, заявителями не представлено, что подтверждает несостоятельность их доводов.

Он так же пояснил, что официальный сайт Совета Депутатов г.Серпухова является сайтом именно Совета Депутатов г.Серпухова и информации о деятельности Михеев Н.С. в качестве кандидата в депутаты там не публиковалось. Публикация информации 29.08.2015 года была произведена не в газете "Серпуховские вести", а в приложении к этой газете – информационно -аналитическом бюллетене Совета Депутатов г.Серпухов "Вестник Совета Депутатов" и информации о деятельности Михеева Н.С. именно в качестве кандидата в депутаты там также не публиковалось.

Михеев Н.С. не располагает и не располагал административно-распорядительными полномочиями для публикации вышеназванной информации на официальном сайте Совета Депутатов г.Серпухова и информационно-аналитическом бюллетене Совета Депутатов г.Серпухова "Вестник Совета Депутатов", так как публикации на вышеназванном сайте и бюллетене могут производиться только по распоряжению Председателя Совета Депутатов г.Серпухов Кузнецова О.В. Доказательств, что данные публикации были произведены по инициативе Михеева Н.С. или Михеев Н.С. имел либо имеет возможность самостоятельно осуществлять публикации в вышеназванных средствах массовой информации заявителями не представлено, что свидетельствует о их необоснованности и несостоятельности.

В суд представлены письменные возражения на заявление, приобщенные к материалам дела (л.д. 56-58).

Заинтересованное лицо Михеев Н.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным представителем.

Представители заинтересованного лица ТИК г. Серпухов Орлов С.В., Николаева Е.В. (доверенность л.д. 26, 36) в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным представителем заявителей.

Выслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, заинтересованного лица Михеева Н.С., допросив свидетелей, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии г. Серпухов Московской области от 24.07.2015 года № 139 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" по одномандатному избирательному округу №17 зарегистрирован Михеев Н.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д.13-15).

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Серпухова Московской области от 08.08.2015 года № 458 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" по одномандатному избирательному округу №17 зарегистрирован Пелевин А.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д. 16-17).

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Серпухова Московской области от 08.08.2015 года № 468 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" по одномандатному избирательному округу №17 зарегистрирован Михеев О.Е., выдвинутый в порядке самовыдвижения (л.д. 18-19).

Согласно информации, размещенной на сайте Совета депутатов города Серпухова, 20 августа по инициативе депутата округа Н.С. Михеева за счет привлеченных средств и силами депутата Никиты Михеева и Молодежного Совета были проведены работы по асфальтированию тротуара между школой №9 и домом по ул. Советской (л.д. 9-12), что также усматривается из информационно – аналитического бюллетеня Совета депутатов г. Серпухова "Вестник Совета депутатов" №5 от августа 2015 года (л.д. 22).

Михеев Н.С. является депутатом Совета депутатов г. Серпухова Московской области созыва 2010-2015 г.г., по избирательному округу №17, с октября 2010 года по настоящее время исполняет обязанности на непостоянной основе (л.д. 113).

Установлено так же, что решением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 09.07.2015 года № 486/60 учрежден отраслевой орган Администрации г. Серпухова – Комитет по благоустройству Администрации г. Серпухова в форме муниципального казенного учреждения, а также утверждено положение о Комитете по благоустройству Администрации г. Серпухова (л.д. 60).

Согласно положению о Комитете по благоустройству Администрации г. Серпухова, Комитет является отраслевым органом Администрации г. Серпухова и непосредственно подчиняется заместителю главы администрации, курирующему данное направление деятельности. Функциями комитета является благоустройство и озеленение территории города Серпухова; осуществление разработки, утверждение и реализацию схем санитарной очистки территории г. Серпухова; осуществляет полномочия муниципального заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд: тротуаров, пешеходных зон, внутриквартальных дорог, муниципального дорожно – мостового хозяйства (л.д. 61-67).

Распоряжением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 25.09.2013 года № 15-д, депутату Совета депутатов г. Серпухова по избирательному округу №17, члену постоянной депутатской комиссии по социально – экономическому развитию города – Михееву Н.С. поручено курирование вопросов молодежной политики в совете депутатов г. Серпухова (л.д. 102).

Решением Совета депутатов г. Серпухова Московской области № 334/34 от 18.09.2013 года принято решение "Об утверждении Положения о Молодежном совете при совете депутатов г. Серпухова" (л.д. 91-92).

В соответствии с Положением о Молодежном совете при Совете депутатов г. Серпухова, Молодежный совет создается в целях вовлечения молодежи в процесс социально – экономического развития города, подготовки рекомендаций по реализации муниципальной молодежной политики. Задачами Молодежного совета, в том числе является поддержка молодежной инициативы. Молодежный совет для осуществления возложенных на него задач имеет право взаимодействовать с органами местного самоуправления, молодежными органами других муниципальных образований, молодежными общественными объединениями в пределах своих полномочий (л.д. 92-97).

В материалы дела представлен План работы Молодежного Совета при Совете депутатов г. Серпухова на 2015 год (л.д. 99-101), а также Регламент Совета депутатов г. Серпухова Московской области (л.д. 68-90).

Жители дома №81 по ул. Советской г.Серпухова неоднократно обращались в Совет депутатов г. Серпухова Московской области с просьбой содействовать в решении вопроса благоустройства придомовой территории дома 381 по ул. Советская со стороны, примыкающей к школе №9 (л.д. 107-108, 111).

Согласно сообщению депутата по избирательному округу №17 Михеева Н.С. от 06.08.2015 года № 504 исх., работы по благоустройству придомовой территории возле дома №81 по ул. Советской включены в план благоустройства на 2015 год и будет выполнен до октября 2015 года (л.д. 109).

Распоряжением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 18.08.2015 года № 4-о, депутату Совета депутатов г. Серпухова по избирательному округу №17, члену постоянной депутатской комиссии по социально – экономическому развитию города – Михееву Н.С. в срок до 13.09.2015 года поручено организовать работу по выполнению наказов избирателей по выполнению наказов избирателей (восстановление тротуара от музыкальной школы до ул. Советская) (л.д. 112).

01.07.2015 года между Советом депутатов г. Серпухова от имени муниципального образования "Город Серпухов Московской области", в лице председателя Совета депутатов г. Серпухова Кузнецова О.В. и ГАУ МО "Серпуховское информационное агентство Московской области" заключен муниципальный контракт №21, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать информационные услуги в печатном средстве массовой информации по вопросу вкладыша "Вестник Совета депутатов", а заказчик обязуется оплатить их. Срок действия контракта до 30.09.2015 года (л.д. 103-106).

В материалы дела представлено заявление от жителя города А. от 28.04.2015 года на имя генерального директора ООО УК "Фрегат" с просьбой удалить сухие деревья на детской площадке между домами 81Б и 81А по ул. Советская и увеличить размер отмостки торца дома на 50 см. (лд.132).

Согласно наряд – заданию от 20.08.2015 года устройство бетонной отмостки по ул. Советская, д. 81 (торец дома) проведено работниками Д. и Е. (лд.131).

Допрошенный в судебном заседании свидетель Кузнецов О.В., председатель Совета депутатов г. Серпухова Московской области, показал, что Михеев Н.С. является действующим депутатом Совета депутатов г. Серпухова с 2010 года и по настоящее время. Распоряжением Совета депутатов г. Серпухова Московской области Михееву Н.С. поручено организовать работу по выполнению наказов избирателей по выполнению наказов избирателей, а именно восстановление тротуара от музыкальной школы до ул. Советская. Михеев Н.С., как действующий депутат, лично принимал участие в восстановлении указанного тротуара. В связи с многочисленными обращениями жителей дома №81 по ул. Советская, данные работы являлись запланированными, а в связи с поступившим заявлением об ускорении работ, связанным с наступлением ненастных погодных условий, он своим распоряжением поручил ускорить проведение данных работ, окончанием которых поставил дату выборов. Также указал, что размещение информации в информационно – аналитическом бюллетене Совета депутатов г. Серпухова "Вестник Совета депутатов" производится пресс – секретарем Совета депутатов г. Серпухова, с разрешения председателя Совета депутатов, размещение какой-либо информации депутатами не допускается. Фотоматериалы по обустройству Михеевым Н.С. дорожки было опубликовано в качестве отчета действующего депутата о проделанной работе.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Б., В. показали, что видели как производится восстановление тротуара возле дома №81 по ул. Советская. Среди рабочих был Михеев Н.С., которого каждый из свидетелей знал ранее не только как депутата. Никаких разговоров про предстоящие выборы в тот момент не велось, ни Михеев Н.С., ни иные рабочие не говорили, что Михеев является кандидатом в депутаты и не просили голосовать за него.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Г. показал, что является председателем Молодежного совета депутатов при Совете депутатов г. Серпухов и совместно с Михеевым Н.С. проводил восстановление тротуара возле дома №81 по ул. Советская. В восстановлении указанного тротуара также принимали участие два рабочих УК "Фрегат", иные лица к работам не привлекались, агитационные материалы в указанное время не распространялись, во время проведения работ никто не говорил, что Михеев является кандидатом в депутаты и не просил за него голосовать. Свидетель так же пояснил, что по окончании работ уходил вместе с Михеевым Н.С., каких-либо надписей с изображением фамилии последний не производил, кто написал на дорожке фамилию «Михеев 2015» пояснить не может.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Д. показал, что работает в должности штукатура ООО УК "Фрегат". 20.08.2015 года свидетель по заданию бригадира проводил работы по бетонированию тротуара возле дома №81 по ул. Советская, поскольку указанная территория входит в зону обслуживания ООО УК "Фрегат". Дополнительно указанные работы не оплачивались, осуществлялись в рабочее время. Также указал, что агитационные мероприятия в указанное время не проводились, никто из делающих тротуар проходящих мимо людей не останавливал, внимания к Михееву Н.С. не привлекал и не просил голосовать за кандидатуру Михеева Н.С. Кто сделал запись "Михеев 2015" на тротуаре свидетель пояснить не смог, поскольку, когда он уезжал, ее не было. Он так же пояснил, что во время проведения работ на торцевой стороне рядом стоящего дома никаких плакатов и листовок с изображением Михеева не видел.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Е. показал, что работает в должности кровельщика ООО УК "Фрегат". 20.08.2015 года по заданию бригадира он принимал участие в восстановлении тротуара возле дома №81 по ул. Советская. Работы проводились совместно с двумя работниками, одним из которых был Михеев Н.С. Работами никто не руководил, Михеев Н.С. показал, что надо делать, при этом в подчинении никто ни у кого не находился, по окончании рабочего времени он, свидетель, уехал домой. Свидетель также показал, что агитационные мероприятия в указанное время не проводились, кроме прохожих, которые выражали недовольство созданными неудобствами из-за строительных материалов на дороге, возле них никто не останавливался, внимания к Михееву Н.С. не привлекал и не просил голосовать за кандидатуру Михеева Н.С. Кто сделал запись "Михеев 2015" на тротуаре свидетель пояснить не смог, поскольку когда он уезжал, ее не было. Он так же пояснил, что во время проведения работ на торцевой стороне рядом стоящего дома никаких плакатов и листовок с изображением Михеева не видел.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В соответствии с пп. "г" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

В соответствии с п. 37 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31.03.2011 года "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию.

Понятие "подкуп избирателей" содержится в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно пункта 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных средств (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями избирательного законодательства действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата, либо ставились в зависимость от результатов выборов.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, распоряжением Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 25.09.2013 года № 15-д, депутату Совета депутатов г. Серпухова по избирательному округу №17, члену постоянной депутатской комиссии по социально – экономическому развитию города – Михееву Н.С. поручено курирование вопросов молодежной политики в Совете депутатов г. Серпухова.

20.08.2015 года, на основании распоряжения председателя Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 18.08.2015 года, Михеев Н.С. совместно с рабочими управляющей компании ООО "Фрегат" и представителем Молодежного совета при Совете депутатов г. Серпухова Московской области, организовали работу по выполнению наказов избирателей, а именно по восстановлению тротуара от музыкальной школы до ул. Советская в г. Серпухове Московской области.

Таким образом, судом установлено, что мероприятия по восстановлению тротуара являлись плановыми и осуществлялись Михеевым Н.С. на основании распоряжения председателя Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 18.08.2015 года, совместно с Управляющей компанией ООО "Фрегат" не в рамках избирательной кампании кандидата в депутаты Совета депутатов города Серпухова, поскольку избирательное законодательство не предусматривает необходимость освобождения кандидата от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Доказательств восстановления тротуара возле дома №81 по ул. Советская в г. Серпухове Московской области, расположенного на территории избирательного округа №17 по поручению кандидата в депутаты Михеева Н.С., заявителями также представлено не было, напротив, как следует из материалов дела, указанные действия осуществлялись Михеевым Н.С. в соответствии с распоряжением председателя Совета депутатов г. Серпухова Московской области от 18.08.2015 года.

Также заявителями не представлено доказательств того, что именно Михеев Н.С. организовал и оплатил работу сотрудников Управляющей компании "Фрегат", под условием голосования избирателей за него либо против иного кандидата, а представленные доказательства в виде наряд-задания от 20.08.2015 года, а так же показаний свидетелей Д. и Е. свидетельствуют об обратном.

Участие Михеева Н.С. в восстановлении тротуара, не свидетельствует о наличии в его действиях признаков подкупа избирателей, и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, в том числе представленных стороной заявителя, из которых следует, что агитация в указанный период Михеевым Н.С. не проводилась, агитационный материал не распространялся.

Действия, совершенные кандидатом Михеевым Н.С. не были связаны с предвыборной агитационной деятельностью, не побуждали избирателей голосовать за нее или против других кандидатов, участвовать в голосовании либо отказаться от участия в голосовании. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в период проведения указанных работ Михеев Н.С. позиционировал себя как кандидата в депутаты на предстоящих выборах, создавая при этом положительный образ кандидата, который побуждал избирателей голосовать за его кандидатуру, стороной заявителя не представлено, ходатайств о содействии суда в истребовании таких доказательств не заявлялось, иные доказательства, представленные стороной заявителя в виде показаний допрошенных в качестве свидетелей Б. и В. доводы заявителя в этой части опровергают.

Судом так же проверены доводы стороны заявителей относительно того, что к агитации избирателей со стороны Михеева Н.С. относится надпись на бетонной дорожке с фамилией «Михеев 2015». Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанная надпись была сделана самим Михеевым Н.С., либо с его ведома или по его просьбе, стороной заявителя в судебное заседание не представлено, судом не добыто, показаниями допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей Д. и Е. опровергается.

Таким образом, доказательств, которые бы могли свидетельствовать об осуществлении кандидатом Михеевым Н.С. в период избирательной кампании подкупа избирателей, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.

Также в обоснование своих доводов, заявители ссылаются на тот факт, что при проведении избирательной компании кандидатом Михеевым Н.С. неоднократно использовались преимущества своего должностного положения, что нарушает пассивное избирательное право остальных кандидатов, зарегистрированных по одномандатному избирательному округу №17.

В соответствии с пп. "в" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Согласно п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ "Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Из материалов дела следует, что деятельность действующего депутата Совета депутатов г. Серпухова Московской области Михеева Н.С. освещалась в средствах массовой информации, имелись публикации на официальном Интернет – сайте Совета депутатов г. Серпухова, а также в информационно – аналитическом бюллетене Совета депутатов г. Серпухова № 5 от августа 2015 года.

Проанализировав содержание указанных статей, суд приходит к выводу о том, что все публикации содержали сведения о реализации депутатом Совета депутатов г. Серпухова Михеевым Н.С. запланированных мероприятиий; ни в одной из них не говорилось о Михееве Н.С. как о кандидате на должность депутата в Совет депутатов г. Серпухова на предстоящие выборы; ни одна из публикаций не агитировала избирателей голосовать «за» или «против» кого-либо из кандидатов, в том числе Михеева Н.С.; ни одна из публикаций не заказывалась кандидатом на должность депутата Совета депутатов г. Серпухова; ни одна из публикаций не является отчетом кандидата в депутаты о проделанной работе.

Публикация в информационно – аналитическом бюллетене Совета депутатов г. Серпухова № 5 от августа 2015 года под названием "Дорога к знаниям" содержит информацию о Михееве Н.С. в рамках его деятельности как действующего депутата Совета депутатов г. Серпухова, то есть носит информационный характер.

Таким образом, установлено, что указанные статьи не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, побуждение избирателей голосовать за Михеева Н.С., в связи с чем суд приходит к выводу о том, что они не могут расцениваться как предвыборная агитация.

На основании изложенного, указанные заявителями Михеевым О.Е., Пелевиным А.А. и их представителем Алиевым О.В. обстоятельства не могут повлечь отмену регистрации Михеева Н.С. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по одномандатному избирательному округу № 17.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Михеева О. Е., Пелевина А.А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Серпухова Московской области по одномандатному избирательному округу № 17 Михеева Н. С. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в пятидневный срок в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.

Председательствующий: Е.В.Козлова

Решение суда в окончательной форме составлено 05 сентября 2015 года

2-3162/2015 ~ М-2964/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пелевин Андрей Андреевич
Серпуховская городская прокуратура
Михеев Олег Евгеньевич
Другие
Михеев Никита Сергеевич
Территориальная избирательная комиссия г.Серпухова Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Козлова Елена Владимировна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
31.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2015Передача материалов судье
31.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2015Судебное заседание
04.09.2015Судебное заседание
05.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2015Дело оформлено
29.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее