Дело № 2-542/2020
УИД: 61RS0020-01-2020-000293-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Сугейко Д.А.,
с участием адвоката Шульга Е.С., действующей на основании ордера №...... от 18.05.2020,
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №...... от 06.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-542/2020 по иску Хохлова С.А., Хохлова М.М. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области, Министерству энергетики Российской Федерации об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с ними, проживающими в квартире №...... доме №...... по <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, по форме, установленной Министерством энергетики РФ, в срок до 31.12.2021.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются нанимателями квартиры №...... дома №...... по <адрес> на основании ордера №...... от 30.08.1982 Новошахтинского городского совета депутатов, выданному на основании решения (выписки) исполнительного комитета о предоставлении, обмене, расширении квартир, переоформлении, замене и выдаче ордеров.
Хохлов С.А. зарегистрирован и проживает в вышеуказанной квартире с 13.01.1997. Хохлов М.М. зарегистрирован и проживает в вышеуказанной квартире с 11.03.1997.
Согласно ответу Администрации г. Новошахтинска от 09.12.2019 №......, они включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «.......» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: <адрес>, под ТЭО №....... Данный список утвержден протоколом в 2016 г.
Они неоднократно направляли письменные обращения в Администрацию г. Новошахтинска, содержащие просьбу заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке. Однако на их обращения получены ответы от 10.04.2019 №......, от 09.12.2019 №......, аналогичного содержания с обещанием заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья только в случае поступления средств из федерального бюджета. В свою очередь средства федерального бюджета, предназначенные для реализации мероприятия по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, распределены в полном объеме. До настоящего времени социальная выплата на приобретение жилого помещения им не предоставлена, ответчик отказал им, ссылаясь на отсутствие денежных средств, на переселение из ветхого жилья.
Они продолжают проживать в условиях, не соответствующих санитарным и техническим нормам для жилого помещения. Внутри квартиры стены в трещинах, пол проваливается, фундамент дома осел, имеются разрушения, ежедневно они пребывают в страхе обрушения дома. Несмотря на все предпринимаемые ими меры по ремонту дома для его надлежащего состояния, по оштукатуриванию и заделыванию дыр в стенах, ремонту кровли, дом рушится на глазах.
Они полагают, что отсутствие денежных средств не является основанием для бездействия Администрации г. Новошахтинска и затягивания процесса переселения их в новое жилое помещение. Они не могут быть лишены права получения гарантированной государством социальной помощи.
Истцы Хохлов С.А., Хохлов М.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Согласно предоставленному заявлению, просили дело рассмотреть в их отсутствие, указав, что исковые требования поддерживают, просят удовлетворить. Дело рассмотрено в отсутствие истцов Хохлова С.А., Хохлова М.М. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов Хохлова С.А., Хохлова М.М. – адвокат Шульга Е.С., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска – Никулина О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что никто из жильцов данного дома не переселен, преимущественным правом на переселение истцы не обладают, указала, что при поступлении финансирования Администрация города заключит с истцами договор о предоставлении соцвыплаты в добровольном порядке. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Возражений по делу не представили и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства энергетики РФ в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителей сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в квартире №......, расположенной в доме №...... по <адрес>. Дом, в котором проживают истцы, признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Истцы включены в дополнительный список №...... граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «.......» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под №....... Данный список граждан утвержден протоколом АЯ-672пр от 27.09.2016.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что истцы неоднократно в течение 2019 года обращались к ответчику с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты, на что Администрация г. Новошахтинска ответила об отсутствии денежных средств для заключения с ними такого договора.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Вместе с тем, из материалов дела, следует и сам факт включение жильцов спорного дома в Дополнительный список граждан, подлежащих переселению…, свидетельствуют, что проживание в квартире №...... дома №......, равно как и в целом доме, по <адрес> невозможно, так как его состояние создает угрозу жизни и здоровью истцов.
Суд также обращает внимание на то, что если проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан, то предоставление жилья, взамен признанного непригодным, не должно зависеть от установленного плана и срока расселения, а также от наличия либо отсутствия финансирования данных мероприятий.
При этом суд полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.
При разрешении данного спора, суд также полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат. Право истцов на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №...... ░░░░ №...... ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░ ░░░░ ░░ 31.12.2021.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.05.2020.