Дело № 2-663/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2018 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Тиккуевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворовой Светланы Владимировны к администрации Олонецкого национального муниципального района о признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Настоящий иск заявлен по тем основаниям, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью .... кв.м.
хх.хх.хх г. в указанном доме произошел пожар, в результате которого дом полностью уничтожен. Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. № жилое помещение признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди взамен сгоревшему.
Письмом администрация Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. № истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Просит признать ее нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения и обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение взамен сгоревшего по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, не менее .... кв.м. Свои требования истец основывает на п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ и ст. ст. 85,86 ЖК РФ,
В судебном заседании представитель истца Рышкальский А.М., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, указав на то, что в силу п.1 ч. 2 ст. 57 и ст. ст. 85,86 ЖК РФ истец, как наниматель жилого помещения, которое полностью уничтожено в результате пожара имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просил суд признать Суворову С.В. нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения и обязать ответчика предоставить истице во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, взамен сгоревшего, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, не менее .... кв. м.
Представитель ответчика Андреева Я.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Просила в иске отказать, поскольку истец имеет в собственности жилое помещение и не может быть отнесен в категории граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма представляются в установленном настоящем Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 51 данного Кодекса, устанавливающей, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
В силу части 1 статьи 57 (представление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действия которого распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Кроме того, пункт 38 Положения N 47 предусматривает, что жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения, в том числе в результате пожаров, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Из представленного суда заключения межведомственной комиссии № от хх.хх.хх г. следует, что комиссией выявлены основания для признания для признания помещения непригодным для проживания. При этом в нарушении Положения №47 в заключении не указаны основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и не указано о том, что проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования, многоквартирный дом также не признан аварийными и подлежащими сносу.
При этом, если проводится обследование жилого помещения, Комиссия составляет заключение, на основании которого орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 названного положения, а именно: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Суворова С.В. зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: .....
Из справки заместителя начальника ОНД следует, что хх.хх.хх г. по адресу: .... произошел пожар. В результате пожара уничтожен сарай полностью, уничтожен полностью ...., хозпостройки, уничтожено имущество граждан, проживающих в доме.
Заключением межведомственной комиссии от хх.хх.хх г. и актом обследования помещения от хх.хх.хх г. .... жилом ...., расположенном по .... в ...., признана непригодным для проживания.
Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района № от хх.хх.хх г. «О признании жилых помещений непригодными для проживания» следует, что в том числе, жилое помещение, расположенное по адресу: .... признано несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещения и непригодным для проживания.
Таким образом, из представленного суду заключения межведомственной комиссии № от хх.хх.хх г. следует, что комиссией выявлены основания для признания для признания помещения непригодным для проживания. Вместе с тем, в нарушении Положения №47 (п.47) в заключении не указаны основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и не указано о том, что проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно или техническое состояние и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования, многоквартирный дом также не признан аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением администрации Олонецкого национального муниципального района № от хх.хх.хх г. «О признании жилых помещений непригодными для проживания» жилое помещение, расположенное по адресу: .... признано несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещения и непригодным для проживания.
При этом, в распоряжении не указано о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, что влечет соответствующие юридические последствия для проживающих в таких домах граждан.
Таким образом, в установленном законом порядке жилое помещение которое занимала истица не признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежащим.
Заключение межведомственной комиссии № от хх.хх.хх г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не оспорено.
хх.хх.хх г. Суворова С.В. обратилась с заявлением в администрацию Олонецкого национального муниципального района о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от хх.хх.хх г. Суворовой С.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма по причине обеспеченности общей площадью на одного члена семьи более учетной нормы.
Суворовой С.В. администрацией Олонецкого национального муниципального района было направлено уведомление от хх.хх.хх г. исх. № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как суммированная обеспеченность общей площадью жилого помещения более учетной нормы (11 кв.м. на каждого челна семьи), установленной решением Олонецкого национального муниципального района.
Согласно выписке из ЕГРН от хх.хх.хх г. Суворовой С.В. принадлежит .... доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., общей площадью .... кв.м.
Требования истицы о признании ее нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения основаны на положениях п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, то есть право на предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи признанием жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции. Таким образом, законодателем предусмотрено два совокупных основания для предоставления жилого помещения в соответствии с п. 1 ст. 57 ЖК РФ - признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим ремонту и реконструкции.
При этом, как указывалось выше, в установленном законом порядке жилое помещение, расположенное по адресу: ...., не признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, так как в выводах межведомственной комиссии указано только на то, что жилое помещение непригодно для проживания.
Также требования истца основаны на ст. ст. 85, 86 ЖК РФ.
Положениями ст. 86 ЖК РФ установлено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Решения о сносе .... в .... и расселения жителей дома администрацией Олонецкого национального муниципального района не принималось.
При этом, суд отмечает предусмотренных частью 2 статьи 57 данного Кодекса, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Суворовой Светланы Владимировны к администрации Олонецкого национального муниципального района о признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения -отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.П. Вакуленко
....
....