Дело № 2 – 4407/2014(21)
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «29» мая 2014 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Шперлинг Ю.А.
при секретаре Лешуковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева А. Р., Киреева Р. А., Киреевой С. Ш., действующей в своих интересах и интересах недееспособного сына Киреева А. А., к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
спорной является трехкомнатная квартира № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по ул. Павла Шаманова в г. Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленная Кирееву А. Р. на основании договора социального найма № <данные изъяты> от «<данные изъяты>» сентября <данные изъяты> года в связи с прохождением воинской службы.
Истцы предъявили к вышеназванным ответчикам иск о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации в равных долях и в обоснование иска указали, что квартира была предоставлена Кирееву А.Р. и членам его семьи – Киреевой С.Ш. (жена), Киреева А.А. (сын) и Киреева Р.А. (сын) в <данные изъяты> году по договору социального найма, право собственности принадлежит Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от «<данные изъяты>» декабря <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» принятие решения о передаче квартиры в собственность истцов находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Направленное в адрес ответчиков заявление о безвозмездной передаче занимаемой квартиры в собственность истцов в порядке приватизации оставлено ответчиками без удовлетворения, в приватизации квартиры по различным причинам было отказано, что не соответствует положениям Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Ограничений для приватизации квартиры законом не предусмотрено. Истцы несут возложенные на них расходы по содержанию жилья в надлежащем состоянии, ранее право бесплатной приватизации не реализовали.
Истцы Киреев А.Р. и Киреева С.Ш., действующая в своих интересах и интересах недееспособного сына Киреева А.А., в судебном заседании иск поддержали в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.
Истец Киреев Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили, своевременно и надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не уведомили, отзыв на иск не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляли.
Суд, с учетом мнения истцов, руководствуясь положениями статьи <данные изъяты> Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статей <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.
Согласно пункту <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от «<данные изъяты>» мая <данные изъяты> года № <данные изъяты> заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что «<данные изъяты>» сентября <данные изъяты> года Киреев А.Р. и Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, заключили договор социального найма № <данные изъяты> жилого помещения – трехкомнатной квартиры № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по ул. Павла Шаманова в г. Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м. с учетом членов семьи – Киреевой С. Ш. (жена), Киреева А. А., <данные изъяты> года рождения (сын), Киреева Р. А., <данные изъяты> года рождения (сын) (л.д. <данные изъяты> – <данные изъяты>).
Приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> от «<данные изъяты>» октября <данные изъяты> года № <данные изъяты> над недееспособным Киреевым А. А. установлена опека, опекуном назначена Киреева С.М. (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от «<данные изъяты>» сентября <данные изъяты> года № <данные изъяты> уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что спорная квартира была предоставлена Кирееву А.Р. на законных основаниях с учетом норм действующего жилищного законодательства в связи с прохождением военной службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.
Согласно справки Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания <адрес> от «<данные изъяты>» апреля <данные изъяты> года истцы Киреев А.Р., Киреева С.М. и Киреев А.А. зарегистрированы в квартире № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по ул. Павла Шаманова в г. Екатеринбурге (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии со статьей <данные изъяты> Закона Российской Федерации от «<данные изъяты>» июля <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от «<данные изъяты>» октября <данные изъяты> года) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от <данные изъяты> до <данные изъяты> лет.
В силу статьи <данные изъяты> указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно пункту <данные изъяты> статьи <данные изъяты> приведенного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истца Киреева А.Р. и членов его семьи возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Пунктом <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
<данные изъяты>) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
<данные изъяты>) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
<данные изъяты>) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктом <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Федерального закона Российской Федерации от «<данные изъяты>»<данные изъяты> № <данные изъяты>-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту <данные изъяты> статьи <данные изъяты> Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства Российской Федерации от «<данные изъяты>» июля <данные изъяты> года № <данные изъяты>) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.
В соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от «<данные изъяты>» августа <данные изъяты> года № <данные изъяты> (в редакции Указа от «<данные изъяты>» ноября <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от «<данные изъяты>» декабря <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела при обращении Киреева А.Р. за заключением договора приватизации жилого помещение, ему, по сути, было отказано, поскольку в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность (л.д. <данные изъяты>).
Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.
В силу статьи <данные изъяты> Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Кирееву А.Р. и членам его семьи спорное жилое помещение было предоставлено в <данные изъяты> году в установленном законом порядке, в настоящее время их право на указанное жилье никем не оспаривается, ранее истцами не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений, что подтверждается документально (л.д. <данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> - <данные изъяты>), суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права собственности в равных долях на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по ул. Павла Шаманова в г. Екатеринбурге – обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.
В соответствии со статьями <данные изъяты>, <данные изъяты> Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями <данные изъяты> – <данные изъяты>, <данные изъяты> - <данные изъяты> Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. – ░░░░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░