Дело № 2-394/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 22 января 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Токаревой Ж.Г.,
при секретаре Варлашиной Т.Г.,
с участием помощника прокурора г.Новоалтайска Алтайского края Шукуровой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Новоалтайска Алтайского края в интересах Попова В.М. к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, филиалу №5 Государственного Учреждения Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Новоалтайска обратился в суд в интересах Попова В.М. с иском к ГУ - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности предоставить Попову В.М. путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА за счет средств федерального бюджета.
Требования прокурора г.Новоалтайска обоснованы тем, что Попов В.М. является <данные изъяты> и в соответствии с положениями ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Закон) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. Однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение в ДАТА ему не предоставлена, чем нарушено право истца.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г.Новоалтайска Алтайского края Шукурова Н.Л. иск поддержала, просила удовлетворить.
Материальный истец Попов В.М. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представители ГУ-АРО ФСС РФ не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания.
С учетом мнения процессуального истца, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов представляет систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и интеграции в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является санаторно-курортное лечение.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 данного Федерального закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Согласно п.5 ст. 6.3 названного Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328. Данный Порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Действие настоящего Порядка распространяется на граждан, приравненных законодательством Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки к гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 3.3 данного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Для получения путевки, в соответствии с установленными в п.п. 3.6, 3.7 Порядка требованиями, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Судом установлено, что Попов В.М., ДАТА года рождения, является <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии НОМЕР.
Тот факт, что в ДАТА истец являлся получателем набора социальных услуг, подтверждается сообщением ГУ-УПФ РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе от ДАТА и ответчиком не оспаривается.
Как следует из заявления Попова В.М., он обратилась в филиал № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ДАТА с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Наличие медицинских показаний для прохождения санаторно-курортного лечения подтверждалось справкой для получения путевки от ДАТА НОМЕР, выданной по соответствующей форме НОМЕР
Согласно уведомлению из филиала № 5 ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Попов В.М. ДАТА на основании представленных документов поставлен на очередь на получение санаторно-курортной путевки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Попов В.М. имел право на обеспечение санаторно-курортным лечением в ДАТА и им был соблюден установленный законом порядок обращения для получения путевки.
Ответчиками не оспаривается, что Попову В.М. путевка на санаторно-курортное лечение за ДАТА не предоставлялась, что фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.
Как указано в сообщении ответчика, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисляемых из федерального бюджета. Путевка Попову В.М. не предоставлена ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета, а также того, что заявления граждан должны удовлетворяться в порядке очередности, по мере их поступления.
Между тем, гражданин не является участником бюджетных отношений в силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование предоставления набора социальных услуг. Меры социальной помощи предоставляются государством исходя из его финансовых возможностей, но, будучи установленными законом, они становятся гарантированными государством и отказ от их предоставления невозможен без соответствующих изменений закона только лишь на основании недостаточности бюджетных средств.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
В силу прямого указания в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» на то, что инвалиды имеют право на предоставление путевки, следует, что такая социальная помощь является обязанностью государства. При этом в Законе отсутствуют положения, предусматривающие возможность ограничения обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия ГУ-АРО ФСС РФ, выразившиеся в не предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА, являются незаконными, а истец имеет право на предоставление ему путевки на санаторно-курортное лечение за прошлый период (за ДАТА). Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Кроме того, из справок для получения путевок от ДАТА НОМЕР, от ДАТА НОМЕР усматривается, что Попову В.М. и в настоящее время по состоянию здоровья рекомендовано санаторно-курортное лечение. Срок действия справки от ДАТА НОМЕР, составляющий 6 месяцев, на момент вынесения решения не истек.
То обстоятельство, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 6.3 Закона является календарный год, не является основанием для отказа истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА, так как в данном конкретном случае разрешается вопрос о восстановлении нарушенных прав конкретного истца.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
Надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на территориальном органе Фонда социального страхования РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г.Новоалтайска в интересах Попова В.М. подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 89 Гражданского процессуального кодекса РФ, п.9 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу положений главы 9 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина подлежит зачислению в местный бюджет.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ГУ-АРО ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2013 ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2013 ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░