ДЕЛО № 2-347/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2017 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
с участием истца Чиликовой Л.А.,
представителя ответчика Максимовой О.А., действующей на основании доверенности № от 14.02.2017г.,
при секретаре Чубаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чиликовой Людмилы Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края о возложении обязанности перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Чиликова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, мотивируя требования тем, что с 19 июня 2014 года истец является получателем пенсии по старости, при обращении к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, в удовлетворении такого заявления Чиликовой Л.А. было отказано, поскольку нет сведений об уплате истцом в 2000-2001 годах единого социального налога. Предоставив случайно сохраненные документы за 2001 – 2002 год, она получила прибавку к пенсии более 2000 рублей. Просит суд, с учетом уточненных требований, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края произвести ей перерасчет пенсии с 19 июля 2014 года по 01 июля 2017 года.
Истец Чиликова Л.А. в судебном заседании требования заявления поддержала в полном объёме, по изложенным в нем основаниям. Суду пояснила, что 19.06.2014г. она вышла на пенсию, размер пенсии составлял 5900 рублей, стаж 12 лет. Обращалась неоднократно в пенсионный фонд, указав, что 15 лет являлась предпринимателем, обучалась в учебном заведении, и данный период был указан в трудовой книжке, добавили еще годы, стаж стал 27 лет. В УПФ сказали, что выпали из начисления 2001 и 2002 года, хотя она платила налоги, когда была ИП, необходимо предоставить справки об уплате единого социального налога за 2001 и 2002 года. Она принесла в пенсионный фонд свидетельства об уплате единого вмененного налога, размер её пенсии изменился до 10 000 рублей. Когда она собирала документы на оформление пенсии, ей никто сказал, чтобы она принесла какие-либо справки, свидетельства. Если бы ей сказали, она бы при назначении пенсии предоставила все необходимые справки и документы.
В пояснениях предоставленных суду и в судебном заседании Чиликова Л.А. просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 19 июля 2014 года по 01 июля 2017 года.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края Максимова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, согласно действующего законодательства, пенсия назначается таким образом: до даты регистрации гражданина в системе пенсионного страхования, то есть до 2002 года, трудовой стаж и отчисления единого социального налога подтверждается трудовой книжкой, справками с места работы. После 2002 года на лицевом счете есть все отчисления сделанные в единый социальный налог. И с 2002 года все данные берут с лицевого счета. При начислении пенсии Чиликовой Л.А., все что было на её лицевом счете, то и было учтено. Чиликова при начислении пенсии предоставила им только трудовую книжку. Она сама добровольно могла предоставить все необходимые справки, свидетельства, что она зарегистрирована была ИП, ее в этом никто не ограничивал. Если после начисления пенсии, гражданин предоставляет документы подтверждающие стаж, отчисления в единый социальный налог, то перерасчет осуществляется с первого числа, после предоставления документов.
В возражениях, предоставленных суду указала, что с 19 июня 2014 года истцу назначена трудовая пенсия по старости, также она является получателем страховой пенсии. В рамках проведения заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию в Управлении проводится работа по предварительной проверке и оценке документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, ведущим специалистом Управления были проверены документы Чиликовой Л.А., даны рекомендации по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии, указанный акт вручен истцу 10.04.2017г. Чиликова Л.А. зарегистрирована в системе персонифицированного учета 24.09.1999г., соответственно периоды трудовой деятельности после этой даты должны подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В связи с чем истцу было рекомендовано предоставить справку из налогового органа об уплате единого социального налога, для дальнейшего включения периодов работы, за которые произведена уплата страховых взносов в ПФР в стаж для начисления пенсии. С заявлением за назначением пенсии по достижении пенсионного возраста, Чиликова Л.А. обратилась 18.06.2014г., при этом ею не был предоставлен документ из налогового органа об уплате единого социального налога. 16.12.2014г. Чиликова Л.А. обратилась в Управление за перерасчетом пенсии, с учетом представленной справки об уплате страховых взносов в ПФР за период с 06.06.1995г. по 31.12.2000г. при этом по заявлению истца, был учтен факт того, что сведения об уплаченных страховых взносах за данный период работы имелись в Управлении и перерасчет произведен по решению комиссии с учетом данного стажа с момента первоначального назначения пенсии. 26.06.2017г. истец вновь обратилась с заявлением, представив документ об уплате единого социального налога за 2001 год, при этом, о предоставлении указанного документа. Чиликова Л.А., была уведомлена 10.04.2014г., таким образом ей был произведен перерасчет со сроков, установленных законодательством с 01.07.2017г. Представитель ответчика считает, что при перерасчете пенсии истцу, были соблюдены все нормы пенсионного законодательства, и её пенсионные права не нарушены. Просит суд в удовлетворении заявленных требований Чиликовой Л.А. отказать.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2014 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона в страховой стаж включаются периоды трудовой и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона N 173-ФЗ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа с 01 января 2002 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином социальном налоге на вмененный доход" не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, в том числе страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С введением с 01 января 2001 г. единого налога, установленного Налоговым законодательством, страховые взносы были включены в состав единого социального налога на вмененный доход, поэтому пунктом 2 статьи 29 Закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (в редакции от 17 октября 2009 г.) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" предусматривается, что при применении Закона N 173-ФЗ уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу названного Закона (до 01 января 2002 г.) приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.В соответствии с действующим в спорный период пенсионным и налоговым законодательством (Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности") истец, как лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, при уплате им налога на доходы физических лиц должен был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации самостоятельно в сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге на физических лиц", либо при переходе на уплату единого налога на вмененный доход - мог перечислять указанные взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации путем уплаты этого налога.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 также разъяснено, что судам следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2002 г.) также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 г. N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в том числе индивидуальными предпринимателями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец Чиликова Л.А. с 06.06.1995 года по сентябрь 2010 года являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность, без образования юридического лица, и самостоятельно уплачивала страховые взносы. Однако период трудовой деятельности Чиликовой Л.А. в качестве индивидуального предпринимателя с 2001г.- 2002г. не учтен ответчиком при определении размера заработной платы для начисления пенсии по старости, несмотря на то, что уплата обязательных платежей за 2002 год для установления страховых пенсий подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ.
24.09.1999г. Чиликова Л.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно справке об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от 14.04.2014г. №ВГ-1327/10-14 Чиликовой Л.А. за период с 06.06.1995г. по 31.12.2000г. произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 22500 рублей – 1995г., 542500 рублей – 1996г., 1647500 рублей – 1997г., 500 рублей – 1998г., 40 рублей – 1999г., 1116 рублей – 2000г.
Согласно свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход АА 24 0044641 Чиликовой Л.А. за период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г., АА 24 0066909, АБ 24 327042 за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. единый налог на вмененный доход был оплачен в полном объёме.
Таким образом, в период осуществления Чиликовой Л.А. предпринимательской деятельности суммы единого налога на вмененный доход уплачены ею в полном объеме.
В силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом представлены доказательства об уплате в бюджет суммы единого налога на вмененный доход за указанный период, который приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вышеуказанные нормы пенсионного законодательства позволяли в период до 01 января 2002 г. - до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включать в страховой стаж и производить расчет среднемесячного заработка индивидуального предпринимателя для определения расчетного пенсионного капитала на основании свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Недобросовестного отношения истицы к предоставлению необходимых документов для назначения пенсии судом не установлено, поскольку за 2002 год информация об уплате обязательных платежей должна иметься в территориальном Пенсионном фонде РФ и подтверждаться их документами в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. №. Информация о том, что в системе обязательного пенсионного страхования данных о среднемесячном заработке истца за 2002 год отсутствуют, до истицы доведена не была.
В представленной истице рекомендации ведущего специалиста эксперта ОНПВП ОПП ЗЛ от 10.04.2014 года, ей было рекомендовано представить справку из налогового органа об уплате единого социального налога 2001г. Однако в данных рекомендациях не указано на недостающие свидетельства либо иные документы, выданные территориальным налоговым органом, подтверждающих уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждающих уплату страховых взносов за 2001 год.
Истица представила документы для назначения пенсии на основании имеющейся у неё информации, у истицы в период 2001-2002 года отсутствовала обязанность в соответствии с действующим законодательством отчитываться перед Пенсионным фондом РФ об уплате единого налога на вмененный доход, обязанность индивидуального предпринимателя по уплате единого налога на вмененный доход в 2001-2002 годах истица выполнила.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Чиликовой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края о возложении обязанности перерасчете пенсии, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Чиликовой Людмилы Александровны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края о возложении обязанности перерасчета пенсии удовлетворить.
Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ в Козульском районе Красноярского края обязанность произвести перерасчет пенсии Чиликовой Людмиле Александровне с 19 июля 2014 года по 01 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2017г.