РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
р.п. Усть-Абакан, Республики Хакасия 31 мая 2016 года
Судья Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия Буцких А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Юшкевич О.В. на постановление заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия от *** о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия от *** главный бухгалтер Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» Юшкевич О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление Юшкевич О.В. получено ***.
Не согласившись с данным постановлением, Юшкевич О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что по состоянию на *** действующими инструкциями, в том числе п. 318 Приказа Министерства Финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, не был определен порядок принятия бюджетных обязательств к бухгалтерскому учету. В учетной политике ФКУ Абаканская ВК УФСИН России по РХ не был определен момент принятия бюджетных обязательств и документ, подтверждающий принятие на счетах бухгалтерского учета бюджетных обязательств. Принятие бюджетных обязательств осуществлялось на основании положения приказа Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, согласно п. 2.1 которого сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения предоставляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора (код формы по КФД 0531702). Учитывая, что государственные контракты и договоры, о не отражении которых на счете 502.20 бюджетные обязательства вменяется Юшкевич О.В., заключены на *** год, в них указано, что они распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с ***, принятие по ним обязательств осуществлялось в *** году после их принятия в Федеральном казначействе и с присвоением регистрационного номера каждому обязательству в пределах доведенных лимитов на *** год и приняты в связи с чем к бухгалтерскому учету в *** году. Согласно п. 7 Инструкции 157н, основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173. При этом договор не является первичным документом для отражения в бухгалтерском учете. Кроме того, учитывая, что до учреждения не были доведены лимиты бюджетных обязательств, осуществить бухгалтерскую проводку и отразить принятые обязательства на счетах бухгалтерского учета *** не представилось возможным. Государственные контракты (договоры) заключены на основании распоряжения ФСИН России от *** ***, на основании которого главный распорядитель предоставил полномочия на проведение в *** году конкурсных процедур по закупкам, финансирование которых не предусмотрено в *** году, то есть предоставил право принять обязательства сверх установленных лимитов. На основании изложенного, просит отменить постановление от *** и прекратить производство по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В судебном заседании Юшкевич О.В. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, дополнительно суду пояснила, что отразить на счете 502.20 сведения о принятых обязательствах по заключенным *** договорам она не могла, поскольку они заключались на *** год, а на момент их заключения лимиты бюджетных обязательств на *** год до учреждения доведены не были. В случае их отражения на счете, считалось бы, что учреждение приняло на себя обязательства сверх доведенных лимитов. Кроме того, просит суд рассмотреть вопрос о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, поскольку какие-либо противоправные последствия не наступили.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Домаева Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила производство по административному делу в отношении Юшкевич О.В. прекратить.
Представитель ТУ Росфиннадзора в РХ и Управления Федерального казначейства по РХ Шандакова Н.А., действующая на основании доверенностей, представила в суд письменный отзыв, дополнительно суду пояснила, что с доводами жалобы Юшкевич О.В. не согласна, поскольку на момент проверки *** в силу действующего законодательства, а именно Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 40-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, принятые бюджетные обязательства подлежат отражению на счете 502 00, в том числе 502 20 «Санкционирование по первому году, следующим за текущим», при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. *** учреждением заключено 10 государственных контрактов и договоров, в результате чего им приняты бюджетные обязательства на общую сумму 2 291 616 руб. 50 коп., которые должны быть отражены *** в бюджетном учете на счете 502 20. Согласно данным главной книги за *** года учет принятых бюджетных обязательств в бюджетном учете учреждения на счете 502 20 не велся. Обязанность по отражению на учете принятых бюджетных обязательств учреждением на основании заключенных *** государственных контрактов и договоров исполнена не была, что подтверждается материалами проверки. Оснований для прекращения производства по административному делу в виду малозначительности административного правонарушения не имеется, поскольку материалами проверки подтверждается пренебрежительное отношение Юшкевич О.В. к исполнению требований бюджетного законодательства, каких-либо препятствий в неисполнении требований закона у Юшкевич О.В. не было. На основании изложенного, просит жалобу Юшкевич О.В. оставить без удовлетворения, постановление о назначении административного наказания от *** оставить без изменения.
Представитель Управления Федерального казначейства по РХ Ульчугашева Н.В., действующая на основании доверенностей, позицию представителя ТУ Росфиннадзора в РХ и Управления Федерального казначейства по РХ Шандаковой Н.А. поддержала, просила отказать в удовлетворении жалобы Юшкевич О.В.
Ознакомившись с доводами жалоб, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В силу ст. 15.15.7 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее – Инструкция № 157н) утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.
Согласно п. 318 Инструкции № 157н (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) счет 50200 «Принятые обязательства» предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (денежных обязательств) текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).
Учет принятых (принимаемых) обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом.
В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Согласно п. 2 Инструкции № 157н бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Указанные нормы свидетельствуют о том, что государственные контракты и договоры относятся к первичным учетным документам, поскольку в силу главы 9 Гражданского кодекса РФ государственные контракты и договоры это сделки, то есть действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В связи с чем довод Юшкевич О.В. в указанной части судом откланяется.
Кроме того, из анализа указанных норм следует, что принятые бюджетные обязательства подлежат отражению на счете 502 00 (в том числе 502 20) при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов административного дела, Юшкевич О.В. на момент совершения административного правонарушения являлась главным бухгалтером Федерального казенного учреждения «Абаканская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия», которое на основании приказа ФСИН России от *** *** переименовано в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия».
Согласно п. 3.72 должностной инструкции Юшкевич О.В., утвержденной *** и действующей на момент совершения административного правонарушения, за Юшкевич О.В. закреплена обязанность организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, исполнения сметы расходов, выполнения работ (услуг), а также финансовых, расчетных операций.
Следовательно Юшкевич О.В., будучи главным бухгалтером, была обязана обеспечить соблюдение порядка учета бюджетных обязательств, вместе с тем данную обязанность не исполнила.
Несоблюдение должностным лицом Юшкевич О.В. требований закона, подтверждено имеющимися в административном деле доказательствами.
Так, в ходе проверки ТУ Росфиннадзора в РХ в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» за период с *** по *** выявлено, что в нарушении ч. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 318 Инструкции ***н *** году Учреждением не отражены на счете 502 20 принятые бюджетные обязательства на общую сумму 2 291 616 руб. 50 коп. по государственным контрактам и договорам от *** *** с ФКУ ЛИУ-34 УФСИН России по РХ, от *** *** с ОАО «Хакасэнергосбыт», от *** *** с ГУП РХ «Хакресводоканал», от *** *** с ОАО «Производственная фирма «СКБ Контур», от *** *** с филиалом ФГУП «ГЦСС», от *** *** с МП «Благоустройство», от *** *** с ООО «Аксиома», от *** *** с ИП П., от *** ***-Б с ООО «Хакдезсервис».
В протоколе об административном правонарушении от *** отражены выявленные в ходе проверки нарушения в действиях должностного лица Юшкевич О.В., которые находят свое подтверждение в материалах административного дела, а именно: в вышеуказанных государственных контрактах и договорах, главной книге за *** год.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ТУ Росфиннадзора в РХ обоснованно признал действия должностного лица Юшкевич О.В. противоречащими действующему законодательству, повлекшие нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в не отражении в бюджетном учете на счете 502 20 принятых бюджетных обязательств путем заключения вышеприведенных договоров.
Учитывая изложенное, административный орган, имел достаточные доказательства и данные для установления вины Юшкевич О.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ, выводы его в постановлении о назначении административного наказания мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.
При рассмотрении дела административным органом всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, правильно установлены фактические обстоятельства дела, дана верная юридическая оценка.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Как установлено судом, все доказательства, находящиеся в деле, получены законным путем и суд может ссылаться на них при вынесении решения.
Доводов, которые бы могли послужить основанием к отмене обжалуемого постановления, в жалобе не приведено.
Довод Юшкевич О.В. о том, что государственные контракты и договоры от *** не отражены на счете 502 20, поскольку принятые по ним обязательства распространялись на *** год, не свидетельствует о незаконности выводов административного органа.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Совершенное административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами дела и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в пределах санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о малозначительности совершенного деяния суд считает несостоятельными. С учетом характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Каких - либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности деяния, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия от *** о привлечении к административной ответственности должностное лицо Юшкевич О.В. по ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Юшкевич О.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд.
Судья: А.О. Буцких