Дело № 2-768/2014 мотивированное решение изготовлено 27.08.2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оса 20 августа 2014 года
Осинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре К.,
с участием истца В., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Г. действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Оса гражданское дело по иску В. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным и о включении в специальный стаж периодов работы для назначения и выплаты пенсии по старости досрочно,
установил:
В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Осинском районе Пермского края, о включении в специальный стаж периодов работы с 23.08.1993 г. по 26.12.1995 г. в должности учителя Центра социальной адаптации подростков, всего 02 года 04 месяца 04 дня. Обязать УПФ РФ назначить и выплачивать пенсию с момента обращения в УПФ РФ в Осинском районе Пермского края, то есть с 17 марта 2014 г.
В обоснование исковых требований истец указала следующее, 17 марта 2014 г. она обратилась в ГУ УПФР РФ в Осинском районе Пермского края для назначения трудовой пенсии. Однако, протоколом № 87 от 21 марта 2014 года ей в назначении трудовой пенсии было отказано в связи с тем, что в специальный трудовой стаж не был включен следующий период работы: с 23. 08.1993 г. по 26.12.1995 г. в должности учителя Центра социальной адаптации подростков.
Истец считает, что ответчик своим решением нарушил ее конституционные права на получение специальной трудовой пенсии в соответствии с ч. 1,2 ст. 19, ч. 1,2 ст. 39, ст. 55 Конституции РФ. С данным решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии она не согласна по следующим основаниям.
Период с 23.08.1993 г. по 26.12.1995 г. не включен в специальный стаж в связи с тем, что учреждение не поименовано в списке учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. признало утратившим силу прежние списки за пределами того, что указано в самом Постановлении, но Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. указывает, что суды должны учитывать прежние списки и правила, действующие в спорный период, так как это соответствует ст.30 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
23 августа 1993 года она поступила на работу учителем физики в Центр социальной адаптации подростков, ранее именуемой Школой рабочей молодежи. 18 февраля 1993 года Школа рабочей молодежи была реорганизована в Центр социальной адаптации подростков Постановлением Администрации Осинского района Пермской области №72 "Об изменении статуса школы работающей молодежи". Первым пунктом "Положения ЦСАП", утвержденного данным Постановлением, статус Центра определяется, как образовательное учреждение «для учащихся с отклонениями в поведении, испытывающих затруднения в учебе». В Уставе записано "ЦСАП осуществляет образовательный процесс через реализацию образовательных программ, цель образовательного процесса - обучение учащихся по программе вечерней (средней) школы или разрабатываемым и утвержденным школой самостоятельно, с последующей аттестацией обучающихся". ЦСАП предоставляло обучающимся различные формы обучения: дневная, вечерняя, заочная индивидуальная; формировались общеобразовательные классы и классы коррекции, использовались государственные образовательные программы, учебные планы, выдавались аттестаты государственного образца об основном и среднем образовании. Таким образом, из вышеизложенного следует, что после изменения названия Школы работающей молодежи на ЦСАП суть работы коллектива и лично истца не изменилась. Учреждение продолжало вести образовательную деятельность, поэтому время работы педагогов в ЦСАП должно зачитываться в педагогический стаж.
В судебном заседании В. на удовлетворении своих исковых требований настаивала в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика с иском была не согласна, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковые требования истца, согласно которых, 17.03.2014 г. В. представила документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако решением комиссии Управления по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.03.2014 г. № 87 (с учетом изменений на основании Протокола от 30.05.2014г. №169) заявителю было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа 25 лет. Управлением не включены в льготный стаж следующие периоды работы: с 01.10.1993 г. по 26.12.1995 г. (2-04-04) в должности учителя Центра социальной адаптации подростков; с 21.07.1997 г. по 09.11.1998 г. (1-03-20) - отпуск по уходу за ребенком 13.03.1997 г.р.; с 01.04.2002 г. по 09.04.2002 г. (0-00-09) - отпуск без сохранения заработной платы.
Истец, обращаясь в суд, просит включить в льготный стаж период работы с 01.10.1993 г.по 26.12.1995 г. (2-04-04) в должности учителя Центра социальной адаптации подростков.
Однако, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Право на трудовую пенсию определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день обращения за указанной пенсией.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона № 173-Ф3 сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Список 2002 г. и Правила 2002 г. являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Период работы с 01.10.1993 г. по 26.12.1995 г. в должности учителя Центра социальной адаптации подростков не может быть включен в специальный стаж, так как данное учреждение не поименовано в списках учреждений, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
На момент обращения специальный трудовой стаж истца составил 22 года 10 месяцев 18 дней, чего недостаточно для назначения данного вида досрочной пенсии.
Таким образом, в связи с отсутствием необходимого 25-летнего специального трудового стажа истцу обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Учитывая изложенное, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (здесь и далее в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.27 вышеуказанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - список 2002 г.) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Таким образом, характер работы для подтверждения специального трудового стажа определяется списками соответствующих работ (профессий и должностей) с учетом выполнения которых пенсия устанавливается ранее достижения 55 лет для женщин.
Требования В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов работы с 23.08.1993 г. по 26.12.1995 г. в должности учителя физики Центра социальной адаптации подростков, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно записи в копии трудовой книжки, В. 23 августа 1993 года в порядке перевода из Средней школы № <адрес>, принята на должность учителя физики в Центр социальной адаптации подростков, ранее именуемой Школой рабочей молодежи (л.д.9).
Согласно Постановления администрации Осинского района Пермской области №72 «Об изменении статуса школы работающей молодежи» от 18.02.1993 года, школа рабочей молодежи была реорганизована в Центр социальной адаптации подростков, Данным постановлением и приложением к нему, Центр социальной адаптации подростков является образовательным учреждением для учащихся с отклонениями в поведении, испытывающими затруднения в учебе» (л.д.12-15).
Согласно п.1.1 Устава «Центр социальной адаптации подростков», ЦСАП осуществляет образовательный процесс через реализацию образовательных программ; цель образовательного процесса - обучение учащихся по программе вечерней (средней) школы или разрабатываемым и утверждаемым школой самостоятельно, с последующей аттестацией обучающихся». ЦСАП предоставляло обучающимся различные формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, индивидуальная; формировались общеобразовательные классы и классы коррекции, использовались государственные образовательные программы, учебные планы, выдавались аттестаты государственного образца об основном и среднем образовании (л.д.16-26).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что после изменения названия школы работающей молодежи на ЦСАП, характер работы указанного учреждения не изменился. Учреждение продолжало вести образовательную деятельность, поэтому время работы педагогов в ЦСАП должно засчитываться в педагогический стаж. Судом установлено, что учредителем как ЦСАП, так и центра образования, период работы которого был включен ответчиком в специальный стаж истцу являлась администрация Осинского района, то есть орган местного самоуправления.
Данное учреждение, согласно Уставу, являлось муниципальным, деятельность учреждения не изменилась, собственник остался прежним - администрация района.
На основании анализа письменных доказательств по мнению суда является достаточно объективно установленным, что истец в указанный период работала в муниципальном образовательном учреждении для детей учителем физики, осуществляла педагогическую деятельность. Указанная должность входит в Список №781, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года. Суд учитывает при этом контингент учащихся - подростки с девиантным поведением.
Исходя из содержания приведенных выше норм Закона, изложенных доказательств, суд полагает, что досрочная трудовая пенсия назначается за работу именно в особых условиях, указанных в п.п.10 п.1 ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях». Правовое значение для разрешения спора имеет не только наименование учреждения, но и характер выполняемой работы истца. Выполнение же работы в муниципальном образовательном учреждении с контингентом учащихся - подростки с девиантным поведением, в данном случае относится к работе с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии. Поскольку истец выполняла работу в особых условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости по п.п.10 п. 1 ст. 28 названного Закона, соответственно, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в назначении истцу трудовой пенсии по старости досрочно.
Исходя из смысла п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», по убеждению суда следует, что работа в муниципальном образовательном учреждении для детей учителем физики относится к работе с особыми условиями, дающими право на льготную пенсию, должна расценивается как работа в особых условиях, поскольку требует от работника повышенного физического и психоэмоционального напряжения. Именно поэтому работа такого характера положениями п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях», включена в перечень условий для назначения льготной пенсии. В данном случае по убеждению суда значимым является наличие работы в особых условиях. То обстоятельство, что наименование образовательного учреждения, установленное учредителем, не соответствует указанному Списку, не должно повлечь неблагоприятных последствий для истца при решении вопроса о пенсионном обеспечении исходя из ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17,18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ.
В связи с вышеизложенным необходимо включить истицев специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старостиеепериод работыс 23.08.1993 г. по 26.12.1995 г. - в должности учителя Центра социальной адаптации подростков (всего: 02 года 04 месяца 04 дня).
Ответчиком не оспаривается период работы В., дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости, который составляет 22 года 10 месяцев 18 дней, что следует из решений комиссий по назначению пенсий от 21.03.2014 г. и 30.05.2014 г. (л.д.6-7)
По решению комиссии по назначению пенсий от 30.05.2014 г. специальный стаж В. составляет 22 года 10 месяцев 18 дней.
Стаж, подлежащий дополнительному включению по изложенным выше судом основаниям составляет 02 года 04 месяца 04 дня.
Таким образом, суммарный специальный стаж В. на дату обращения с заявлением о досрочном назначении ей пенсии по старости, то есть 17.03.2014 г. составляет 25 лет 02 месяца 22 дня (22 г.10 м. 18 д. + 02 г. 04 м. 04 д.), что соответствует условию, предусмотренному п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
В связи с изложенным, подлежит удовлетворению требование истицы о назначении ей пенсии с 17 марта 2014 года.
В соответствии со ст.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
При таких обстоятельствах, указанные исковые требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск В. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края включить В. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: с 23.08.1993 г. по 26.12.1995 г. в должности учителя Центра социальной адаптации подростков, всего дополнительно 02 года 04 месяца 04 дня.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Осинском районе Пермского края назначить и выплачивать пенсию В. с 17 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья - В.С. Полыгалов