дело №2-181/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.В.
при секретаре Ивановой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шведчикова Ю.А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Бараитская СОШ №8 о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
Шведчиков Ю.А. обратился в суд с иском к МБОУ Бараитская СОШ №8 о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что был принят в МБОУ Бараитская СОШ №8 на должность <данные изъяты> на основании приказа № от 13.02.2017, уволен по ст.77 п.2 ТК РФ, затем с началом отопительного сезона был вновь принят на должность <данные изъяты> на основании приказа № от 13.09.2017, на 1 ставку. По п.18 трудового договора № от 13.02.2017 ему установлен должностной оклад 3094 рубля. Размер его заработной платы в спорный период с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка в размере 30% и районный коэффициент 30%. Начисляемый ему оклад должен составлять не менее 16947,2 (10592х1,3х1,3) рублей, с 01.01.2018 по настоящее время должностной оклад должен составлять не менее 17625 (11016х1,3х1,3) рублей. Просит взыскать ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2017 года по декабрь 2017 в размере 41896 рублей, компенсацию морального вреда – 5000 рублей.
В судебное заседание истец Шведчиков Ю.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель МБОУ Бараитская СОШ №8 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суду представлены возражения на исковое заявление, просят в удовлетворении иска отказать. Указывают, что заработная плата работникам учреждения начислялась в соответствии с Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 23.12.2016, Решением Новоселовского районного совета депутатов от 30.09.2014 №49-281р «Об утверждении Положения о системах оплаты труда работников муниципальных учреждений», в котором указано, что при расчете заработной платы работникам при полностью отработанной норме рабочего времени ниже установленного размере (в 2017 году – 10592 рубля), предоставляется региональная выплата, которая включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Истец ежемесячно получал расчетные листы, был осведомлен о размерах своей заработной платы. Действия ответчика в 2017 году при определении заработной платы в полной мере соответствуют подходам, определенным Верховным Судом РФ. Позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П, не может применяться при рассмотрении настоящего дела, поскольку в спорный период заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства.
Представитель третьего лица - МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Новоселовского района» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в частности, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу положений ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст.146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст.148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Новоселовского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, МБОУ Бараитская СОШ №8 является некоммерческой организацией. Создано администрацией Новоселовского района, не преследует извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями). Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данные обстоятельства подтверждаются Уставом, утвержденным постановлением администрации района от 24.08.2015 №386 (л.д.40-53).
Также судом установлено, что Шведчиков Ю.А. состоит с МБОУ Бараитская СОШ №8 в трудовых отношениях, на основании приказа № от 13.02.2017 был принят на работу по должности <данные изъяты> 1 ставка, временно, на время отопительного сезона, на основании приказа № от 19.05.2017 был уволен 21.05.2017 на основании п.2 ст.77 ТК РФ по истечении срока срочного трудового договора. Приказом № от 13.09.2017 был принят на работу <данные изъяты> на 1 ставку временно, на время отопительного сезона (л.д.28,29, 119). Также данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д.8), трудовыми договорами от 13.02.2017, от 13.09.2017 (л.д.30-32, 33-35).
Согласно условиям трудовых договоров, заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад работнику установлен в размере 2597 рублей в месяц, предусмотрена компенсация за вредные условия труда, за работу в ночное время.
Из расчетных листков истца усматривается, что в период с марта по май 2017 года и с сентября по декабрь 2017 года истцу выплачивалась заработная плата ежемесячно не менее МРОТ – 10592 рубля, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 (л.д.5-7).
Обращаясь в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы, истец в обоснование заявленных требований указал, что в состав минимального размера оплаты труда не предполагается включение районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исходя из МРОТ, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016, его должностной оклад должен составлять не менее 16947,2 рублей.
Однако данные доводы являются необоснованными по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7 500 рублей в месяц.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года установлен в сумме 7 800 рублей в месяц.
Таким образом, при условии выполнения истцом нормы рабочего времени и нормы труда, размер заработной платы истца с 01.01.2017 должен был составлять не менее 12000 (7500х1,6) рублей, с 01.07.2017 – не менее 12480 (7800х1,6) рублей в месяц.
При таких обстоятельствах, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате, исходя из следующего расчета:
В марте, апреле 2017 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, истцу начислена заработная плата в размере 10592 рубля за каждый месяц, однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в размере не менее 12000 рублей, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 1408 рублей (12000-10592), следовательно, за указанный период недоначислена заработная плата в размере 2816 рублей (1408х2).
В мае 2017 года при норме 24 рабочих дня истец отработал 15 рабочих дней, ему начислена заработная плата в размере 6620 рублей, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 880 рублей ((12000:24х15)=7500-6620).
В июне, июле, августе 2017 года истец не работал, соответственно, заработная плата ему не начислялась.
В сентябре 2017 года при норме 25 рабочих дней истцом отработано 16 дней, ему начислена заработная плата в размере 4280,25 рублей, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 3706,95 рублей ((12480:25х16)=7987,2-4280,25).
В октябре, ноябре, декабре 2017 года Шведчиковым Ю.А. выполнены нормы рабочего времени, соответственно, заработная плата должна составлять не менее 12480 рублей в каждый из указанных месяцев. Поскольку ему в указанные месяцы начислялась заработная плата в размере 10592 рубля, сумма недоначисленной заработной платы составляет 5664 рубля ((12480-10592)=1888х3).
Таким образом, всего работодателем недоначислена Шведчикову Ю.А. за период с марта по декабрь 2017 года заработная плата в размере 13066,95 (2816+880+3706,95+5664) рублей.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца, исковые требования Шведчикова Ю.А. в части взыскания компенсации морального вреда, также являются обоснованными.
Однако суд считает заявленный истцом размер денежной компенсации в сумме 5000 рублей завышенным, и определяет его с учетом обстоятельств дела, степени разумности и справедливости, последствий нарушения трудовых прав истца в размере 1000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 522,68 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шведчикова Ю.А. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Бараитская СОШ №8 о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бараитская СОШ №8 в пользу Шведчикова Ю.А. задолженность по заработной плате в сумме 13066 рублей 95 копеек, компенсацию морального вреда – 1000 рублей.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Бараитская СОШ №8 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 522 рубля 68 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Горбачева