Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2012 года с. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Николаенко А.В.,
с участием:
прокурора – помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Андриясова И.М.,
представителя заинтересованного лица – отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края – Сакидон Е.С., предоставившей доверенность № 5 от 27 марта 2012 года,
при секретаре Акуловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кулеш В.И. об оспаривании решений должностного лица – и.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края по внесению представления об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 24 февраля 2012 года,
У С Т А Н О В И Л:
Кулеш В.И. обратилась в Красногвардейский районный суд с заявлением об оспаривании решений должностного лица – и.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края по внесению представления об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 24 февраля 2012 года, указав, что 24 февраля 2012 года исполняющим обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Горяйновым А.Е. было вынесено представление № 7-13-2012 на имя главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней.
О внесении исполняющим обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Горяйновым А.Е. 24 февраля 2012 года представления на имя главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней ей стало известно 13 марта 2012 года, после того, как от нее в отделе образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края потребовали дать объяснения по указанным в представлении фактам.
В представлении от 24 февраля 2012 года указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно - эпидемиологическом населения при проведении вакцинации против гриппа, в деятельности, в частности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 18 «Веснянка» (далее по тексту МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка»), выявлены нарушения законодательства «Об образовании», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства 18 сотрудников МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» отказались от проведения вакцинации против гриппа. Данные работники продолжают контактировать с воспитанниками образовательного учреждения, тем самым потенциально создают риск их заражения инфекционным заболеванием. Несмотря на это, заведующей МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка», меры по отстранению указанных сотрудников от работы не приняты.
Указанные нарушения закона создают угрозу здоровью человека, возникновению и распространению заболеваний, влекут нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья. Не выполнение требований закона стало возможным вследствие не надлежащего исполнения своих должностных обязанностей руководителями, в частности Кулеш В.И.
Согласно представления, прокурор требует безотлагательного рассмотрения представления, в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующим и рассмотрения вопроса о применении в отношении нее дисциплинарного взыскания.
Она, как заведующая МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка», категорически не согласна с указанными представлениями и считает его незаконным и необоснованным, так как в представлении необоснованно указано на совершение ею дисциплинарного проступка, которого она не совершала и необоснованно предлагается привлечь ее к дисциплинарной ответственности. Указанным представлением нарушены ее права и свободы гражданина и необоснованно, в нарушение ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» ставиться вопрос о незаконном привлечении ее к дисциплинарной ответственности.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местно самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращается в межгосударственные органы по защите его прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местно самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ) граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ) при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны выполнить предписание медицинских работников; в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
На основании ч.ч. 2, 3 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ) профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
В силу п.п.1.1.4 п.1 Постановления Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29 сентября 2008 года № 55 «Об иммунизации населения Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2009 году» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать оказывать всестороннюю поддержку и помощь органам управления здравоохранением и лечебно-профилактическим учреждениям в организации и проведении иммунизации населения, в рамках приоритетного национального проекта в 2009 году, в том числе иммунизации против гриппа групп риска – детей, посещающих дошкольные учреждения, учащихся 1 – 11 классов, медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет и других групп риска.
В совместном письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 августа 2009 года № 01/12403-9-23 «Рекомендации по профилактике гриппа для дошкольных и общеобразовательных учреждений» особое внимание уделяется на проведение профилактики гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе (больных) хроническими заболеваниями, органов дыхания, сердечно – сосудистыми и другими хроническими заболеваниями.
В соответствии с п. 10.2 Постановления Главного Санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 82 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 (в редакции дополнений и изменений, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2003 №140) вакцинопрофилактике против гриппа в предэпидемический период в первую очередь подлежат: - лица старше 60 лет; - лица страдающие хроническими соматическими заболеваниями; - часто болеющие острыми респираторными вирусными заболеваниями; - дети дошкольного возраста; - школьники; - медицинские работники; - работники сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинские контингенты.
Согласно п. 10.6 Постановления Главного Санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 82 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 (в редакции дополнений и изменений, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2003 №140) планирование и организацию проведения профилактических прививок, полноту охвата и достоверность учета прививок, а также своевременное представление отчета о них в центр Госсанэпиднадзора обеспечивают руководители лечебно-профилактических организаций.
В п. 10.13. Постановления Главного Санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 82 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03 (в редакции дополнений и изменений, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2003 № 140) указано, что профилактические прививки проводят с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую и непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральном законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Из приведенных нормативно - правовых актов Российской Федерации следует, что отсутствие профилактических прививок от гриппа не входят в понятие «медицинские противопоказания» и проводятся для населения в качестве профилактики.
Постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29 сентября 2008 года № 55 «Об иммунизации населения Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2009 году» иммунизация против гриппа групп риска – детей, посещающих дошкольные учреждения, учащихся 1- 11 классов, медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет и других групп риска имеет только рекомендательный характер, а не общеобразовательные требование, подлежащее безусловному исполнению.
Ст. 76 ТК РФ предусматривает отстранение работника от работы в соответствии с медицинским заключением или же, не прошедшего медицинский осмотр. При этом отсутствие прививок против гриппа, не входит в понятие «медицинские противопоказания», а также в медицинские осмотры. Трудовое законодательство не ставит выполнение трудовых обязанностей педагогическими работниками в зависимость от проведения вакцинации против гриппа.
В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
Педагогические работники МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» ежегодно проходят медицинское обследование, за счет средств учреждения и после прохождения медицинского обследования комиссией врачей им предоставляется допуск к работе в дошкольном образовательном учреждении, в том числе и при отсутствии прививки против гриппа.
В МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка», на период проведения вакцинации, из 18 сотрудников, не прошедших вакцинацию против гриппа, девять работников имеют медицинские противопоказания (аллергические заболевания), один работник находился в период вакцинации на учете в женской консультации по беременности, один работник, в период вакцинации находился в трудовом отпуске, один работник принят на работу с указанием допуске к работе после проведения вакцинации, 6 работников письменно отказались от вакцинации по причине того, что предшествующая вакцинация против гриппа ухудшила состояние их здоровья, обострив имеющиеся у них хронические заболевания.
Исходя из выше изложенного, она считает, что у нее, как руководителя дошкольного образовательного учреждения, не имелось законных оснований, предусмотренных трудовым кодексом Российской Федерации, для отстранения от работы работников дошкольного учреждения по причинам не прохождения вакцинации против гриппа.
В законодательном порядке вопрос об отстранении руководителем работников, не прошедших вакцинацию против гриппа, от исполнения ими должностных обязанностей, в том числе и тех, кто имеет противопоказания, не урегулирован.
Отстранение работников от работы, не прошедших вакцинацию против гриппа, является нарушением Трудового законодательства и нарушает конституционное право человека на труд.
В осенне-зимний период 2011-2012 года, в МДОУ Детский сад №18 «Веснянка» не зарегистрировано ни одного случая вспышки гриппа среди работников и детей.
Исполняющим обязанности прокурора, в представлении от 24 февраля 2011 года на имя главы администрации района не приведены нормы Федеральных законов Российской Федерации, свидетельствующих об обязательном характере проведения вакцинации против гриппа воспитателей дошкольного образовательного учреждения и вывод о том, что только воспитатели дошкольного учреждения являются распространителями инфекции гриппа, является необоснованным. Родителям и воспитанникам детского сада вакцинация против гриппа не привиты, однако родители и дети ежедневно приходят в дошкольное образовательное учреждение и имеют контакты друг с другом, а родители дважды в день: при доставлении ребенка в детский сад и доставлении его домой заходят в группы, где находятся их дети. Однако исполняющим обязанности прокурора вопросы проведения вакцинации против гриппа в отношении детей, посещающих дошкольное учреждение и их родителей не ставиться, и делается вид, что этой проблемы не существует.
Закон защищает граждан, то есть индивидуальную личность и гарантирует гражданину предоставление бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг. Закон не может защищать одних граждан путем ущемления прав других граждан. Допуская факт, что от любой прививки возможны побочные реакции и поствакцинальные осложнение, закон дает гражданам право выбора соглашаться или отказаться от вакцинации. Но закон не может путем давления заставить отдельного гражданина выбирать вероятность возникновения побочных реакций и поствакцинальных осложнений для себя в пользу здоровья других граждан.
Грипп является инфекционной болезнью, которой подвержено все население, а не только работники образовательных учреждений, а значительная часть граждан не только не болеет, но и не подвержена заражению гриппом.
Воспитателю дошкольного образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством предоставлено право самостоятельно решать, нужна ли ему защита от гриппа, гарантированная федеральным законом или нет.
Исходя из содержания представления прокурора, одним гражданам, то есть родителям и воспитанникам детского сада предоставлено право выбора проведения вакцинации против гриппа или нет, а воспитателя принуждают отказаться от предоставленного законом права выбора и проведения вакцинации против гриппа.
Следовательно, воспитатель дошкольного учреждения, не имеющего прививки против гриппа, не может быть отстранен от работы так же, как не могут быть отстранены от посещения детского сада ребенка, родители которого в соответствии с законом отказались от проведения ему прививки, против гриппа.
Считает, что прокурором при внесении представления на имя главы администрации района нарушены ее права и свободы гражданина и перед Учредителем дошкольного образовательного учреждения незаконно и необоснованно поставлен вопрос о привлечении ее к дисциплинарной ответственности.
Ею не допущено дисциплинарного проступка, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения по ее вине возложенных на нее трудовых обязанностей и оснований для наложения на нее дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 192 ТК РФ, не имеется.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 (в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ) представление об устранении нарушений закона вносятся прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранять допущенные нарушения и подлежат безотлагательному рассмотрению.
Из содержания ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 (в редакции Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ) следует, что прокурор не вправе ставить перед должностным лицом, которому направлено представление вопрос о привлечении того или иного лица, в том числе должностного, к дисциплинарной ответственности, так как это выходит за рамки полномочий, представленных ему Федеральным Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Наиболее оптимальным временем для проведения вакцинации против гриппа является период с сентября до первой половины декабря. В это время, как правило, еще не возникает вспышек заболеваемости, и иммунитет к болезни успевает выработаться.
При исполнении ею должностных обязанностей заведующей дошкольным образовательным учреждением ею не допущено нарушений требований федерального законодательства и должностных инструкций, то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения по ее вине возложенных на нее трудовых обязанностей и оснований для наложения на нее дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 192 ТК РФ не имеется.
Просит суд, обязать исполняющего обязанности прокурора Красногвардейского района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод при внесении 24 февраля 2012 года представление № 7-13-2012 на имя главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, в части указания на не надлежащее исполнение заведующей МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» Кулеш В.И. должностных обязанностей и применении к заведующей МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» Кулеш В.И. дисциплинарного взыскания.
Заявитель - Кулеш В.И., согласно представленного в суд заявления, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. При извещении о времени и месте судебного разбирательства, отказалась от получения повестки.
Представитель заинтересованного лица - администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, согласно представленного заявления, просил суд рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель заинтересованного лица - муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 18 «Веснянка» (Кулеш В.И.), при извещении о времени и месте судебного разбирательства, отказалась от получения повестки.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор - помощник прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Андриясов И.М., возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что решение прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, отраженное в представлении об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 24 февраля 2012 года, соответствует требованием законодательства Российской Федерации и не нарушают права и свободу граждан, в том числе и заявителя. Согласно п. 3.4 Приказа Генпрокурора РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» на прокурора возложена обязанность систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних.
В ходе проверки исполнения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения при проведении вакцинации против гриппа в МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» были выявлены нарушения законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней и в соответствии с полномочиями прокурора было внесено представление на имя главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края. Приведенные доводы в заявлении не соответствуют нормам закона об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Представитель заинтересованного лица - отдела образования администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края – Сакидон Е.С., просила суд принять решение на усмотрение суда, указав, что представление и.о. прокурора Красногвардейского района соответствует требованиям закона.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления.
При этом, рассматривая дело и принимая решение по нему, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Поэтому суд рассматривает дело по представленным сторонами доказательствам.
Выводы суда основаны на следующих доказательствах и нормах материального и процессуального права.
Согласно положений ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с положениями ст. 76 Трудового кодекса РФ (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006г. № 90-ФЗ), работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Статьей 24 указанного Закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вноситься прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии с положениями ст.ст. 7, 12 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей, как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 30 вышеуказанного Федерального закона следует, что профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно положений ст.ст. 29, 35 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011г., с изм. от 07.12.2011г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Профилактические прививки проводятся гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с положениями ст.ст. 5, 11 Федерального закона от 17.09.1998г. № 157-ФЗ (ред. от 18.07.2011г.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и отсутствие профилактических прививок влечет: - временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; - отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно постановления Правительства РФ от 15.07.1999г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», для работы во всех типах и видах образовательных учреждений требуется обязательное проведение профилактических прививок.
Как следует из представленных сторонами доказательств, 03 февраля 2012 года прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края, на основании Приказа Генпрокурора РФ от 26 ноября 2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» была проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при проведении вакцинации против гриппа в образовательных учреждениях Красногвардейского района Ставропольского края. (том 1, л.д. 31, 40-42)
По результатам проведенной проверки было установлено, что на 06 февраля 2012 года в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Красногвардейского района Ставропольского края, том числе и в МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка», из 45 педагогических работников, 18 педагогических работников, отказались от вакцинации против гриппа. (том 1, л.д. 22-27, 32)
24 февраля 2012 года и.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, установив нарушения законодательства «Об образовании» (ст. 51), «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.ст. 7, 12, 30), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 29, 35), «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ст.ст. 5, 11), выразившиеся в не проведении вакцинации против гриппа, работников дошкольных образовательных учреждений было вынесено представление на имя главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, с требованиями безотлагательного рассмотрения представления в течение месяца, принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с сообщением о времени и месте рассмотрения представления и результатах рассмотрения представления. Кроме того, согласно указанного представления прокурора, было внесено требование о рассмотрении вопроса о применении дисциплинарного взыскания в отношении ряда должностных лиц муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждений, в том числе и заявителя Кулеш В.И. (том 1, л.д. 18-21)
Согласно представленной копии приказа № 46 от 12 июля 1984 года, Кулеш В.И. была назначена заведующей ясли – садом № 18 с. Красногвардейского с 13 июля 1984 года. ( том 1, л.д. 14-15)
Производя оценку представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», ст.ст. 7, 12, 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 5 ФЗ РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 153-ФЗ, установив факты нарушений норм, действующего законодательства, в части не принятия должностными лицами образовательных учреждений мер по отстранению педагогических работников, не прошедших вакцинацию против гриппа, в том числе должностным лицом (заведующим) дошкольного учреждения (МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка»), ответственного за отстранение сотрудников от работы в случае нарушения закона, которые влекут угрозу здоровья человека, возникновения и распространения заболеваний, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение прокурора Красногвардейского района по внесению представления об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней было принято в соответствии с требованиями закона, в пределах полномочий должностного лица.
Приходя к данному выводу, суд исходит из того, что в соответствии с положениями (п.п. 1.5, 4.10, 5.3, 5.15) Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Веснянка», работодателем для работников учреждения является заведующий учреждения, который непосредственно осуществляет руководство учреждением и назначается, (освобождается) от должности учредителем МДОУ Детский сад № 18 «Веснянка» – администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края.
При этом, рассматривая приведенные заявителем доводы о незаконности и необоснованности рассматриваемого представления прокурора, в связи с указанием в нем на совершение заявителем дисциплинарного проступка и необходимости привлечения ее к дисциплинарной ответственности, суд находит несостоятельными, поскольку из содержания рассматриваемого представления следует указание прокурора на допущенные нарушения закона, вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями учреждений, без квалификации данных нарушений закона, как дисциплинарные проступки и без указания на применения того или иного дисциплинарного взыскания.
Принимая решение в указанной части, суд исходит из того, что требования и.о. прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, отраженные в рассматриваемом представлении от 24 февраля 2012 года о рассмотрении вопроса о применении дисциплинарного взыскания в отношении ряда руководителей образовательных учреждений, в том числе заявителя - Кулеш В.И., не имеют абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладают, а преследует лишь цель понудить, указанные в п. 1 ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы - администрацию Красногвардейского муниципального района Ставропольского края – (Учредителя образовательных учреждений), устранить допущенные нарушения закона.
В связи с чем, действия и решения прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, по проведению проверки и внесению представления об устранении нарушений законодательства об образовании, об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об иммунопрофилактике инфекционных болезней, соответствуют вышеприведенным требованиям закона и не влекут нарушение прав либо свобод заявителя.
Приведенную позицию заявителя, относительно того, что должностным лицом не приведены нормы Федеральных законов Российской Федерации, свидетельствующих об обязательном характере проведения вакцинации против гриппа воспитателей дошкольного образовательного учреждения и прокурором незаконно ставится вопрос о вакцинации педагогических работников дошкольного учреждения, их отстранения их от работы, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157 – ФЗ, граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок и согласно положений ст. 331 ТК РФ, не предусмотрены законные основания для отстранения от работы сотрудников дошкольного учреждения, суд находит не состоятельной и несоответствующей требованиям закона.
Приходя к данному выводу, суд исходит из положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157 – ФЗ (в ред. от 18.07.2011г.) и положений Постановления Правительства РФ от 15.07.1999г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», в соответствии с которыми, для работы во всех типах и видах образовательных учреждений требуется обязательное проведение профилактических прививок, отсутствие которых влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ.
Помимо указанного, доводы заявителя о том, что не предусмотрены законные основания, для отстранения от работы сотрудников дошкольного учреждения и трудовое законодательство не ставит выполнение трудовых обязанностей педагогическими работниками в зависимость от проведения вакцинации против гриппа, суд так же находит несоответствующими требованиям закона, поскольку в силу положений п. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, предусмотрены основания отстранения работодателем от работы работника, в том числе и по основаниям, предусмотренными положениями ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157 – ФЗ (в ред. От 18.07.2011года).
Оценивая доводы заявителя, относительно наличия уважительных причин по не проведению вакцинации против гриппа 18 работниками дошкольного учреждения, то указанные доводы не могут лечь в основу обоснования рассматриваемого заявления, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157–ФЗ (в ред. от 18.07.2011г.), при осуществлении иммунопрофилактики, граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок, в том числе и по медицинским противопоказаниям. Принимая во внимание, что заявителем не представлено каких-либо сведений о письменном отказе (в рекомендуемой в законе форме) от проведения профилактических прививок работниками дошкольного учреждения, как на стадии прокурорской проверки, так и в судебном заседании, суд не находит оснований, для признания решения должностного лица необоснованным и не соответствующим требованиям закона.
Приведенные заявителем в обосновании своего заявления обстоятельства о том, что постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 сентября 2008 года № 55 «Об иммунизации населения РФ в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2009 году» носят рекомендательный характер и общеобязательного требования не содержат, не могут быть отнесены к основаниям необоснованности решения прокурора, поскольку санитарно – эпидемиологические правила проведения вакцинации гриппа установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 82.
Кроме того, производя оценку доводов заявителя относительно необоснованных выводов прокурора о том, что «воспитатели дошкольного учреждения являются распространителями инфекции гриппа», понуждение должностным лицом отказаться воспитателям от предоставленного законом права выбора проведения вакцинации, отсутствие оснований для отстранения посещения детского сада ребенка, вакцинация которого не была проведена, суд находит несоответствующими содержанию рассматриваемого представления и вышеприведенным нормам закона (ст.ст. 5, 11 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» от 17 сентября 1998 года № 157–ФЗ (в ред. от 18.07.2011г.), в соответствии с которыми определены права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики, в том числе и временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, при отсутствии профилактических прививок.
Принимая во внимание отсутствие нарушений законодательства со стороны и.о. прокурора по внесению представления от 24 февраля 2012 года, а также отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя и, учитывая, что оспариваемые решения внесены в пределах полномочий должностного лица, в соответствии с положениями п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд принимает решение об отказе в удовлетворении рассматриваемого заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2012 ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 03 ░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.