РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кинель – Черкассы 29 июня 2017 г.
Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Чертыковцевой Л.М., при секретаре Костиной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному иску Фроловой <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района о признании незаконным решения, принятого административным ответчиком,
установил:
Представитель административного истца Смирнов А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что Фролова Ю.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о пересмотре размера арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка с кадастровым номером № в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка Комиссией при Управлении Росреестра по Самарской области.
Административный ответчик принял решение об отказе в перерасчёте размера арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение оформлено письмом № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение административного ответчика (в форме Письма № от ДД.ММ.ГГГГ..) было направлено административному истицу заказным письмом (номер почтового отправления №) ДД.ММ.ГГГГ., поступило в почтовое отделение <адрес> №.ДД.ММ.ГГГГ. и получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, о принятом решении административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ. и, в силу ч.1 статьи 219 КАС РФ, с учётом положений ч.3 ст.92 и ч.1 ст.93 КАС РФ - срок на обжалование указанного решения заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
С указанным решением административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права по основаниям, изложенным далее.
При расчёте арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик исходил из кадастровой стоимости земельного участка № в размере <данные изъяты> (удельная стоимость <данные изъяты>.).
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основании Государственной кадастровой оценки, осуществляемой в соответствии с положениями статей 24.11-24.17 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Однако закон также предусматривает возможность оспаривания заинтересованными лицами кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Порядок оспаривания кадастровой стоимости установлен статьёй 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действуя в соответствии с указанными выше законоположениями, административный истец осуществил за свой счёт независимую оценку земельного участка № и ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением № в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ. Решением № указанная Комиссия определила кадастровую стоимость земельного участка № в размере <данные изъяты> (в пересчёте на 1 кв.м.-<данные изъяты>.).
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН установлен статьёй 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Так согласно абзацев 1 и 2 ст.24.20 указанного закона в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Выполняя указанные требования закона, Росреестр ДД.ММ.ГГГГ. внёс изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка № в размере <данные изъяты>. Однако указанная статья закона (ст.24.20) также устанавливает порядок использования сведений о кадастровой стоимости.
Так согласно абз. 3 ст.24.20 Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Абзацем 5 данной статьи как раз установлены соответствующие исключения из общего правила, а именно - В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, (прим. - в последней части правовой нормы имеется ввиду прежняя, оспариваемая кадастровая стоимость, которая в данном случае была установлена в 2013г.).
Таким образом, новая кадастровая стоимость, установленная компетентной Комиссией ДД.ММ.ГГГГ., на основании заявления о пересмотре от ДД.ММ.ГГГГ., должна применяться для законных целей, в том числе для расчёта арендной платы с ДД.ММ.ГГГГг.
Однако административный ответчик в своём решении, проигнорировал требования закона. Принятое административным ответчиком решение нарушает права и интересы административного истца, так как возлагает на него обязанность по внесению арендной платы в не обосновано высоком размере, исходя из прежней (оспоренной) кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Просит суд признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района об отказе в перерасчёте размера арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района произвести перерасчёт арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка с
кадастровым номером № исходя из кадастровой стоимости установленной
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. т3-5).
Административный истец Фролова Ю.В. и ее представитель Смирнов А.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно телефонограммы просили рассмотреть дело в их отсутствии, на удовлетворении административного иска настаивают.
Представитель административного ответчика – Комитет по управлению имуществом Кинель – Черкасского района Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия, возражает против заявленных требований, считает, что административный истец неправильно истолковал содержание письма от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.).
В силу положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, их явку не признает обязательной.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно п. 1 Правил, они определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. «д» п. 3 указанных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ № 582 от 22 февраля 2014 года) арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации.
Согласно п.п. «д» п. 3 указанных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ № 1120 от 30 октября 2014 года) в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Фролова Ю.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о пересмотре размера арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка с кадастровым номером № в связи с изменение кадастровой стоимости земельного участка Комиссией при Управлении Росреестра по Самарской области.
По результатам рассмотрения заявления Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, созданной на основании приказа Росреестра «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ № № решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной, равной <данные изъяты>, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Фроловой Ю.В. было направлено письмо № об отказе в перерасчёте размера арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ так же было указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> будет использована при расчете арендной платы на ДД.ММ.ГГГГ
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основании Государственной кадастровой оценки, осуществляемой в соответствии с положениями статей 24.11-24.17 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Закон также предусматривает возможность оспаривания заинтересованными лицами кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Порядок оспаривания кадастровой стоимости установлен статьёй 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действуя в соответствии с указанными выше законоположениями, административный истец осуществил за свой счёт независимую оценку земельного участка № и ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением № в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ. Решением № указанная Комиссия определила кадастровую стоимость земельного участка № в размере <данные изъяты> (в пересчёте на 1 кв.м.-<данные изъяты>
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в ЕГРН установлен статьёй 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Выполняя указанные требования закона, Росреестр ДД.ММ.ГГГГ. внёс изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка № в размере <данные изъяты>.
Согласно абз. 3 ст.24.20 Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Абзацем 5 данной статьи установлены соответствующие исключения из общего правила, а именно:
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, новая кадастровая стоимость, установленная компетентной Комиссией ДД.ММ.ГГГГ., на основании заявления о пересмотре от ДД.ММ.ГГГГ., должна применяться для законных целей, в том числе для расчёта арендной платы с ДД.ММ.ГГГГг.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом правильно истолковано содержание письма административного ответчика, отказ в перерасчете арендной платы нарушает права истца, противоречит вышеперечисленному законодательству, в связи с чем, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Фроловой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области об отказе в перерасчёте размера арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области устранить нарушения прав Фроловой <данные изъяты>, произвести перерасчёт арендной платы за ДД.ММ.ГГГГ. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № исходя из кадастровой стоимости установленной Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Кинель – Черкасский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>
<данные изъяты>