гр. дело №2-321-2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2019 года пос. Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Акимовой Н.С.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Курской области Минаковой И.В.,
представителя 3-го лица - администрации Октябрьского района Курской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Сорокиной Л.А..
при секретаре Яценко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» о возложении обязанности по обеспечению физической охраной,
установил:
Прокурор Октябрьского района Курской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с к иском к МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» о возложении обязанности по обеспечению физической охраной, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях района, в ходе проведения которой выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Проверкой установлено, что согласно Паспорту безопасности образовательного учреждения, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, МКОУ «Ленинская СОШ» присвоена 2 категория опасности объекта. Вместе с тем, охрана в МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» (далее – МКОУ «Ленинская СОШ») в дневное время осуществляется работниками из штата школы, в ночное время – сторожами. Указанные лица не обладают необходимыми навыками, не проходили специальную подготовку, переподготовку, не обеспечены спецсредствами.
МКОУ «Ленинская СОШ» договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, на момент проверки не заключен. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью муниципальных образовательных учреждений, органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений.
Просил суд обязать МКОУ «Ленинская СОШ» обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Курской области Минакова И.В. исковые требования поддержала, просила обязать МКОУ «Ленинская СОШ» обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Ответчик - МКОУ «Ленинская СОШ», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела, представителя в судебное заседание не направил.
Представитель 3-го лица - Сорокина Л.А., не возражала против удовлетворения заявленных требования, пояснила, что, администрация Октябрьского района Курской области, как учредитель МКОУ «Ленинская СОШ», обязуется выделить денежные средства на обеспечение охраны названной школы, относящейся к 2 категории опасности. Однако денежные средства могут быть заложены только при формировании в ноябре 2019 года бюджета на следующий финансовый год.
Выслушав объяснения помощника прокурора Минаковой И.В., представителя администрации Октябрьского района Курской области Сорокиной Л.А., проверив материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником Конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона N 273-ФЗ).
Согласно п. 1.6, 1.7 Устава МКОУ «Ленинская СОШ», утвержденного постановлением Администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ №, Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Октябрьский район» Курской области.
Функции и полномочия учредителя в соответствии с федеральными законами, законами Курской области, нормативными правовыми актами осуществляет Администрация Октябрьского района Курской области (именуемая в дальнейшем «Учредитель»).
МКОУ «Ленинская СОШ» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что МКОУ «Ленинская СОШ» осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в т. ч. возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
В соответствии с п. 8.2 Устава к исключительной компетенции учредителя относится, в том числе, финансовое обеспечение школы.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» о возложении обязанности по обеспечению физической охраной удовлетворить.
Обязать МКОУ «Ленинская СОШ» обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/