Решение по делу № 2-482/2012 ~ М-414/2012 от 05.10.2012

Дело № 2- 482/2012                                                                                                             

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

п.Ильинский                                                                                                        01 ноября 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.,

       с участием прокурора Ильинского муниципального района Полевщикова А.В.,

       при секретаре Чигирёвой Н.Г.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО9 к администрации Ильинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л:

       Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО10 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести для истца жилое помещение, которое должно быть предоставлено ему вне очереди по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.

       Свои требования прокурор мотивирует следующим:

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу пункта 14 Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       На основании Закона Пермского края от 27.04.2012 N 31- ПК органам местного самоуправления на территории Пермского края передано осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жилым помещением. Данные государственные полномочия осуществляются путем предоставления детям-сиротам жилого помещения договору социального найма либо выплат на приобретение жилого помещения.

      Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 15.06.2012 № 437-п) утверждено Положение о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

       Положением предусмотрено перечисление субвенций на выполнение государственных полномочий по обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в местные бюджеты Министерством ЖКХ в течение 15 рабочих дней со дня заключения с органом местного самоуправления соглашения в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом о бюджете Пермского края на текущий финансовый год и плановый период.

       Размер субвенций, предоставляемых из бюджета Пермского края (далее - субвенции) органам местного самоуправления на выполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жилым помещением, устанавливается при подготовке проекта закона Пермского края о бюджете Пермского края. При этом в соответствии с методикой расчета объема субвенций, утверждённой Законом Пермского края от 27.04.2012 года N 31-ПК учитываются:

       общее количество детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января текущего года, у которых данное право не было реализовано до начала текущего финансового года, и детей - сирот, у которых данное право на обеспечение жилым помещением возникает в текущем финансовом году;

       средняя расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденная Правительством Пермского края, на III квартал года, в котором осуществляется планирование;

       норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, принимаемая для расчета размера субвенций, в размере 33 кв. метров.

       ФИО11 в связи со смертью матери ФИО12 и лишением Ильинским районным судом 20.04.2006 года его отца ФИО13 родительских прав приобрёл статус лица, оставшегося без попечения родителей.

       30.05.2012 года он окончил срочную военную службу.

       С этого момента у него возникло право на получение жилого помещения вне очереди.

Из-за отсутствия жилого помещения ФИО14 не имеет постоянного места жительства, зарегистрирован по месту жительства опекуна в г.<адрес>.

       Как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закреплённого жилого помещения, ФИО15 13.06.2007 года был поставлен на регистрационный учёт главой Чёрмозского городского поселения как нуждающийся в жилом помещении (постановление № 122).

       В ходе судебного заседания прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.

        Истец ФИО16 надлежаще извещён о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

       Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований.

       Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия представителя.

       Заслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

       Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

       Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

       Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации.

       В соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан.

       Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

      Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец - ФИО18, мать - ФИО19 (л.д. 6).

       Записью акта о заключении брака от 01.11.1991 года подтверждается, что ФИО20 после заключения брака с ФИО21. присвоена фамилия ФИО22.

       Из свидетельства о смерти следует, что ФИО23 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

       Решением Ильинского районного суда Пермской области от 20.04.2006 года по делу 2-61/2006 подтверждается, что ФИО24 лишен родительских прав в отношении своего сына ФИО25. (л.д.10 - 11).

       В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

       Таким образом, ФИО27 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

       Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

       В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.

       В силу подпункта 2 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

       В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ, абзаца 2 пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Согласно пункту 2 этой же статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

       Военным билетом ФИО28 подтверждается, что он уволен с военной службы 30.05.2012 года (л.д.7). С этого момента у него возникло право на получение жилого помещения вне очереди.

       Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (пункт 9 статьи 1 Закона от 14.07.2008 г.) с учетом членов их семей.

       Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

       В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации, п.4 ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

       Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

       В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу ст.4 Правил учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (Приложение к указу губернатора области от 22.06.2000 года № 170) учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

       Согласно п.14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

       Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района.

       Постановлением главы Чёрмозского городского поселения Ильинского муниципального района Пермского края от 13.06.2007 № 122 ФИО29. поставлен на учёт как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении (л.д. 12).

       Как следует из сведений, представленных Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ Пермского края», за ФИО30 (ФИО31 ФИО32., ФИО33, родителями истца, а также за ФИО34. жилых помещений на праве собственности не зарегистрировано.

       Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Пермскому краю сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах ФИО35, ФИО36 и ФИО37 на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

       Таким образом, судом установлено, что жилое помещение за ФИО38 не закреплялось, в настоящее он в собственности и в пользовании жилья не имеет.

       Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что истец ФИО39 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Жилое помещение за ним не закреплено. С момента увольнения с военной службы истец приобрел право на получение жилья как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, но не был обеспечен жильём. Истец поставлен в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Таким образом, ФИО40 имеет право на получение жилого помещения как ребёнок, оставшийся без попечения родителей.

       В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

       В настоящее время в Ильинском муниципальном районе такая норма не установлена.

       Закон Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также формирует правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона.

       В соответствии сост.1 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

       В соответствии с п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учётом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв.м. для одиноких граждан.

       С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района о возложении обязанностей на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести для ФИО41 жилое помещение, которое должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, подлежат удовлетворению.

       Поскольку, исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а Администрация Ильинского муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.

       На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л :

       Удовлетворить исковые требования прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов ФИО42

       Возложить обязанность на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить ФИО43 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям Ильинского муниципального района Пермского края жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах Ильинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 кв.м.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        Торопицына Л.Ю.

2-482/2012 ~ М-414/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Феофанов Сергей Алексеевич
Прокурор ИЛьинского МР
Ответчики
Администрация Ильинского МР
Правительство ПК
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Торопицына Лариса Юрьевна
Дело на странице суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
05.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2012Передача материалов судье
09.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2012Судебное заседание
02.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее