РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2014 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
при секретаре Гармаш М.С.,
с участием представителя ответчика Тарасовой А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-497/2014 по иску Кузьминых М. А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области за № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминых М.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Причиной отказа послужило отсутствие необходимой 30-летней продолжительности трудового стажа.
Истец Кузьминых М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включении спорны периоды в специальный трудовой стаж, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что при оценке ее пенсионных прав пенсионным органом ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости исчислен продолжительностью <...>. В стаж на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были зачтены следующие периоды работы, которые она оспаривает: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - детский комбинат №, медсестра, так как наименование учреждения не поименовано Перечнем, утвержденным Постановлением СМ СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - детский сад №, медсестра, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - МДОУ №, медсестра, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - МДОУ детский сад №, медсестра, так как наименование учреждений не поименовано Списком, детские сады не относятся к лечебно-профилактическим учреждениям, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - МДОУ детский сад №, медсестра, так как наименование учреждения не поименовано Списком, детские сады не относятся к учреждениям здравоохранения, отсутствует код 28, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - МДОУ детский сад №, медсестра, так как наименование учреждения не поименовано Списком, детские сады не относятся к учреждениям здравоохранения, отсутствует код 28. Иные исключенные периоды не оспаривает. Данное решение комиссии полагает неправомерным в связи с тем, что она окончила Нижнетагильское медицинское училище по специальности медицинская сестра в <...> году. С <...> года по настоящее время занимается лечебной и иной деятельностью по охране здоровья детей, посещающих детский сад-ясли №. Систематически, один раз в пять лет проходит обучение на курсах повышения квалификации по специальности «Медицинская сестра педиатрии», имеет необходимые сертификаты и высшую квалификационную категорию по специальности «Медицинская сестра педиатрии». В период работы истца в детском саде-яслях № она осуществляла свою деятельность в медицинском кабинете, ее работа контролировалась и направлялась детской поликлиникой. Не принимая к зачету стаж ее работы в указанны учреждениях, комиссия ограничила ее в пенсионных правах (в праве на зачет трудового стажа для выплаты досрочной пенсии по старости при осуществлении педагогической деятельности в учреждения для детей), которые закреплены Конституцией РФ. В результате неправомерных действий ответчика она оказалась лишена материальных благ, на которые добросовестно рассчитывала. При условии включения спорны периодов в ее специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, ее стаж составляет <...> на дату обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области Тарасова А.А. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указала, что при оценке пенсионных прав истца трудовой стаж составил менее 30 лет. УПФР была произведена оценка пенсионы прав истца по нормам, действующим до введения в действие нового правового регулирования, а также в соответствии с действующим законодательством. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определялось на основании следующих нормативных актов:
- Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее Перечень № 1397 и Положение № 1397);
- Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (дате Список № 464), утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Список № 464 действует на периоды работы до 01 ноября 1999 года;
- Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 (далее Номенклатура № 395), применяемой к Списку № 464;
- Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 года № 377 (далее Номенклатура № 377), применяемой к Списку № 464;
- Списка должностей, работа в которых с 01.11.1999 подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения указанной пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 130 (далее Список № 1066 Правил);
- Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы после 12.11.2002 года, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 (далее Список № 781, Правила № 781);
- Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее Правила № 516).
Для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ необходимо учитывать, чтобы наименование должности и наименование учреждения, в котором осуществлял деятельность заявитель, и условия его работы не противоречили вышеуказанным нормативным актам. Рассмотрев документы Кузьминых М.А., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, было вынесено решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, принятый к зачету стаж был определен равным <...> - в соответствии с Постановлением КС РФ от 29.01.2004 № 2-П и с применением Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Спорные периоды работы истца не были приняты к зачету. Учреждение «детский сад» относится к учреждениям образования, поэтому работа в них не может служить основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.Определением Конституционного суда РФ от 29.01.2009 года № 67-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дядиченко В. А. на нарушение ее конституционных прав положениями подп. 11 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановления Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что действующее правовое регулирование пенсионного обеспечения, в том числе и Списки профессий, должностей и учреждений, в которых не предусмотрено учреждение, в частности, образовательное учреждение, в котором работала заявительница в качестве медицинской сестры, не нарушают ее конституционные права. В период действия Положения № 1397, т.е. до 01.10.1993г., предусматривающего включение в специальный стаж периодов работы медицинской сестрой в детских яслях (детских садах), с 01.01.1992г. уже действовали Списки № 464 от 06.09.1991г., которые не предусматривали возможности включения периодов работы в медицинский стаж работникам образовательных учреждений, в связи с чем, истец в последствии могла предполагать о том, что период работы в этом учреждении не будет включен в стаж для выслуги лет. Определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит уполномоченному органу - Правительству РФ. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Тождественность наименований должностей, учреждений и их структурных подразделений, не соответствующих наименованиям должностей, учреждений и их структурным подразделениям, указанным в списках, устанавливается на федеральном уровне (п.2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, п. 4 Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066) и пенсионные органы не вправе самостоятельно толковать и расширять списки. Таким образом, оснований полагать, что медицинские работники образовательных учреждений имеют право на льготное пенсионное обеспечение, нет. Учитывая изложенное, организация ответчика просит суд в удовлетворении заявленных требований Кузьминых М.А. отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Кузьмины М.А. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статьям 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
В силу ст.7, пп.20 п.1, п.2 ст. 27 Федерального закона, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11), при оценке пенсионных прав Кузьминых М.А. пенсионными органами применялся порядок исчисления продолжительности стажа лечебной деятельности на основании ранее действовавшего в период работы истца законодательства: постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Списков, утвержденных постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (далее - Список № 464), Правительства № 1066 от 22 сентября 1999 года (далее - Список № 1066), а также на основании действующего законодательства: Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516), Списка и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее Список №781).
Из трудовой книжки, которая является основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника, усматривается, что Кузьминых М.А. ДД.ММ.ГГГГ принята переводом медицинской сестрой в детский комбинат №, ДД.ММ.ГГГГ в связи с передачей дошкольного учреждения № на баланс местных Советов переведена медсестрой того же дошкольного учреждения Управления народного образования Нижнетагильского Горисполкома по ст.29 п.5 КЗоТ РФ, ДД.ММ.ГГГГ принята переводом старшей медсестрой в детский комбинат №, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 7 разряд, ДД.ММ.ГГГГ присвоена 1 квалификационная категория, 9 разряд, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 10 разряд ЕТС, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено переименовать на муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № комбинированного вида, ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая категория, 11 разряд ЕТС, ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая категория, 11 разряд ЕТС, ДД.ММ.ГГГГ уволена переводомп.5 ст.77 ТК РФ в МУЗ ДГБ № заведующей (л.д.9-11).
Согласно уточняющей справке за № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьминых М.А. действительно работала в детском саду № в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). В книге приказов имеется приказ «Считать приступившей к своим обязанностям после декретного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). В учебных отпусках, отпусках без сохранения заработной платы, курсах повышения квалификации не находилась. Иных периодов, исключаемых из стажа на соответствующих вида работ, не было. Детский сад № открыт ДД.ММ.ГГГГ как структурное подразделение «Востокметаллургмонтаж» и действовал на основании Положения о детских дошкольных учреждениях яслях-саде, утвержденном постановлением Совета Министров РСФМР от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ Детский сад № отдела народного образования администрации Ленинского района на основании Постановления главы администрации г.Н.Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № на основании Постановления главы администрации Ленинского района г.Н.Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида согласно Постановления Администрации г.Н.Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида согласно Постановления Администрации г.Н.Тагил № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Постановлением Совета Министров СССР № от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Разделом П «Врачи и другие медицинские работники», п.1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» предусмотрены детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады. В разделе «Наименование должностей» указаны врачи, фельдшеры, медицинские сестры и другие средние медицинские работники независимо от наименования должности.
Винтересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.59 № 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов вединое дошкольное детское учреждение. Объединенному детскому учреждению было присвоено наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в т.ч. предприятия, организации, должны были использовать именно такое наименование учреждения.
Совместным приказом Минпросвещения и Минздрава РСФСР от 25.08.1959 года № 253\437 утверждена Инструкция о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения ясли-сад и комплектование их детьми.
Временным положением «О дошкольном детском учреждении» - яслях-саде, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1060 года № 327, предусмотрено лечебно-профилактическое обслуживание детей во всех яслях-садах, независимо от их принадлежности соответствующими органами здравоохранения. Предусматривалось в составе дошкольного образовательного учреждения наличие медицинского кабинета и помещений для заболевших детей с соответствующим оборудованием.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 года № 1000 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения» с последующими дополнениями и изменениями, внесенными приказами Минздрава СССР от 07.09.1979 года № 927, от 29.07.1980 года № 812, от 05.03.1981 года № 236, от 17.06.1981 года № 659, к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения относились учреждения охраны материнства и детства, в том числе, детские ясли, детские сады.
В общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), в разделе «народное образование» содержится наименование таких дошкольных учреждений, как детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, судом установлено, что Кузьминых М.А. в спорные периоды работала в должности среднего медицинского персонала - медицинской и старшей медицинской сестрой учреждения здравоохранения «детский сад (комбинат)», наименование которого имелось в Списке учреждений, работа в которых давала право на льготное назначение пенсии по старости.. На этом основании спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж для назначения пенсии по старости.
При включении в стаж лечебной деятельности истца спорных периодов работы его продолжительность составит более 30 лет, что дает Кузьминых М.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости создает препятствия к осуществлению своего права на пенсионное обеспечение и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 209, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузьминых М. А. удовлетворить.
Признать право Кузьминых М. А. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в трудовой стаж Кузьминых М. А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признав решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и не действующим со дня его принятия.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Кузьминых М. А. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - подпись.
Копия верна. Судья- З.С.Фефелова