УИД: № Дело № 2-159/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 22 марта 2019 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Л.А. Афанасьевой,
при секретаре Ошиваловой С.В.,
с участием: помощника Камышловского межрайонного прокурора Михайловой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Галкинское сельское поселение», СПК «Универсал», Администрации МО Камышловский муниципальный район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации муниципального образования «Галкинское сельское поселение», СПК «Универсал», Администрации МО Камышловский муниципальный район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В исковом заявлении Камышловский межрайонный прокурор указал, что Камышловской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Абишева Ж.О., в ходе который на территории д.Бутырки Камышловского района выявлена несанкционированная свалка. Проведено обследование на территории д.Бутырки Камышловского района на предмет исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Данный населенный пункт находится на территории МО «Галкинское сельское поселение». Согласно акту обследования от 11.01.2019 года выявлено несанкционированное размещение отходов (коробки, пакеты, бутылки, доски, ящики и др. мусор), расположенные в 300 метрах от дома по ул. Кузнечная, д. 4-1, д.Бутырки, Камышловского района Свердловской области в сторону лесных насаждений по координатам - 73 гр. 25,418 мин. северной широты; 031 гр. 22,113 мин. восточной долготы. Несанкционированное размещение отходов в указанном месте является нарушением п.2 ст. 21 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» № 52-ФЗ, а также п.1.1., п.1.2. «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88. Таким образом, нарушения санитарного, экологического законодательства, выразившиеся в бездействии органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, создают угрозу загрязнения окружающей среды, что нарушает право жителей как деревни Бутырки Камышловского района, так и иного неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать администрацию МО «Галкинское сельское поселение» в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 300 метрах от дома по ул. Кузнечная, д.4 - 1, д.Бутырки, Камышловского района Свердловской области в сторону лесных насаждений по координатам - 73 гр. 25,418 мин. северной широты; 031 гр. 22,113 мин. восточной долготы.
Определением Камышловского районного суда от 18.02.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация МО Камышловский муниципальный район и СПК «Универсал», по установленным координатам несанкционированная свалка мусора расположена за границами населенного пункта д. Бутырки на земельном участке с КН 66:13:0902007:499, входящим в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером 66:13:0902007:493, принадлежащего на праве собственности СПК «Универсал» (ИНН 6613005471).
В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Михайлова О.С. уточнила исковые требования, просит обязанность по ликвидации свалки возложить на СПК «Универсал» в связи с принадлежностью им земельного участка, на котором расположена свалка. Координаты местонахождения свалки - 56.877989 широты, 62.752573 долготы. Срок для выполнения требований по ликвидации свалки установить 3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Представители ответчиков СПК «Универсал», администрации муниципального образования «Галкинское сельское поселение», администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, с согласия прокурора, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" определены органы местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, так ФЗ к органам местного самоуправления в сфере обращения с ТКО относят городские поселения, муниципальные районы, городские округа.
Согласно п. 2, п. 3. ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст. 8.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сельское поселение принимает участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ).
Администрация МО Камышловский муниципальный район осуществляет полномочия в области деятельности по обращению с отходами производства и потребления на основании Соглашения №2 от 29 декабря 2018 «О передаче части отдельных полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования Камышловский муниципальный район органу местного самоуправления муниципального образования «Галкинское сельское поселение», входящему в состав муниципального образования Камышловский муниципальный район». К полномочиям Администрации МО Камышловский муниципальный район, переданным по соглашению от 29.12.2018, относится создание и содержание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Данные полномочия также закреплены вПоложении об организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории МО «Галкинское сельское поселение», утв. Решением Думы МО №29 от 31.01.2019.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в зоне деятельности регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в ходе проверки по обращению Абишева Ж.О. Камышловской межрайонной прокуратурой установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в 300 метрах от дома по ул. Кузнечная, д.4-1, д.Бутырки, Камышловского района Свердловской области в сторону лесных насаждений. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 11.01.2019 и фототаблицей (л.д. 5-6). В соответствии с представленными Камышловской межрайонной прокуратурой сведениями несанкционированная свалка расположена в д. Бутырки в 300 метрах от дома по ул. Кузнечная, 4-1, по координатам широта 56.877989, долгота 62.752573, расположена за границами населенного пункта д. Бутырки на земельном участке с кадастровым номером 66:13:0902007:499, входящего в единое землепользование земельного участка 66:13:0902007:493, принадлежащего на праве собственности №66-66-20/003/2007-250 от 13.07.2007 СПК «Универсал» (ИНН 6613005471).
Вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств загрязнения указанной территории конкретными лицами.
В связи с изложенным, обязанность по уборке несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной вне земель населенных пунктов, на земельном участке с кадастровым номером 66:13:0902007:499, принадлежащего на праве собственности №66-66-20/003/2007-250 от 13.07.2007 СПК «Универсал», должна быть возложена на собственника земельного участка.
Размещение несанкционированной свалки вблизи жилой застройки на территории Камышловского района, свидетельствует как о противоречащем закону бездействии и не обеспечении проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения земельного участка отходами.
Таким образом, суд приходит к выводу о бездействия СПК «Универсал» в неосуществлении мер по охране окружающей среды и по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории принадлежащего ему земельного участка, а также наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по ликвидации свалки.
Срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений санитарного, экологического законодательства, отвечает требованиям разумности. Начало течения данного срока истцом обоснованно заявлено с момента вступления решения суда в законную силу. Суд находит необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений требований санитарного, экологического законодательства до 31.07.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Универсал» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Обязать СПК «Универсал» в срок до 31.07.2019 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 300 метрах от дома по ул.Кузнечная, д.4 - 1, д.Бутырки, Камышловского района Свердловской области в сторону лесных насаждений по координатам - 56.877989 широты, 62.752573 долготы.
Решение в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд.
Председательствующий Л.А. Афанасьева