Дело № 2-1406/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2015 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Наконечного С. И.,
с участием истца Черентаева С.П.,
при секретаре Панченко А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черентаева ФИО4 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения незаконным, возложении обязанности постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Черентаев С.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения незаконным, возложении обязанности постановки на учет. В обоснование иска указал, что был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга лет в календарном исчислении составила <данные изъяты>, в льготном – <данные изъяты>. Рапортом на имя командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ истец выразил свое желание быть обеспеченным жилой площадью в <адрес> края. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ войсковой части № истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства, с включением в списки очередников на получение жилого помещения в <адрес>. В связи с изданием Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №№ в целях реализации права на получение жилого помещения, истец обратился в уполномоченный для принятия соответствующего решения орган – ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, сдав необходимые для принятия решения документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в реализации права истца было отказано, со ссылкой на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ввиду того, что поданные истцом документы были поданы несвоевременно, то есть после увольнения и исключения из списков личного состава воинской части. Истец полагал данный отказ незаконным. В настоящее время Черентаев С.П. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, в закрытом военном городке.
В судебном заседании истец свои требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Согласно справке Войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №№, Черентаев С.П. проходил службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Черентаев С.П., уволенный с военной службы с зачислением в запас приказом Командующего Тихоокеанским флотов от ДД.ММ.ГГГГ № по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения и направлен на временный учет в военный комиссариат <адрес>. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении – <данные изъяты>, о чем также указано в справке Военного комиссариата <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ №№, справке командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №№
Как усматривается из материалов дела, Черентаеву С.П. на состав семьи 1 человек предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в котором Черентаев С.П. зарегистрирован и проживает по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждаются ордером № от ДД.ММ.ГГГГ г., выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ №№, справкой Администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№
Как видно из справки Администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, <адрес> является закрытым военным городком.
Судом установлено, что Черентаев С.П. обращался к командиру войсковой части № с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ, в связи с увольнением из рядов Вооруженных Сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в ДД.ММ.ГГГГ году.
Согласно Выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части № Черентаев С.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства, включен в списки очередников на получение жилого помещения в <адрес>.
Как видно из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ г., Черентаев С.П. обращался к командиру войсковой части № о предоставлении жилого помещения в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ в связи с увольнением из рядов Вооруженных сил РФ в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в ДД.ММ.ГГГГ году.
Протоколом № заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ г., Черентаев С.П. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с предстоящим увольнением из рядов ВС РФ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в ДД.ММ.ГГГГ года, включен в списки на получение жилья в <адрес> края на состав семьи 1 человек.
Обратившись в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России с пакетом документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Черентаев С.П. получил ответ от ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ согласно которого оснований для признания Черентаева С.П. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма нет, поскольку Черентаев С.П. был уволен с военной службы с зачислением в запас ДД.ММ.ГГГГ и исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ года, документы для признания истца нуждающимся в получении жилого помещения, поступили в ФГКУ «Востокрегионижилье» ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после увольнения и исключения истца из списков личного состава части. Рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления для решения жилищного вопроса.
Как установлено судом, истец не имеет жилых помещений на праве собственности, что следует из справки КГУП «Хабкрайинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №№, уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г., справки командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которой войсковая части № безвозмездную финансовую помощь на строительство кооперативного жилья Черентаеву С.П. не оказывала.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д» и «е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших, условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П).
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2.1 ст. 15 данного Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с пунктом 14 ст. 15 данного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В целях определения порядка признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства принято постановление Правительства РФ от 06.09.1998г. N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с пунктом 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 с изменениями от 8 августа 2003 г., 14 ноября 2007 г. 6 октября 2011 г. нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. В силу пункта 7 данных Правил основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе отсутствие жилой площади; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
В материалах дела содержится информация о признании Черентаева С.П. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма при увольнении, однако, по независящим от него причинам, в Реестр военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, Черентаев С.П. включен не был, при повторном обращении в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России о внесении его в список нуждающихся в жилом помещении, получил отказ.
Как установлено судом, истец являлся военнослужащим, был уволен с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет, жилищной комиссией войсковой части №, при увольнении истца, он был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы, проживание на день увольнения в закрытом военном городке, являются самостоятельным основанием для признания военнослужащего, подлежащего увольнению, нуждающимся в жилом помещении.
Согласно Правилам предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011г. N512жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20лет и более, либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях (далее - военнослужащие), а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, отказ ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма является незаконным, а Черентаев С.П., как военнослужащий, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, проживающий на момент увольнения в закрытом военном городке, должен быть поставлен на учет и включен в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, что является основанием для возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства – <адрес>, составом семьи 1 человек, с первоначальной даты подачи рапорта – ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Черентаева ФИО5 к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения незаконным, возложении обязанности постановки на учет удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке Черентаева ФИО6 на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поставить Черентаева ФИО7 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства и включить Черентаева ФИО8 в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Хабаровска.
Решение суда в окончательной форме принято 27 июля 2015 года
Судья: (подпись)
Копия верна: Судья /С.И. Наконечный/