Решение по делу № 2-328/2014 (2-3795/2013;) ~ М-3361/2013 от 12.11.2013

Дело №2-328/14г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2014 года                     г. Новосибирск

Калининский     районный суд г.Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи                  Надежкина Е.В.

При секретаре                             Снегиревой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басова Николая Васильевича, Басовой Ларисы Геннадьевны, Басова Евгения Николаевича к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании жилого помещения относящегося к социальному жилищному фонду, признании права на проживание в жилом помещении на условиях договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Басов Н.В., Басова Л.Г., Басов Е.Н. обратились в суд с иском к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, к Министерству обороны РФ о признании жилого помещения относящегося к социальному жилищному фонду, признании права на проживание в жилом помещении на условиях договора социального найма, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул<адрес>

В обоснование заявленных исковых требований, истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании ордера были вселены квартиру, расположенную по адресу: г. Новосибирск, ул<адрес> для постоянного проживания.

В настоящий момент истцы в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают. Жилое помещение было предоставлено истцу Басову Н.В. в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью № 73727. Ответчиками на основании письменного обращения истца было отказано в исключении занимаемого жилого помещения из числа служебных. Занимаемая истцами квартиры подлежит исключению из числа служебных, так как истец Басов Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ВС РФ, далее продолжил службу в УФКСН по НСО. Фактически между сторонами сложились правоотношения по использованию жилого помещения на условиях договора социального найма.

Истцы считают, что приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, поскольку проживают в квартире, истец Басов Н.В. прослужил в ВС РФ более 10 лет, что является одним из оснований для обеспечения жилым помещением.

Истец Басов Н.В., представитель истца Вершинина И.Д. действующая по устному распоряжению в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, дали аналогичные иску пояснения.

Истцы Басова Л.Г., Басов Е.Н. в суд не явились, просили суд о рассмотрении дела в свое отсутствие, что подтверждается телефонограммами.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил возражения по существу иска, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ – извещен надлежащим образом, причину не явки в суд не сообщил.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу:

С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс РСФСР прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

На основании ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.

В судебном заседании установлено, что согласно Перечню имеющих жилищный фонд ЗВГ ВС РФ и органов ФСБ, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года №752-р, военный городок Пашино-1 г.Новосибирска был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года №1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года №752-р» военный городок Пашино – 1 города Новосибирска, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Федеральное недвижимое имущество согласно акту закрепления было закреплено за ФГ КЭУ «57 ЭТК» на праве оперативного управления, в том числе и жилой дом 93а по ул.Солидарности г. Новосибирска, что подтверждается распоряжением ТУ ФАУФИ по Новосибирской области от 1 ноября 2006 года N 1159-р "О закреплении федерального имущества за войсковой частью 62682 (57ЭТК), распоряжением N 915-р от 28 июля 2008 года, по которому ФГ КЭУ "57 ЭТК" (войсковая часть 62682) РВНС, является правопреемником войсковой части 62682 (57 ЭТК) РВСН.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04 июля 2012 года №1739 право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ «57 ЭТК» (войсковая часть 62682) РВСН прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании передаточного акта №3/1739 от 26 ноября 2012 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «СТУИО» МО РФ) приняло, а ФГ КЭУ «57 ЭТК» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне; права и обязанности на имущество, передаваемое по настоящему акту, переходят к ФГКУ «СТУИО» МО РФ со дня подписания передаточного акта.

Согласно Постановления Администрации Калининского района г. Новосибирска №337 от 18 ноября 1993 года «Об утверждении служебной жилой площади» квартира 58 дома 93а по ул. Солидарности г. Новосибирска включена в число служебных жилых помещений, договор социального найма не заключался, документов на признание нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма истцом не подавались, что подтверждается письменным ответом ФГКУ «Центррегионжилье». Указанные доводы стороной истца на основании ст. 56 ГПК РФ не оспорены. Спорное жилое помещение не находится в муниципальной собственности, что подтверждается справкой ГЖА.

Таким образом, юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА); нахождение помещения вблизи войсковой части, в военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная квартира 58 д.93а по ул. Солидарности г. Новосибирска является служебным жилым помещением.

Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Басову Н.В. и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, состоящее из 2<адрес> Новосибирске.

Как следует из выписки из домовой книги, в жилом помещение по адресу: г<адрес> регистрационном учете состоят: Басов Н.В, Басова Л.Г., Басов Е.Н.

В соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР, действовавших в период вселения истцов в данную квартиру, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Согласно положений Порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, являющегося приложением № 1 к указаниям Начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 г. N 155/4/694, органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации (далее - УРЖП МО РФ). Заявителем по вопросам включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда является - квартирно-эксплуатационная часть района (далее - КЭЧ района), отделение морской инженерной службы, войсковые части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления.

    Как следует из Постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 года «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

    Мероприятия по исключению жилых помещений из специализированного жилого фонда в рамках действия нового порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, установленного приказом Министра обороны РФ №1280 от 30 сентября 2010 года, осуществляются в целях реализации программы по обеспечению военнослужащих, уволенных с военных службы жилыми помещениями по договорам социального найма; военнослужащие, установленным порядком признанные нуждающимися в получении жилья, изъявившие желание на повторное заселение занимаемого специализированного жилого помещения на условиях договора социального найма, при условии принятия уполномоченным органом соответствующего решения, могут получить договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение с одновременным исключением с учета нуждающихся.

    Согласно ст.15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

    По мнению суда, исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года №1541-1, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

    В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»     граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст.4 вышеуказанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Учитывая то обстоятельство, что квартира 58 дома 93а по ул.Солидарности г. Новосибирска включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось следовательно, не имеется, оснований для признания права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

    У суда отсутствуют основания, предусмотренные действующим законодательством для изменения статуса жилого помещения, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является компетенцией жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.

    В соответствии со ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

    То обстоятельство, что в настоящее время, в связи с закреплением федерального имущества, в том числе и квартиры <адрес> Новосибирска за ответчиком – ФГКУ «СТУИО» МО РФ на праве оперативного управления на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 04 июля 2012 года №1739, передаточного акта №3/1739 от 26 ноября 2012 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не предполагает утрату статуса служебного жилого помещения, так как указанной выше нормой права предусмотрено лишь прекращение договора найма специализированного жилого помещения между наймодателем и нанимателем, а не исключение такого жилого помещения из числа служебных.

    Кроме того, в случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения без исключения жилого помещения из числа служебного жилого помещения, по мнению суда, оно не может быть предоставлено по договору социального найма, так как в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов), специализированный жилищный    фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) (ст.19 ЖК РФ), при этом суд отмечает и то обстоятельство, что как ст.33 ЖК РСФСР, так и ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.

    В судебном заседании в силу ст.56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что истцы состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

    Ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» определен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, что не лишает при наличии оснований обратиться истцу в установленном законом порядке в соответствующие органы по вопросу обеспечения его жилым помещением.

    Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска необходимо отказать в полном объеме, в силу того, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством для изменения служебного статуса спорного жилого помещения.

Стороны не ставили вопрос о распределении понесенных судебных расходов.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска Басова Николая Васильевича, Басовой Ларисы Геннадьевны, Басова Евгения Николаевича к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании жилого помещения относящегося к социальному жилищному фонду, признании права на проживание в жилом помещении на условиях договора социального найма- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.

Судья:        (подпись)            Е.В. Надежкин.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2014 года.

«Копия верна»

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-249/14 Калининского районного суда г. Новосибирска.

Судья:                        Е.В. Надежкин

Секретарь:                     А.А. Снегирева

Решение не вступило в законную силу «____»____________2014г.

Судья:                        Е.В. Надежкин

Секретарь:                    А.А. Снегирева

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу «____»____________2014г.

Судья:

2-328/2014 (2-3795/2013;) ~ М-3361/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Басова Лариса Геннадьевна
Басов Николай Васильевич
Басов Евгений Николаевич
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации,
Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ
Суд
Калининский районный суд г. Новосибирска
Судья
Надежкин Евгений Владимирович
Дело на сайте суда
kalininsky--nsk.sudrf.ru
12.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2013Передача материалов судье
18.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2013Подготовка дела (собеседование)
20.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2014Судебное заседание
25.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2014Дело оформлено
28.07.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее