63RS0007-01-2020-000215-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «20» мая 2020 года
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
при секретаре Делия И.О.,
с участием:
Тюменцева В.К., действующего в качестве представителя истца Чеснокова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-676/2020 по исковому заявлению Чеснокова А. П. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании жилого помещения муниципальной собственностью, признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Чесноков А.П. обратился в суд с иском администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании жилого помещения муниципальной собственностью, признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № на право занятий двух комнат площадью <данные изъяты> кв.м, зарегистрирован и проживает совместно с супругой Чесноковй И.Б., и сыном Чесноковым Д.А. по адресу: <адрес>. В настоящее время они постоянно зарегистрированы и проживают в данной квартире, производят оплату коммунальных услуг, осуществляют текущий ремонт. ДД.ММ.ГГГГ им поступило уведомление о необходимости освобождения данного специализированного жилого помещения. Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений следует, что правопритязания на вышеуказанный объект недвижимого имущества отсутствуют. Таким образом, на данный момент собственником данного недвижимого имущества должна являться администрация муниципального района Волжский Самарской области. Поскольку он (истец) проживает и пользуется данной квартирой добросовестно, открыто и непрерывно на протяжении более 15 лет, пользование квартирой может быть признано правомерным, а квартира переданной по договору социального найма. Данная квартира не зарегистрирована в качестве специализированного жилого фонда в установленном законом порядке. Он (истец) не связан с Министерством обороны РФ трудовыми отношениями. Иное жилое помещение в его собственности отсутствует.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец Чесноков А.П., просит суд признать жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащим администрации муниципального района Волжский Самарской области; признать за ним право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма; обязать администрацию муниципального района Волжский Самарской области заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
В судебном заседании Тюменцев В.К., действующий в качестве представителя истца Чеснокова А.П., ссылаясь на изложенные в иске основания, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик - администрация муниципального района Волжский Самарской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в котором также указал, что исковые требования не признает, поскольку спорное имущество числится в реестре федеральной собственности.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, каких-либо ходатайств не представило. Ранее в судебном заседании Некуш К.Б., действующая в качестве представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, возражала против удовлетворения иска Чеснокова А.П., при этом пояснила, что спорная квартира является собственностью Министерства обороны РФ, и, кроме того, уведомление об освобождении данного помещения истцу не направлялось.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени слушания дела извещено судом надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств суду не представило.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Чеснокова Е.Б., Чесноков Д.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств суду не представили, об уважительности неявку суду не сообщили.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чеснокова А.П. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что жилой фонд в поселке <адрес> был введен в эксплуатацию Актом от ДД.ММ.ГГГГ и внесен в реестр федерального имущества Российской Федерации, на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На основании распоряжения Минимущества России № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой фонд передан в оперативное управление Чернореченской КЭЧ района.
ДД.ММ.ГГГГ Чеснокову А.П. на состав семьи из четырех человек Чернореченской КЭЧ района выдан служебный ордер № на занятие двух комнат, площадью <данные изъяты> кв.м, в квартире по адресу: <адрес>. При этом Чесноков А.П. и его супруга Чеснокова И.Б. в данном жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ, а их сын Чесноков Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что данное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил Российской Федерации на основании постановления Администрации Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (правопреемник ФГКЭУ «Чернореченская КЭЧ района»).
Истец Чесноков А.П. в обоснование заявленных требований, в том числе, ссылается на то, что данное жилое помещение было предоставлено на условиях социального найма.
Между тем, данные доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, исходя из следующего.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент предоставления Савину В.А. вышеуказанного жилого помещения), жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В силу ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса
РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся
в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма
(социального найма) являлось принятое с соблюдением требований
Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а
в домах ведомственного жилищного фонда совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждённое
решением органа местного самоуправления.
Между тем, истцом не представлено доказательств того, что компетентным органом принималось соответствующее решение об обеспечении их семьи жилым помещением, как лиц, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые
помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи
с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы
или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных
решением исполнительного комитета районного, городского, районного
в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок
предоставления служебных жилых помещений и пользования ими
устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и
другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения
о предоставлении жилого помещения в доме государственного или
общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного,
городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных
депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным
основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно пункту 31 приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 года № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой
площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» заселение
служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после
включения таких помещений в число служебных решением исполкома
Совета депутатов трудящихся.
Таким образом, признаком служебного жилого помещения, являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду ранее принадлежало жилое помещение.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному
фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального
использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом
помещении право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.
Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых
помещений в установленном порядке не оспорено и недействительным
не признано.
Исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92
Жилищного кодекса РФ, на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращён лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным
имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено
полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся
у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления.
Согласно подп. «м» п. 2 названного постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных
Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает
решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный
фонд с отнесением таких помещений к определённому виду жилых
помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении
жилых помещений из указанного фонда.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Таким образом, также являются несостоятельными доводы истца о том, что спорное жилое помещение не имеет собственника.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в полном объёме в удовлетворении искового заявления Чеснокова А. П. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании жилого помещения муниципальной собственностью, признании права пользования жилым помещением и понуждении к заключению договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Бредихин
В окончательной форм решение изготовлено 22.05.2020 года.