Дело №12-23/2018
Р Е Ш Е Н И Е
27 апреля 2018 года г. Карасук, ул. Октябрьская,12
Судья Карасукского районного суда Новосибирской области Недобор Светлана Николаевна, с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Кулакова В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Коммунальщик» Кулакова В.М. на постановление №17-11/1153 начальника Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Мистюка А.С. о назначении административного наказания от 30 ноября 2017 года, которым директор МУП «Коммунальщик» Кулаков Вячеслав Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, проживающий по адресу: <адрес>, был привлечен к административной ответственности по ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ходатайство о восстановлении срока на обжалование вышеуказанного постановления,
УСТАНОВИЛ:
30 ноября 2017 года постановлением №17-11/1153 начальника Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Мистюка А.С. директор МУП «Коммунальщик» Кулаков В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Директор МУП «Коммунальщик» Кулаков В.М., не согласившись с данным постановлением, принес жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу вследствие обстоятельств, предусмотренных п.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в обоснование указав, что постановление незаконно, проверяющий не производил сбор проб самих сброшенных вод. МУП «Коммунальщик» производит сброс вод в реку Карасук один раз в год на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны среды Новосибирской области №2015-389/Р от 24 февраля 2015 года, именно в момент паводка производится забор анализов сброшенных вод. Согласно приказу Департамента по тарифам Новосибирской области №130-В от 20 августа 2015 года утверждена инвестиционная программа МУП «Коммунальщик» на основании которой, предприятию должны были быть выделены средства из подпрограммы «Чистая вода» ГП «Жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в 2015-2020 годах» из бюджета города Карасука Новосибирской области в сумме 712294,88 тысяч рублей, для полной реконструкции очистных сооружений г. Карасука Новосибирской области. Средства для выполнения инвестиционной программы выделены не были, что соответственно привело к нарушению сроков реконструкции очистных сооружений. Одновременно директор МУП «Коммунальщик» Кулаков В.М. просит признать причины пропуска срока исковой давности уважительными и восстановить срок исковой давности, о нарушении своего права ему стало известно из определения от 14 марта 2018 г. судьи Карасукского районного суда Новосибирской области Недобор С.Н. Считает, он пропустил срок исковой давности по уважительной причине, в связи с недобросовестным исполнением работниками почты России приема почтовых отправлений.
Кулаков В.М. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, указав, что причиной превышения допустимых концентраций является аварийное состояние очистных сооружений, построенных в 1978 году. Данный объект не соответствует современным требованиям по очистке. На реконструкцию данного объекта самостоятельных средств нет, объект принадлежит на праве хозяйственного ведения. Муниципальных средств также не хватит, вопрос о реконструкции решается на уровне области. При этом незначительные работы ведутся после предварительного согласования плана на основании процедуры, предусмотрено законом 44-ФЗ после проведения аукциона. Просит восстановить срок на обжалование, так как жалоба направлена вовремя, но почтовые работники поставили штамп следующим днем. Определение суда получено им 14 марта 2018 года.
Суд, проверив материалы дела и обоснованность доводов жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления №17-11/1153 о назначении административного наказания от 30 ноября 2017 года получена Кулаковым В.М. 5 декабря 2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением. 15 декабря 2017 года МУП «Коммунальщик» направил жалобу в Барабинский районный суд, что подтверждается квитанцией о почтовом отправлении. Определение суда было получено Кулаковым 14 марта 2018 года, жалоба возвращена 21 марта 2018 года, исходя из сопроводительного письма, имеющегося в деле №. Снова с жалобой Кулаков обратился 3 апреля 2018 года.
Суд считает, что срок на обжалование постановления директором МУП «Коммунальщик» Кулаковым В.М. при первоначальном обжаловании не был пропущен, жалоба была возвращена в связи с отсутствием ходатайства о восстановлении срока и наличием сведений о направлении на конверте, тогда как Кулаковым представлена квитанция о направлении жалобы 15 декабря 2017 года. В настоящее время срок подлежит восстановлению.
В соответствии со ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Из постановления №17-11/1153 начальника Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Мистюка А.С. от 30 ноября 2017 года следует, что к ответственности по ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директор МУП «Коммунальщик» привлечен за то, что 17 ноября 2017 года в 10 час. 00 мин. при проведении внеплановой, документарной проверки (согласно приказу государственного органа контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки №05-59/209 от 17.10.2017г.) МУП «Коммунальщик» Карасукского района Новосибирской области было выявлено нарушение: МУП «Коммунальщик» производит сброс сточных вод в оз.Ярки с последующим сбросом вод в реку Карасук - рыбохозяйственный водоем первой категории, с превышением норм ПДК. При рассмотрении полученной документации от МУП «Коммунальщик» от 31.10.2017 вхд. № 15-20/1970 на очистных сооружениях проведена реконструкция блока механической очистки. В предоставленном отчете о ходе выполнения плана снижения сбросов имеются данные о содержании загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах до проведения мероприятия и после, по которым имеется небольшое снижение. По некоторым показателям, а именно, по содержанию взвешенных веществ и хлоридов замечено повышение концентраций после мероприятия.
Исходя из предоставленных химических анализов сбрасываемых сточных вод за май и июнь 2017 года имеется превышение концентраций загрязняющих веществ, а именно: взвешенные вещества- 17,18 и 19 мг/дм3, фосфаты - 0,923, 0,951 и 1,115 мг/дм3, сульфаты - 104,3, 194,35 и 171,7 мг/дм3, нефтепродукты - 0,091, 0,085 и 0,097 мг/дм3, хлориды - 436,6 и 448,7 мг/дм3, аммоний - 0,632 и 0,71 мг/дм3. На основании этого, следует, что доведения концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах до нормативов концентраций загрязняющих веществ в водных объектах, согласно ранее выданного предписания, после проведения реконструкции блока механической очистки не произошло. Выявленные нарушения возникли в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностного лица директора МУП «Коммунальщик» Кулакова В.М., действующего на основании Устава и привели к нарушению правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов.
В соответствии с п.7 ч.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с п.2 ч.16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» утверждены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
В соответствии с ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
В судебном заседании установлено, что протокол составлен на основании акта проверки от 17 ноября 2017 года, которым установлено, что в ходе проверки 18 апреля 2017 года мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства для снижения концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах не проводилось. Проведенной проверкой установлено, что на очистных сооружениях проведена реконструкция блока механической очистки. После проведения мероприятий имеется незначительное снижение концентрации загрязняющих веществ.
В то же время судом установлено, что на протяжении периода с 2015 года МУП «Коммунальщик» ведется работа по улучшению показателей качества очистки.
24 февраля 2015 года решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области МУП «Коммунальщик» был определен водопользователем водного объекта или его части для целей сброса сточных вод без забора водных ресурсов из водного объекта. Установлены предельные показатели содержания загрязняющих веществ.
Согласно пояснительной записке от 29 января 2015 года фактический износ сооружений станции очистки составляет более 85%, в 2013 году разработана проектно-сметная документация на объект, начата реализация проекта, но в 2006 году финансирование проекта приостановлено. Разработан план мероприятий силами предприятия, график сброса сточных вод.
Приказом №130-В от 20 августа 2015 года утверждена инвестиционная программа МУП «Коммунальщик» «Реконструкция системы водоотведения на территории города Карасука Карасукского района Новосибирской области на 2016-2018 годы». Суду представлена копия приказа, выписка из протокола заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области, доклад по результатам рассмотрения инвестиционной программы и копия инвестиционной программы, согласно которой запланирована разработка проекта сооружения биологической очистки, строительство сооружений и реконструкция иловых площадок. При этом финансирование программы осуществляется из средств бюджета Новосибирской области и средств бюджета города Карасук Новосибирской области. Собственные средства МУП «Коммунальщик» в инвестиционной программе не указаны.
Кроме того, Кулаковым предоставлены обращения к главе администрации Карасукского района Новосибирской области от 28 ноября 2016 года, от 23 мая 2016 года, которыми направлен для рассмотрения план по эффективности работы сооружений, а также запрос на финансирование приобретения установки оборудования для обеззараживания стоков.
Поскольку МУП «Коммунальщик» является муниципальным унитарным предприятием, его имущество находится в муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу положений ч.1,4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Учитывая, что должностное лицо - руководитель муниципального унитарного предприятия Кулаков В.М. вносил представления, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства, связанных с аварийным состоянием очистных сооружений, что привело к принятию инвестиционной программы на 2016-2018 годы с финансированием за счет совместных средств местного и областного бюджетов, просил выделить средства на установки обеззараживания воды, при этом бюджетные средства запланированы инвестиционной программой, которая не закончилась, иные средства не выделяются, директор МУП «Коммунальщик» Кулаков В.М. не имел реальной возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности, при этом предпринял надлежащие и достаточные меры для их исполнения.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление №17-11/1153 начальника Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Мистюка А.С. о назначении административного наказания от 30 ноября 2017 года, которым директор МУП «Коммунальщик» Кулаков Вячеслав Михайлович привлечен к административной ответственности по ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток, со дня получения копии решения, путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ: подпись