Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3317/2016 ~ М-2984/2016 от 06.09.2016

Дело № 2-3317/2016                             

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года                         г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Бачериковой Л.А.,

с участием пом.прокурора Пермского района Леушиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Б. и Р. к Управлению образования администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в защиту интересов Б. и Р., обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование требований указано, что Прокуратурой Пермского района проведена проверка по заявлению Б. и Р. по факту отказа в предоставлении места в детском саду их малолетней дочери Э., 2014 года рождения. В ходе проверки установлено, что в 2016 году состоялось заседание комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений на 2016-2017 учебный год, по результатам заседания комиссии малолетнему Э., 2014 года рождения путевка в дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Култаевский детский сад» не представлена, чем нарушены его права на получение дошкольного образования. Заявление родителями о предоставлении места ребенку в ином дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории района, не написано. Просит обязать Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» предоставить Э., 2014 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории Култаевского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Пермского района Леушина Е.М. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Истец – Э. в судебное заседание не явилась, извещена, направила заявление о рассмотрении в ее отсутствие.

Ответчик – Управление образования администрации Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено, в судебное заседание представителя не направило, представило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, в письменных возражениях по иску просило отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется по дате рождения ребенка, а не по дате подачи заявления, в первую очередь в дошкольные образовательные организации Пермского муниципального района зачисляются дети более старшего возраста. Зачисление Э. в МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик» и МАДОУ «Култаевский детский сад «Капитошка» невозможно по причине отсутствия свободных мест. Э. находится в очереди на зачисление в МАДОУ « Култаевский детский сад «Колокольчик» на 45 позиции.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Аналогичные требования отражены и в абзаце 4 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 года № 5-П.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

В силу ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и п. 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В силу п. 3.1, 3.1.1 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.03.2014 года № 428, для достижения поставленной цели и решения указанных задач Управление наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Управление образования администрации Пермского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.4 Положения).

Организуя предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях, а также предоставление дополнительного образования детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях, Управление устанавливает порядок приема в подведомственные муниципальные образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (п.п. 4.1, 4.1.7).

Положение о комплектовании дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Пермский муниципальный район» утверждено соответствующим Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 18.12.2013 года № 574.

Согласно вышеуказанному Положению, настоящий порядок применяется для комплектования ДОУ на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (п. 4.1). В ДОУ могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет). Комплектование ДОУ осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектации ДОУ в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста - 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (п.п. 4.9, 4.10).

Непосредственное решение о предоставлении персонального места в ДОУ принимает комиссия управления образования по комплектованию ДОУ в Пермском муниципальном районе (п. 4.2). Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (п. 4.3). Срок работы Комиссии с 1 мая по 15 июня каждого года (п. 4.4). Прием детей в ДОУ осуществляется на основании путевки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (п. 4.19).

Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный» район от 11.05.2012 года № 214.

Как следует из материалов дела, Б. и Р. являются родителями Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.10).

Несовершеннолетняя Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания , выданным Отделом УФМС России по Пермскому краю в Пермском районе 29.10.2015 года.

Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди на получение путевки в МАДОУ «Култаеский детский сад «Колокольчик» на 45 позиции. Документы, подтверждающие наличие у родителей ребенка льготы на внеочередное или первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, в управление образования не представлены.

Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 22.04.2016 года № 79 закреплены территории за образовательными учреждениями Пермского муниципального района, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования. В <адрес> организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования являются МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик» и МАДОУ «Култаевский детский сад «Капитошка». Дома по <адрес> закреплены за МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик».

Ответчик отказывает в предоставлении места несовершеннолетней Э., 2014 года рождения, ссылаясь на отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях <адрес>.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, её законные представители – мать и отец обратились с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получили.

При таких обстоятельствах, на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетней Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении. Из смысла положений статей 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

Суд считает, что поскольку до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении Э. не предоставлено, это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район».

При таких обстоятельствах, суд, приходит к выводу, что Э. подлежит предоставлению место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закрепленном за территорией места жительства несовершеннолетнего – <адрес>

Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации Пермского муниципального района обязано предоставить место в детском саду Э., является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

Ссылка ответчика в письменных возражениях по иску на наличие очередности по предоставлению мест в дошкольные образовательные учреждения, отсутствие свободных мест, превышение предельных норм комплектования, не может быть прията судом во внимание, поскольку не исключает возможности удовлетворения заявленных прокурором требований в связи с установлением факта нарушения права несовершеннолетней Э. на получение общедоступного дошкольного образования. При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к обеспечению равного права несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту интересов Б. и Р. к Управлению образования администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.

Возложить на Управление образования администрации Пермского муниципального района обязанность предоставить Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей на территории Култаевского сельского поселения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории Култаевского сельского поселения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подано апелляционное представление, подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Решение в окончательной форме принято 31.10.2016 года.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья                                 Е.В.Овчинникова

2-3317/2016 ~ М-2984/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Багаутдинов Рафаэль Талгатович
Прокурор Пермского района
Багаутдинова Эльвира Мухармовна
Ответчики
Управление образования администрации Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Овчинникова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
06.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2016Передача материалов судье
09.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2016Предварительное судебное заседание
25.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2017Дело оформлено
25.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее