Дело № 12-782/2015
РЕШЕНИЕ
г.Пермь Пермского края 27.08.2015 года
Судья Свердловского районного суда г.Перми Щербинина Ф.Х.,
при секретаре Хайбрахмановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Червонных А.В. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № Червонных А.В. как должностное лицо – директор -ОРГАНИЗАЦИЯ- признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей.
Из постановления должностного лица следует, что прокуратурой Свердловского района г.Перми совместно с должностными лицами отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства при организации питания детей в <адрес> расположенной по адресу <адрес>. В ходе проверки установлено, что на момент обследования ДД.ММ.ГГГГ в -ОРГАНИЗАЦИЯ-, расположенной по адресу <адрес>, директор общеобразовательного учреждения Червонных А.В. при организации питания детей в школьной столовой:
- допустила не соответствие фактического рациона питания утвержденному примерному меню, фактическое меню разработано без учета сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет), что является нарушением п.п. 6.22, 6.13 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08);
- допустила оформление технологических карт не в соответствии с рекомендациями приложения 5 СанПиН 2.4,5.2409-08, в наличии на раздаче имеются блюда (салат «Грезы», салат «Греческий»), технологические карты на которые оформлены без соответствия с рекомендациями приложения 5 СанПиН 2.4.5.2409-08, описание технологического процесса приготовления данных блюд не содержит в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность, что является нарушением п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409 -08;
- в период после 1 марта допустила к реализации блюда из овощей урожая-прошлого года без термической обработки (салаты из капусты, моркови), что является нарушением п.6.29 СанПиН 2.4.5.2409-08;
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допустила включение в рацион питания детей, получающих питание за родительскую плату, таких продуктов как рыба, творог, кисломолочных продуктов только 1 раз при рекомендованном их включении 1 раз в 3 дня. За период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в рационе питания льготной категории учащихся 5-11 классов отсутствовали кисломолочные продукты, творог, сыр, что является нарушением требований п. 6.17 СанПиН 2.4.5.2409 -08;
- не обеспечила посадку всех обучающихся в обеденном зале в течение не более чем в 3 перемены (в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ питание детей в первую смену организовано в 4 перемены), что является нарушением п. 2.8 СанПиН 2.4.5.2409- 08;
- допустила отпуск горячего питания обучающимся по классам на переменах продолжительностью менее 20 минут (в первую смену первая перемена для питания 1 «А», 1 «Б». 1 «В», 2 «В», 4 «Г» классов составляет 10 минут; четвертая перемена для питания 10-х и 11-х классов составляет 15 минут; во вторую смену вторая перемена для питания 3 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «Г», 6 «А» классов составляет 15 минут; четвертая перемена для питания 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов составляет 10 минут), что является нарушением п. 7.2 СанПиН 2.4.5.2409-08;
- допустила прием продовольственного сырья (капуста белокочанная урожай 2015 года, картофель свежий урожай, морковь) в транспортной упаковке (мешки, сетки) без маркировки на упаковке (или на этикетке, или на листке-вкладыше, или в товарной сопроводительной документации), позволяющей установить срок годности, условия хранения, что является нарушением п. 6.26 СанПиН 2.4.5.2409 -08, статьи 3, части 4.1, части 4.2, п. 7 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
- допустила к работе ФИО2 (работает на должности «зальная»), непрошедшую гигиеническую подготовку и аттестацию, при отсутствии каких-либо сведений о прививках работника, что является нарушением пп. 13.9, 13.10 СанПиН, 2.4.52409-08, Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций», ст. 36 ФЗ № 52- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
Информация о дате получения Червонных А.В. копии постановления в материалах дела отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Червонных А.В. по почте направила в суд жалобу на указанное постановление.
ДД.ММ.ГГГГ жалоба Червонных А.В. поступила в Свердловский районный суд г.Перми.
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступил административный материал в отношении Червонных А.В.
В жалобе заявитель просит постановление отменить, указывает, что отсутствие даты составления постановления существенным образом нарушает права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было оформлено неправильно. Существенно нарушены права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в том числе право на подачу жалоб, возражений, на получение копии постановления, поскольку директор -ОРГАНИЗАЦИЯ- лишен возможности рассчитывать процессуальные сроки, исчисляемые с даты составления указанного постановления. Организация питания в -ОРГАНИЗАЦИЯ- осуществляется ИП ФИО3 на основании договора по организации основного (горячего) питания учащихся и бесплатного питания малоимущим многодетным, малоимущим и отдельным категориям, учащимся в -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору поставщиком поставщик обязуется составлять и согласовывать с Управлением Роспотребнадзора по <адрес> двухнедельное меню, согласовывать его с учреждением (-ОРГАНИЗАЦИЯ-) (п. 2.2.4 договора). В соответствии с п. 2.2.1 поставщик обязан предоставлять учащимся образовательного учреждения ежедневное... питание. В соответствии с п. 2.2.7 поставщик обязан обеспечивать снабжение.. . продуктами питания в соответствии с меню. Директором -ОРГАНИЗАЦИЯ- были произведены следующие меры по устранению нарушений ИП ФИО3: направлялись письма, производились беседы, были взяты пояснительные и служебные записки. После вынесения указанного постановления в адрес ИП ФИО3 было направлено требование о немедленном устранении нарушений согласно п. 2.1.3 договора. На настоящий момент считает, что нарушения не было, ответственность за обеспечение снабжения продуктами питания в соответствии с меню лежит на ИП ФИО3, все действия, зависящие от директора -ОРГАНИЗАЦИЯ-, были предприняты. Как было пояснено ИП ФИО3, овощи, содержащиеся в салатах, были урожая ДД.ММ.ГГГГ. Директор не осуществляет приемку продуктов и не имеет специальных знаний для проверки надлежащего/ненадлежащего качества продуктов. Информация, указанная в постановлении, по поводу «охвата питанием» не соответствует действительности. Решение о питании или не питании детей в столовой принимается родителями обучающихся. Никто не вправе обязать детей питаться в столовой принудительно. От всех родителей, дети которых по желанию родителей не питаются в школьной столовой, в адрес администрации поступали устные и письменные просьбы об отказе в получении горячего питания. Директор и администрация -ОРГАНИЗАЦИЯ- создают необходимые условия для реализации прав обучающихся на питание, реализовывать им или нет указанные права - решение и воля лишь родителей обучающихся. Администрацией школы ведутся работы по планированию расписания и режима работы таким образом, чтобы все обучающиеся имели возможность получать надлежащее горячее питание, а именно: ведется разработка нового режима занятий обучающихся, в соответствии с которым будет организован новый порядок получения обучающимися горячего питания. согласно договору аренды объекта муниципального недвижимого ц движимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП ФИО3 и -ОРГАНИЗАЦИЯ-», арендатор (ИП ФИО3) имеет право самостоятельно определять виды и формы.. . интерьера объекта, при этом применяемые.. . решения должны соответствовать требованиям санитарных.. . норм и правил. Директором -ОРГАНИЗАЦИЯ-» была произведена беседа с ФИО3 по поводу соответствия планировки и вместимости зала столовой. На момент вынесения постановлений, как и на сегодняшний день, помещение столовой соответствует санитарным нормам и правилам. Утверждение о невозможности обеспечения свежего урожая в ДД.ММ.ГГГГ определенных регионов не может являться ни доказательством, ни правонарушением. Пока не доказано обратного, исходя из принципов добросовестности и разумности деятельности каждого из участников гражданско-правовых отношений, информация на этикетках и в документации на товар о том, что товар является урожаем ДД.ММ.ГГГГ, считается достоверной. ИП ФИО3 по запросу директора пояснил, что товар без этикеток и маркировок, а также без указания срока и условий хранения им не принимается. Сопроводительные документы на все товары имеются в наличии. Директор -ОРГАНИЗАЦИЯ-» направил в адрес ИП ФИО3 требование о недопущении нарушений в будущем. В соответствии с п. 2.2,11 договора по организации питания... ИП ФИО3 обязуется обеспечивать пищеблок штатом сотрудников, имеющих допуски, соответствующие требованиям действующего законодательства. Выполняя обязанность по соблюдению требований к организации питания обучающихся, директором было направлено требование в адрес ИП ФИО3 об устранении нарушений, ИП ФИО3 указанные нарушения устранил. Считает, что нарушение требований к организации питания обучающихся не входит в состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.7 КоАП РФ - Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. Директор сделал все возможное для устранения нарушений и недопущения совершения нарушений в будущем, учитывая, что сферой обязанностей и ответственности директора является организация и полнота охвата обучающихся горячим питанием. В постановлении № по делу об административном правонарушении содержится разъяснение вины директора Червонных А.В. - отсутствие должной степени озабоченности и предусмотрительности. Однако в законодательстве не содержится положений, устанавливающих санкции за «отсутствие должной степени озабоченности». Указанные в постановлениях нарушения ни коем образом не могли создать угрозу жизни и здоровью детей, поскольку, например, наличие или отсутствие технологических карт на блюда не может привести к летальному исходу либо создать угрозу здоровью детей, поэтому считает ст. 2.9 КоАП неверно не примененной к указанным обстоятельствам.
В судебное заседание Червонных А.В. не явилась, извещалась судом в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП Российской Федерации.
Изучив материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
В силу положений ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства Российской Федерации, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьи 28 вышеуказанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Требованиями п.п. 6.5, 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор. Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет). Примерное меню при его практическом использовании может корректироваться с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.
В соответствии с п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил). Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность.
Требованиями п. 2.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что для обеспечения посадки всех обучающихся в обеденном зале в течение не более чем в 3 перемены, а для учреждений интернатного типа не более чем в 2 перемены, раздельно по классам, площадь обеденного зала рекомендуется принимать из расчета не менее 0,7 кв. м на одно посадочное место.
Согласно п. 6.26 СанПиН 2.4.5.2409-08 прием пищевых продуктов продовольственного сырья в организации общественного питания образователь учреждений должен осуществляться при наличии соответствующих документ (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документ ветеринарно-санитарной экспертизы, документов изготовителя, поставщика пищев продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларади соответствии), подтверждающих их качество и безопасность, а также принадлежность определенной партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательств Российской Федерации. Документация, удостоверяющая качество и безопасно продукции, а также результаты лабораторных исследований сельскохозяйственн продукции, должна сохраняться в организации общественного питания образовательного учреждения до окончания использования сельскохозяйственной продукции I допускается к реализации пищевая продукция, не имеющая маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.29 СанПиН 2.4.5.2409-08 овощи урожая прошлого года (капус репчатый лук, корнеплоды и др.) в период после 1 марта допускается использовать толь после термической обработки.
В соответствии с п. 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 фактический рацион питания долже соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случая допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условия их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 6 настоящих санитарных правил), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.
Согласно п. 7.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 отпуск горячего питания обучающимся необходимо
организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.
Согласно п.п. 13.9, 13.10 2.4.5.2409-08 к работе допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация для работников проводятся не реже одного раза в два года. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
В соответствии с п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил). Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Свердловского района г.Перми совместно с должностными лицами отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства при организации питания детей в -ОРГАНИЗАЦИЯ-, расположенной по адресу <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на момент обследования ДД.ММ.ГГГГ в -ОРГАНИЗАЦИЯ-, расположенной по адресу <адрес>, директор общеобразовательного учреждения Червонных А.В. при организации питания детей в школьной столовой допустила нарушения требований п.п. 6.22, 6.13, п. 6.11, п.6.29, п. 6.17 СанПин "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением прокурора Свердловского района г.Перми в отношении должностного лица Червонных А.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что существенно нарушены права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, материалами дела не подтверждается.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица Червонных А.В. состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые должностным лицом были исследованы в полном объеме.
При рассмотрении настоящего дела должностное лицо правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Червонных А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 6.7 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на отсутствие даты составления постановления правового значения не имеет. ДД.ММ.ГГГГ при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 Ко АП РФ Червонных А.В. присутствовала, ей были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, предоставлялась возможность представить возражения и замечания, указанное постановление ею получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись Червонных А.В. с указанием даты получения постановления. Ошибочное указание даты рождения Червонных А.В. в постановлении не свидетельствует о существенном нарушении процессуальных прав лица, поскольку в постановлении имеются иные персональные данные лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливающие его личность.
Приведенные в жалобе доводы не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения.
Так, по смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судьей не установлено.
Иные доводы жалобы правого значение не имеют.
Административное наказание Червонных А.В. назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований статей 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Червонных А.В. допущено не было.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░