Мотивированное решение вынесено 03.02.2017г. Дело № 2-23/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2017 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Воловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсикова В.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда в Угличском муниципальном районе Ярославской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Корсиков В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Угличском муниципальном районе (далее Управление ПФ РФ в УМР), в котором с учетом последующего уточнения исковых требований, просит включить периоды работы в качестве кочегара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОРГАНИЗАЦИИ 1; в качестве кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в качестве кочегара ОРГАНИЗАЦИИ 2 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в филиале ОРГАНИЗАЦИИ 4 в качестве машиниста (кочегара) котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 5 в качестве машиниста-кочегара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 6 в качестве машиниста котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец работал кочегаром в различных организациях. Поскольку данная профессия сопряжена с вредными условиями труда и дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, Корсиков В.А. обратился в Управление ПФ РФ в УМР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в УМР от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого страхового стажа работы. При вынесении данного решения ответчиком не были приняты во внимание указанные выше периоды работы истца. Управление ПФ РФ в УМР при вынесении решения ссылалось на отсутствие сведений, подтверждающих осуществление Корсиковым В.А. трудовой деятельности, относящейся к особым условиям труда, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда. Указанное решение, по мнению истца, нарушает его право на получение трудовой пенсии по старости, в связи с чем Корсиков В.А. просит засчитать указанные выше периоды работы в его трудовой стаж и назначить пенсию по старости с момента достижения истцом 55-летнего возраста – с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Корсиков В.А. исковые требования, с учетом их последующего уточнения, поддержал по указанным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Управления ПФ РФ в УМР Кулагина И.В. исковые требования не признала и пояснила, что спорные периоды работы истца в должности кочегара не подлежат зачету в специальный стаж, так как не подтверждены справками об особом характере работы и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Представитель третьего лица ОРГАНИЗАЦИИ 1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, против удовлетворения иска не возражает.
Представитель третьего лица ОРГАНИЗАЦИИ 2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, против удовлетворения иска не возражает. Дополнительно подтвердило, что Корсиков В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно работал в ОРГАНИЗАЦИИ 2 в должности кочегара, деятельность осуществлялась с вредными условиями труда, с занятостью полный рабочий день.
Представитель третьего лица ОРГАНИЗАЦИИ 6 в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела ОРГАНИЗАЦИЯ 6 извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве на иск указало, что указанные Корсиковым В.А. периоды работы нельзя расценивать как трудовую деятельность, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку с ним были заключены срочные трудовые договоры по сезонному принципу (напр., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), последним днем отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ было ДД.ММ.ГГГГ, котельные, на которых работал Корсиков В.А., рассчитаны только на теплоснабжение объектов в отопительный период — поставка ГВС в летний период не осуществлялась. Таким образом, в указанные периоды истец фактически не осуществлял трудовых функций, предусмотренных должностной инструкцией кочегара. Данные периоды соответствуют межотопительному периоду и не связаны с выполнением работы с вредными условиями труда.
Представители ОРГАНИЗАЦИИ 4, ОРГАНИЗАЦИИ 5 ОРГАНИЗАЦИИ 3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим до 01.01.2015 г. Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ".
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 утвержден Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 предусмотрено, что данный Список применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда в период до 01 января 1992 года.
Согласно «Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях», утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, разделом ХХХIII «Общие профессии» (код позиции 23200000-13786) правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе, занятые на удалении золы.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусматривается, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы застрахованного лица до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - подтверждаются на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.05.2016 г. истец обратился в Управление ПФ РФ в УМР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением Управления ПФ РФ в УМР от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа <данные изъяты>. Как следует из указанного решения, на день обращения истец имеет специальный стаж - <данные изъяты>. В специальный стаж не включены периоды работы истца в качестве кочегара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОРГАНИЗАЦИИ 1; в качестве кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в качестве кочегара ОРГАНИЗАЦИИ 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 5 в качестве машиниста (кочегара) котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 4 в качестве машиниста-кочегара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 6 в качестве машиниста котельной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий труда.
Из трудовой книжки истца и материалов дела следует, что он работал в качестве кочегара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОРГАНИЗАЦИИ 1; в качестве кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, что должность машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце) относится к должностям с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях в соответствии со Списком № 2.
Судом исследованы трудовая книжка истца, личная карточка работника ОРГАНИЗАЦИИ 3 трудовой договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ОРГАНИЗАЦИЕЙ 3 и Корсиковым В.А., личный листок Корсикова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, приказ директора ОРГАНИЗАЦИИ 3 № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Корсикова В.А., табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы работника ОРГАНИЗАЦИИ 3 Корсикова В.А. за ДД.ММ.ГГГГ счетные ведомости ОРГАНИЗАЦИИ 3 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, расчет компенсации работникам ОРГАНИЗАЦИИ 3 за неиспользованный отпуск при увольнении, выписки из приказов ОРГАНИЗАЦИИ 1 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Корсикова В.А. в связи с окончанием отопительного сезона, выписка из приказа ОРГАНИЗАЦИИ 1 от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Корсикова В.А. по личному заявлению, карточки – справки за ДД.ММ.ГГГГ а также данные лицевых счетов за указанные периоды работника ОРГАНИЗАЦИИ 1 Корсикова В.А., карточка – справка ДД.ММ.ГГГГ работника ЖКХ <данные изъяты> Корсикова В.А., расчетно-платежная ведомость за октябрь, ноябрь, декабрь 2005 <адрес> волости, приказы главы ОРГАНИЗАЦИИ 2 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта занятости истца полный рабочий день в особых условиях труда в соответствии со Списком № 2 в качестве кочегара котельных в названные выше спорные периоды трудоустройства в ОРГАНИЗАЦИИ 1, ОРГАНИЗАЦИИ 2 и ОРГАНИЗАЦИИ 3
В данные периоды работы Корсиков В.А. был занят по своей должности машиниста (кочегара) котельной по обслуживанию котлов, работающих на твердом топливе (угле), в течение полной рабочей смены. Истец осуществлял деятельность с вредными условиями труда в соответствии со Списком № 2, код позиции 23200000-13786, за что ему начислялась соответствующая надбавка к заработной плате. Доказательств обратного стороной ответчика в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не представлено. Указанными выше организациями, где истец осуществлял свою трудовую деятельность, не были выполнены требования законодательства о направлении в пенсионный орган сведений, подтверждающих право Корсикова В.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Нарушение работодателями законодательства в данном случае не должно влиять на пенсионные права истца, гарантированные ему статьей 39 Конституции Российской Федерации. В связи с этим спорные периоды работы Корсикова В.А. в ОРГАНИЗАЦИИ 1, ОРГАНИЗАЦИИ 2 и ОРГАНИЗАЦИИ 3 в должности кочегара подлежат включению в специальный трудовой стаж истца, и суд удовлетворяет иск в указанной части.
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, других спорных периодов работы истца в должности машиниста (кочегара) котельной в ОРГАНИЗАЦИИ 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в ОРГАНИЗАЦИИ 6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств, свидетельствующих о том, что истцом в указанные периоды осуществлялась работа в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Корсиковым В.А. не представлено и документально не подтверждено. Также не представлено сведений о том, являлись ли данные котельные производственными и какие объекты инфраструктуры они обслуживали.
Кроме этого, спорные периоды, относящиеся к трудовой деятельности Корсикова В.А. в ОРГАНИЗАЦИИ 6 не подлежат включению в специальный стаж, поскольку с истцом заключались срочные трудовые договоры по сезонному принципу, последним днем отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ было ДД.ММ.ГГГГ Котельные, на которых работал Корсиков В.А., были рассчитаны только на теплоснабжение объектов в отопительный период, при этом поставка ГВС в летний период не осуществлялась. Таким образом, в указанные периоды истец фактически не осуществлял трудовых функций, предусмотренных должностной инструкцией кочегара. Данные периоды соответствуют межотопительному периоду и не связаны с выполнением работы с вредными условиями труда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ, (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что занятость истца в указанные выше спорные периоды на работах в ОРГАНИЗАЦИИ 2, в ОРГАНИЗАЦИИ 4, в ОРГАНИЗАЦИИ 5 и ОРГАНИЗАЦИИ 6 по Списку N 2 от 1991 года не подтверждена совокупностью достаточных, относимых и допустимых доказательств, а следовательно, эта работа не дает истцу права на назначение пенсии в льготном исчислении.
В связи с этим, суд отказывает истцу в удовлетворении иска в части включения оспариваемых периодов работы кочегаром в данных организациях в льготный стаж, ввиду недоказанности особых условий труда, с которыми закон связывает возможность назначения указанной пенсии.
На дату обращения в пенсионный орган истец достиг возраста 55 лет.
Однако, включенные в льготный стаж Корсикова В.А. спорные периоды работы в должности кочегара котельной в ОРГАНИЗАЦИИ 1, в ОРГАНИЗАЦИИ 2 и в ОРГАНИЗАЦИИ 3, в общей совокупности с уже имеющимся специальным стажем, установленным ПФР (<данные изъяты> не дают необходимого (<данные изъяты>) стажа для назначения пенсии досрочно в связи с особыми условиями труда. При указанных обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении его требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента достижения Корсиковым В.А. 55-летнего возраста – с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Корсикова В.А. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Угличском муниципальном районе включить Корсикову В.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы:
- в должности кочегара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОРГАНИЗАЦИИ 1;
- в должности кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- в должности кочегара в ОРГАНИЗАЦИИ 3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.В. Долгощинова