Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-671/2019 ~ М-505/2019 от 22.04.2019

2-671/2019

24RS0018-01-2019-000687-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2019 года                             г. Зеленогорск

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,

при секретаре Андрейкиной Л.М.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края Филимоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, действующего в интересах Черновой Н. Е., к Управлению социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным решения о приостановлении и прекращении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, действуя в интересах Черновой Н.Е., обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска с требованием признать незаконным решения о приостановлении и прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, <адрес>, и возложении обязанности произвести начисление и выплату субсидии и мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Черновой Н.Е.

Требования мотивированы тем, что Чернова Н.Е. является инвали<адрес> группы, имеет в собственности жилое помещение по адресу: <адрес> состояла на учете в УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорск (далее Управление) по указанной категории до ДД.ММ.ГГГГ (приостановлено), ДД.ММ.ГГГГ (прекращено) пользовалась мерами социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 7 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон), а именно компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов как собственник жилого помещения. Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края предоставил в Управление информацию о наличии у заявителя задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, в связи с чем Черновой Н.Е. Управлением была приостановлена выплата субсидии с ДД.ММ.ГГГГ на один месяц.

В связи с не предоставлением в течение месяца в Управление квитанции о погашении задолженности, соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, документа, подтверждающего уважительность причины образования задолженности, с Управлением предоставление мер социальной поддержки (далее МСП) заявителю ДД.ММ.ГГГГ было прекращено на основании п. 6 ст. 20, п. 9 ст. 23 Закона.

На настоящий момент, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная мера социальной поддержки Черновой Н.Е. не назначена и не выплачивается.

Полагают, что приостановление предоставления Управлением заявителю мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, а также их прекращение с ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края Филимонова Е.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив дополнительно, что положения Гражданского кодекса РФ о сроках исковой

давности для обращения в суд не применяются к данным правоотношениям.

Истец Чернова Н.Е. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще о месте и времени рассмотрения дела по месту проживания, ходатайств об отложении об отложении рассмотрения дела не заявляла, об уважительных причинах неявки суд не уведомила.

Материалами дела подтверждается факт уклонения истца от получения судебной корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она возвращена в суд по истечении срока хранения.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще о месте времени рассмотрения дела, что подтверждается распиской о получении судебной повестки (л.д. 39), в адрес суда направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

    Из пояснений, данных ранее в судебном заседании представителем Управления социальной защиты населения Архиповой Т.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что меры социальной поддержки предоставляются в форме субсидии. Взнос на капремонт включен в плату за жилое помещение. Личное нежелание собственника оплачивать коммунальные платежи не снимает с нее обязанность оплаты. На текущую дату задолженность Черновой по оплате за жилое помещение (в том числе за электроэнергию) 116 231 рубль 81 коп., по взносам на капитальный ремонт 10 875 рублей 60 коп.

Так же представитель ответчика заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Законом Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" в статьях 2, 3, 3.1, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 6 предусмотрены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, и в статьях 8, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 10.1 предусмотрены дополнительные субсидии и дополнительные меры социальной поддержки перечисленным в указанных статьях категориям граждан. Инвалиды (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий) в этих нормах не перечислены.

Согласно ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 17 части первой статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий.

Следовательно, положения указанного Закона Красноярского края распространяются на категорию граждан, являющихся инвалидами.

Согласно ст. 20.1 ч. 1, 2 и 4 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.

Предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что Чернова Н.Е. является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой Бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. Инвалидность установлена в связи с общим заболеванием, бессрочно.

Чернова Н.Е. является собственником <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Чернова Н.Е. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о назначении ей меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду.

На основании протокола для определения мер социальной поддержки Черновой Н.Е. были назначены меры социальной поддержки в виде льготы по оплате за отопления, коммунальных услуг, за газ, электроэнергию, а также на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды, льготу в оплате услуг в целях СОИ, по жилому помещению, квартире по адресу: <адрес>

    В соответствии с протоколом назначения «Субсидии отдельным категория граждан» Черновой Н.Е. была установлена субсидия в размере 50 % на оплату отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения на общедомовые нужды, горячее водоснабжение (компонент на теплоноситель), горячего водоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Протоколом назначения «Субсидия на эл. энергию отдельным категориям граждан» Черновой Н.Е. назначена субсидия по электроэнергии и электроэнергии на общедомовые нужды.

В связи с тем, что Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов

на территории Красноярского края сообщил Управлению социальной защиты населения в г. Зеленогорске о наличии у Черновой Н.Е. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за вышеуказанную квартиру сроком неплатежей более двух месяцев, Черновой Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки были приостановлены на один месяц, что отражено в протоколе простановки выплаты от ДД.ММ.ГГГГ.

Чернова Н.Е. уведомлена о приостановлении предоставления субсидии письменным уведомлением со ссылкой на положения ст. 20.1 Закона края от ДД.ММ.ГГГГ , в котором Черновой было разъяснено, что при наличии уважительных причин образования задолженности предоставление субсидии будет возобновлено. Также указано, что наличие уважительных причин образования задолженности должно быть подтверждено документально.

Так как Чернова Н.Е. не представила в Управление соцзащиты доказательства уважительности причин образования задолженности, ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения было принято решение о прекращении предоставления льгот Черновой Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с непогашением задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности), о чем Черновой Н.Е. было направлено уведомление.

Чернова Н.Е. обратилась в прокуратуру ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования в связи с нарушением УСЗН администрации ЗАТО г. Зеленогорска ее социальных прав, поскольку в с вязи с наличием у нее задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт Управлением ей была сначала приостановлена выплата субсидии, а впоследствии в связи с непредставлением в течение месяца в Управление квитанции о погашении задолженности предоставление мер социально поддержки было прекращено на основании п. 6 ст. 20, п. 9 ст. 23 Закона. Указанное решение привело к нарушению ее прав, поскольку оно не позволяет получить указанные меры социальной поддержи с того дня, с которого их предоставление приостанавливалось.

    Из пояснений представителя ответчика следует, что Управление социальной защиты руководствуется положением подп. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», поскольку данный пункт не был оспорен определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

    Установлено, что на момент рассмотрения дела у Черновой Н.Е. имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.

    Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 года № 53-АПГ15-24, которым отменено решение Красноярского краевого суда от 29.01.2015 года и признаны недействующими отдельные положения пункта 1 ст. 13 и пункта 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг «, предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.

Подпунктом «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.

Действительно, подпункт «в» пункта 9 ст. 23 Закона Красноярского края не являлся предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, однако из правовой позиции, приведенной в определении Верховного Суда РФ от 03 июля 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах, не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что наличие у Черновой Н.Е., являющейся инвалидом третей группы, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, не может являться основанием для прекращения предоставления ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 % на оплату жилищно-коммунальных услуг и оплаты а жилое помещение, в этой связи решение Управления социальной защиты населения администрации г. Зеленогорска о приостановлении Черновой Н.Е. мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ и о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Черновой Н.Е. мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являются незаконными.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности основаны на неправильном применении норм права, поскольку спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, не применимы к указанным правоотношениям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края, действующего в интересах Черновой Н. Е., к Управлению социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорск удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении предоставления Черновой Н. Е. дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и решение Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления Черновой Н. Е. субсидий и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Управление социальной защиты населения администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края произвести начисление и выплату субсидии и дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Черновой Н. Е. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    О.Л. Моисеенкова

2-671/2019 ~ М-505/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гайтанов А.В.
Чернова Наталья Евгеньевна
Ответчики
УСЗН г. Зеленогорска
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Моисеенкова О.Л.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
22.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2019Передача материалов судье
22.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2019Судебное заседание
20.06.2019Судебное заседание
20.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2019Дело оформлено
29.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее