Судья Савина Е.В. Дело № 33а-2802/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Ивановой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2017 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 28 июля 2016 года по делу по административному иску Карягиной К. В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконными решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности осуществить кадастровый учет,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
установила:
Кадастровый инженер Карягина К.В. обратилась в суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и с учетом имевшего место уточнения требований (л.д. 68-69) просила признать незаконными решения от 8 февраля 2016 года № МО-16/РКФ-43088 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета и от 19 февраля 2016 года № МО-16/РКФ-62108 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта капитального строительства; обязать административного ответчика произвести кадастровый учет объекта недвижимости - сооружения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, на основании заявления <данные изъяты> от 9 ноября 2015 года и технического плана от 25 января 2016 года.
Свои требования административный истец мотивировала тем, что 9 ноября 2015 года в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, к которому был приложен технический план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Решением от 8 февраля 2016 года № МО-16/РКФ-43088 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области отказал в снятии приостановления осуществления постановки на кадастровый учет указанного объекта недвижимости по тем основаниям, что в нарушение подпункта 1 пункта 56 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 года <данные изъяты>,на схеме расположения сооружения на земельном участке отсутствует список координат характерных точек границ земельного участка (земельных участков).
19 февраля 2016 года в связи с не устранением указанных нарушений органом кадастрового учета принято решение № МО-16/РКФ-62108 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Административный истец считает вышеназванные решения незаконными, поскольку пункт 56 Требований не предусматривает нанесение списка координат характерных точек границ земельного участка на схему расположения сооружения на земельном участке.
В судебном заседании представитель административного истца Козлова С.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Мельникова М.И. административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 31-33).
Решением Щелковского городского суда Московской области от 28 июля 2016 года административное исковое заявление Карягиной К.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что 9 ноября 2015 года Качалова Е.К. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, к которому был приложен технический план, подготовленный кадастровым инженером Карягиной К.В. в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 35, 36-53).
18 ноября 2015 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области было принято решение № МО-15/РКФ-412959 о приостановлении осуществления постановки указанного объекта недвижимости на кадастровый учет на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что в нарушение пунктов 56, 57 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 года № 693, раздел «Схема расположения сооружения на земельном участке» составлен неверно; имеются противоречия в части указания адреса объекта недвижимости, между XML-схемой и документами Приложения. Заявителю рекомендовано представить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 54).
8 декабря 2015 года Качалова Е.К. повторно обратилась в орган кадастрового учета, приложив технический план сооружения от 8 декабря 2015 года.
18 декабря 2015 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области принято решение № МО-15/РКФ-454960 об отказе в снятии приостановления на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку по результатам проверки было выявлено, что в нарушение пункта 42 Требований не представлен акт органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости; в нарушение пунктов 56, 57 Требований «Схема расположения сооружения на земельном участке» составлена неверно. Заявителю рекомендовано представить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 55-56).
25 января 2016 года Качалова Е.К. вновь обратилась в орган кадастрового учета, приложив Технический план сооружения от 25 января 2016 года (л.д. 8-26).
Решением от 8 февраля 2016 года № МО-16/РКФ-43088 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области отказал в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, ссылаясь на то, что в нарушение подпункта 1 пункта 56 Требований на схеме расположения сооружения на земельном участке отсутствует список координат характерных точек границ земельного участка (земельных участков). Заявителю предложено представить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 57-58).
В связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области 19 февраля 2016 года было вынесено решение № МО-16/РКФ-62108 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта капитального строительства в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д. 59).
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 – 21.1, 25 – 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 – 20, 25 – 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ (пункт 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре).
При этом в силу части 4 статьи 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с положениями статьи 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1).
Технический план состоит из графической и текстовой частей (часть 3).
В графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (часть 4).
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (часть 5).
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости (часть 8).
Форма технического плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 10).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 56 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 года № 693, схема предназначена для отображения местоположения сооружения относительно границ:
1) земельного участка (земельных участков; при наличии в ГКН описания местоположения границ земельного участка (земельных участков) в виде списка координат характерных точек границ), а также других объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка (земельных участков);
2) кадастрового квартала (при отсутствии в ГКН описания местоположения границ земельного участка в виде списка координат характерных точек границ).
Пунктом 57 Требований предусмотрено, что на схеме отображаются:
1) границы земельного участка (земельных участков), его частей;
2) контур сооружения, в отношении которого проводятся кадастровые работы;
3) необходимые обозначения.
На схеме допускается схематично отображать местоположение улиц, дорог общего пользования, иных объектов, позволяющих определить местоположение сооружения (части сооружения).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что в орган кадастрового учета на государственный кадастровый учет был представлен Технический план сооружения от 25 января 2016 года, подготовленный кадастровым инженером Карягиной К.В. в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 8-26).
Данный Технический план подготовлен на основании проектной документации сооружения, не требующего получения разрешения на строительство. Графическая часть плана содержит схему расположения сооружения на земельном участке относительно границ земельного участка, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В пункте 3 раздела «Характеристики сооружения» имеются сведения о кадастровых номерах двух земельных участков, в пределах которых расположено сооружение.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения специалиста Земскова А.С., суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска, поскольку заявителем в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области были представлены все необходимые для государственного кадастрового учета документы, оснований для приостановления и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета у административного ответчика не имелось.
Таким образом, оспариваемые решения органа кадастрового учета не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на административное исковое заявление, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 28 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: