Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Калгина В.И.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Жигулевска Орлова А.С.,
при помощнике судьи Васильеве О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-144/2024 по административному исковому заявлению прокурора г.Жигулевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Жигулевск, и государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 г.о.Жигулевск о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан,
установил:
Административный истец – прокурор г. Жигулевска обратился в суд, согласно уточненным требованиям, с иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя признать бездействие администрации г.о. Жигулевска и Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы № 1 <адрес> <адрес>, выразившееся в необеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, обязать администрацию г.о. Жигулевска и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> средней общеобразовательной школы № г.о. Жигулевск, <адрес> в семимесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан, расположенных по адресу: <адрес>а
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города проверено исполнение ГБОУ СОШ № 1 требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Установлено, что у входа в образовательное учреждение отсутствуют специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан. Бездействие должностных лиц образовательного учреждения и администрации г.о. Жигулевска создает предпосылки к наступлению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, безопасность городского дорожного движения, не обеспечивает право инвалидов на безопасное и комфортное передвижение по территории общего пользования, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктур. Выявленные нарушения, препятствуют в полной мере лицам с ограниченными физическими возможностями на обращение в образовательное учреждение, что нарушает права и интересы названной категории граждан. С учетом изложенного заявлены настоящие требования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечено к участию в деле - ОГИБДД О МВД России по г. Жигулевску.
Представитель административного истца – помощник прокурора г.Жигулевска Орлов А.С. в судебном заседании уточненные требования административного иска поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрация г.о. Жигулевск, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также представил отзыв в котором указал, что собственником зданий, в которых размещены образовательные учреждения городского округа Жигулевск, и земельных участков, на которых они расположены, является муниципальное образование городской округ <адрес>. Территории образовательных учреждений, в том числе и спорного, имеют ограждения по периметру. Полагает, что в случае оборудования специальными парковочными местами стоянок транспортных средств приведет к нарушению антитеррористической защищенности объектов. Территория в месте расположения спорного образовательного учреждения имеет плотную застройку с расположенными подземными и надземными инженерными коммуникациями. ГБОУ СОШ № 1 расположена в <адрес>. В соответствии с действующими правовыми нормами предусмотрено выделение па автостоянках и в местах парковок транспортных средств мест для личною автотранспорта инвалидов не далее 50 метров от входа в объект социальной инфраструктуры. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. Решение суда должно быть исполнимым. Таким образом, удовлетворение заявленного административного иска без выяснения обстоятельств о том, имеется ли техническая возможность оборудовать парковочные места для инвалидов с соблюдением требований приведенного законодательства; об объемах работ и затратах, которые должны произвести административные ответчики для исполнения решения суда; в каком порядке необходимо это сделать, а также возможно ли это сделать в предложенный административным истцом срок, приведет к неисполнимости решения суда. Кроме того, административный истец, обращаясь в суд с настоящим административным исков, не учел антитеррористические требования. Считает, что административным истцом не представлено доказательств тому, что имеется возможность оборудовать автостоянку либо парковку транспортных средств с выделением на них мест парковки транспортных средств инвалидов с соблюдением требований их расположении не далее 50 метров от входа в учреждение, а также тому, что предложенный срок является достаточным для выполнения необходимых мероприятий и имеется финансовая возможность для этого, администрация городского округа Жигулевск просит в удовлетворении административного иска и.о.прокурора <адрес> отказать.
Представитель административного ответчика – директор ГБОУ Самарской области СОШ № 1 г.о.Жигулевск в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица- ОГИБДД О МВД России по г. Жигулевску, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, предоставил в суд отзыв, в котором указал, что Отделением ГИБДД О МВД России по городу Жигулевску на основании возложенных на полицию обязанностей, при наблюдении за соблюдением обязательных требований, а так же ФЗ «О Государственном контроле (надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 31.07.2020 №248-ФЗ) при проверке обращений граждан, а так же, обследования мест ДТП, в текущем году непрерывно осуществляется контроль за качеством содержания уличной дорожной сети города. При рассмотрении запроса от ДД.ММ.ГГГГ Госавтоинспекцией <адрес> проведены обследования прилегающих территорий ко всем общеобразовательным учреждениям, расположенным территории г.о. Жигулевск. В результате проведенных обследований установлено, что в нарушении ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», возле общеобразовательных учреждений отсутствуют специальные парковочные места для маломобильных граждан. «На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилых общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее 1 места), для бесплатной парковки транспортных средств, управляемыми инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей инвалидов. Так же сотрудниками Госавтоинспекции <адрес> установлено, что возле детских общеобразовательных учреждений где отсутствуют парковочные места, возможно устройство специальных парковочных мест непосредственно на проезжей части без заездных карманов (что не потребует строительства новых парковок) путем нанесения на проезжей части дорожной горизонтальной разметки и установки специальных технических средств организации дорожного движения.
Суд исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, с учетом позиций, изложенных в отзыве администрацией г.о. Жигулевск и представителя ОГИБДД О МВД России по г. Жигулевску, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
В соответствии с требованиями ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В силу требований ч.2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В силу ст. 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании, в том числе бездействия органа местного самоуправления, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам условий преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создание им равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Статьей ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Следовательно, за организацию безопасного дорожного движения на автодорогах местного значения отвечают органы местного самоуправления.
Согласно п. 5.7.5 «ГОСТ Р 52289-2019.Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст. знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов.
На основании ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 10.02.2009 № 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» (далее Закон 7-ГД) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся в том числе и объекты образования, социального обслуживания, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие.
В статье 5 Закона 7-ГД указано, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 4 данного Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, на автостоянках независимо от их форм собственности и в местах парковки транспортных средств следует выделять не менее 10 процентов мест (но не менее одного), а около учреждений, связанных с восстановлением опорно-двигательных функций,- не менее 20 процентов мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места для личного автотранспорта инвалидов необходимо размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 метров, а при жилых зданиях - не далее 100 метров. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 метра. Места для стоянки должны быть предусмотрены как возле жилых зданий, так и около общественных зданий и сооружений, мест отдыха вблизи объектов производственного назначения. Места для стоянки личных специальных автотранспортных средств инвалидов выделяются разметкой и оборудуются специальными знаками (международными символами). Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В статье 6 Закона 7-ГД закреплено, что исполнительные органы государственной власти <адрес>, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.
Согласно материалам дела, на территории г.о. Жигулевск по адресу: <адрес>, <адрес>, отсутствуют специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Жигулевска вынесено представление об устранении нарушений законодательства о защите детей, о социальной защите инвалидов, безопасности дорожного движения.
Согласно ответа ОГИБДД О МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Госавтоинспекции <адрес> установлено, что возле детских общеобразовательных учреждений, где отсутствуют парковочные места, возможно устройство специальных парковочных мест непосредственно на проезжей части без заездных карманов (что не потребует строительства новых парковок) путем нанесения на проезжей части дорожной горизонтальной разметки и установки специальных технических средств организации дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что неисполнение органом местного самоуправления своих полномочий по обеспечению инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, ограничивает доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам общественного назначения, нарушает их право на достойную жизнь, влечет нарушение требований законодательства в области безопасности дорожного движения. Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам и другим гражданам с ограниченными возможностями равные с другими гражданами возможности во всех сферах деятельности. Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов и других маломобильных групп населения - обычная среда, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с маломобильностью, и позволяющая этой категории граждан вести независимый образ жизни.
Доказательств, дающих основание для принятия иного решения по делу, сторонами не представлено.
В соответствии со ст.62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования, предъявленные прокурором г.Жигулевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Жигулевск, и государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 г.о.Жигулевск о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан подлежат удовлетворению в полном объеме
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает разумным сроком для выполнения работ в срок 7 (семь) месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора г.Жигулевска, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о.Жигулевск, и государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 г.о.Жигулевск о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении специально оборудованным парковочным местом стоянки транспортных средств маломобильных граждан, удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Жигулевска и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Жигулевск, Самарской области, в семимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>, путем строительства либо в случае его невозможности путем нанесения на проезжей части дорожной горизонтальной разметки и установки специальных технических средств организации дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд Самарской области.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин