№ 2-2130/2020
64RS0047-01-2020-002682-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Ватютовой А.Л.,
с участием представителя истца по доверенности Гадяцкого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суховой М.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на гаражный бокс,
установил:
Сухова М.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на гаражный бокс.
Требования истца мотивированы тем, что ГСК «Ветеран-71» в 1975 г. осуществлена постройка гаражей на земельном участке площадью 5230 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Ей в пользование был выделен гаражный бокс № в литере Г4, площадью 17,4 кв.м, за который она выплатила паевой взнос в полном объеме. Земельный участок площадью 5230 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> был предоставлен ГСК «Ветеран-71» в аренду на срок 15 лет, с разрешенным использованием – боковые гаражи, на основании договора от <дата> №. Из письма Комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах зоны Т-3 – зоне объектов обслуживания транспорта. В данной зоне основным видом использования земельного участка является размещение отдельно стоящих и построенных гаражей. Согласно экспертному исследованию ООО «<данные изъяты>» от <дата> № гаражный бокс № в ГСК «Ветеран-71» соответствует градостроительным, строительно-техническим, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, пригоден для эксплуатации, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, а также находится в границах земельного участка с кадастровым номером №. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ей выдано не было, в регистрации права собственности было отказано. На основании изложенного, просила признать право собственности на гаражный бокс № в литере Г4, площадью 17,4 кв.м, в ГСК «Ветеран-71» на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Представитель истца по доверенности Гадяцкий И.А. просил удовлетворить исковые требования по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Истец Сухова М.А., представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов», представители третьих лиц ГСК «Ветеран-71», Комитета по управлению имуществом города Саратова, Комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», ПАО «Т Плюс», ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей», МУП «Водосток» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения представителя истца и положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, ГСК «Ветеран-71», расположенный по адресу: <адрес>, был создан <дата> (л.д. 16, 17, 18-24).
На основании постановления администрации города Саратова от <дата> № (л.д. 30-31) между ГСК «Ветеран-71» и администрацией города Саратова заключен договор от <дата> № аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 530 кв.м, расположенного по адресу : <адрес>, сроком на 15 лет, под боксовые гаражи (л.д. 32-35, 36).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования - боксовые гаражи (л.д. 37). Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями (л.д. 39).
Исходя из требований п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).
Сведений о расторжении договора аренды от <дата> № и предоставлении указанного земельного участка иным лицам суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 530 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на день вынесения решения находится в аренде у ГСК «Ветеран-71».
Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из справки ГСК «Ветеран-71» (л.д. 15), и технического паспорта (л.д. 40-46) следует, что Сухова М.А. является членом кооператива и выплатила паевой взнос за гаражный бокс № в литере Г4, площадью 17,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В силу ст. 219 ГК РФ, право собственности на объект недвижимости, в том числе гаражный бокс, возникает на зарегистрированный в установленном законом порядке объект недвижимости. Исходя из обстоятельств дела, до настоящего времени государственная регистрация права собственности ГСК «Ветеран-71» на гаражные боксы не произведена, из чего следует, что гаражный бокс истца является самовольной постройкой, право собственности на которую, может быть признано с соблюдением требований ст. 222 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок в установленном порядке будет предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 3 указанной статьи к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство; заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля, в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного Кодекса.
Применительно к указанной норме закона, необходимо рассматривать возможность признания за лицом, осуществившим самовольную постройку, права собственности на объект.
Согласно экспертному исследованию ООО «<данные изъяты>» от <дата> № (л.д. 47-57) гаражный бокс № в ГСК «Ветеран-71» соответствует градостроительным, строительно-техническим, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, пригоден для эксплуатации, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, а также находится в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Из ответа Комитета по градостроительств и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> (л.д. 91), земельный участок с кадастровым номером № расположен в пределах зоны Т-3 – зоне объектов обслуживания транспорта. В данной зоне основным видом использования земельного участка является размещение отдельно стоящих и построенных гаражей.
Судом установлено, что по земельному участку с кадастровым номером № проходит подземная коммуникация, находящаяся в ведении МУП «Водосток» - ливневая канализация.
В соответствии заключением комплексной судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизы ООО «<данные изъяты>» от <дата> № (л.д. 234-247) строение гаражного бокса № в литере Г4, площадью 17,4 кв.м, в ГСК «Ветеран-71» по адресу: <адрес>, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №, он соответствует требованиям технических регламентов, пригоден для эксплуатации и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Фактическое расстояние от фундамента сооружения до подземных инженерных коммуникаций (ливневая канализация диаметром 400 мм) составляет 5 м, что больше охранной зоны данной коммуникации (3 м).
Ответчик встречного иска не заявил, третьи лица ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», ПАО «Т Плюс», ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей», МУП «Водосток» возражений против удовлетворения иска не заявили.
Обязательным условием признания права собственности на самовольную постройку является предоставление осуществившему ее лицу земельного участка в установленном порядке под самовольную постройку. Как указывалось ранее, земельный участок выделен ГСК «Ветеран-71» под боксовые гаражи, договор аренды является действующим, вид разрешенного использования не нарушен.
Самовольно возведенное строение не нарушает права и законные интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, соответствуют строительным, пожарным и санитарным нормам и правилам.
В соответствии с абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Истец предпринимал меры к легализации самовольных построек (л.д. 77-82, 91), единственным препятствием для регистрации права собственности на гаражный бокс за истцами является отсутствие документов подтверждающих возможность введения объектов в эксплуатацию (в том числе отсутствие разрешения на строительство).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 5 июля 2001 г. № 154-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «СЭВЭНТ» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165, пункта 3 статьи 433 и пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации», государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Как указал в одном из определений Верховного суда РФ от 19 апреля 2011 г. № 5-В11-17, что при рассмотрении дела судом также должно приниматься во внимание, что спорные гаражи входят в число гаражей-боксов, часть из которых уже зарегистрирована в собственность на основании решений судов.
Судом установлено, что выступившими в законную силу решением Октябрьского районного суда города Саратова от <дата> за иными гражданами признано право собственности на гаражные боксы, находящиеся в той же литере Г4, где размещен гараж истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Суховой М.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на гаражный бокс, удовлетворить.
Признать за Суховой М.А. право собственности на гаражный бокс № (литер Г4), общей площадью 17,4 кв.м, расположенный в ГСК «Ветеран-71», на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 26 ноября 2020 г.