Судья Изъюров С.М. Дело № 12-359/2021 (дело № 5-937/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июня 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе Щукиной И.Г. на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щукиной И.Г.,
установил:
постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2021 года Щукина И.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере хх ххх рублей.
Выражая несогласие с приведенным выше судебным актом, Щукина И.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указала, что находилась 31 января 2021 года на несогласованном публичном мероприятии в качестве представителя «Федеральной контрольной палаты по надзору за соблюдением законности и правопорядка», осуществляя полномочия по контролю за соблюдением порядка. Также ссылалась на допущенные судом процессуальные нарушения, выразившиеся в рассмотрении дела в отсутствие должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Щукина И.Г., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежаще извещенные о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседании не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили.
Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признана.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2 статьи 5).
Частью 5 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 29 ноября 2012 года № 91-РЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» предусмотрено, что уведомление проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия подаётся в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа.
Кроме того, пунктом 11 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 15 (в редакции, действовавшей на момент проведения несанкционированного публичного мероприятия 31 января 2021 года) был установлен запрет на территории Республики Коми культурно-массовых, зрелищных, спортивных и иные массовых мероприятий до 12 февраля 2021 года.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 31 января 2021 года в период времени с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут Щукина И.Г., являясь участником публичного мероприятия, проводимого в форме митинга-шествия, не согласованного с органом местного самоуправления городского округа, находясь на Комсомольской площади в г. Ухте Республики Коми у дома № 6, а также в ходе шествия по маршруту: д. 6 на Комсомольской площади г. Ухты – д. 2 на проспекте Ленина г. Ухты – д. 26 на проспекте Ленина г. Ухты (Дворец Культуры), выражая единую позицию несогласия с проводимой политикой органов власти, не выполнила неоднократные требования сотрудника органов внутренних дел о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии.
Указанные установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Щукиной И.Г. обязанностей участника публичного мероприятия, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьёй 26.2 названного Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Щукиной И.Г. в содеянном подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении УХ <Номер обезличен> от 31 января 2021 года, в котором приведены обстоятельства совершения правонарушения; рапортом сотрудника ОМВД России по г. Ухте Немчинова С.В. от 31 января 2021 года; ответом администрации МО ГО «Ухта» от 28 января 2021 года об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий; письменными объяснениями Щукиной И.Г. от 31 января 2021 года об обстоятельствах рассматриваемых событий; видео- и фотоматериалами, отражающими нахождение Щукиной И.Г. в колонне людей, и иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением закона, логичны, последовательны, согласуются между собой в совокупности и достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении административного наказания события административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, из всей совокупности документов, видео- и фотоматериала, представленных в дело, следует, что Щукиной И.Г. была участником публичного мероприятия, проводившегося без согласования органа местного самоуправления. Незаконность проведения мероприятия была очевидна для всех присутствующих, включая Щукину И.Г. Представителями правоохранительных органов участникам публичного мероприятия неоднократно разъяснялся его незаконный характер, высказывались требования прекратить его проведение и разойтись.
Пренебрегая законными требованиями сотрудников полиции, Щукина И.Г. продолжала находиться среди участников мероприятия, проявляя с ними солидарность.
При таком положении, явно свидетельствующем о принадлежности Щукиной И.Г. к участникам несогласованного публичного мероприятия и виновном умышленном нарушении возложенной пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ обязанности выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, ее привлечение к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует признать обоснованным, поскольку реализуя свое право на участие в публичном мероприятии, проведение которого не было согласовано, о чём Щукиной И.Г. было достоверно известно, она нарушила порядок его проведения, не выполнив законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в нём.
Вопреки доводам жалобы совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Щукиной И.Г. в совершении вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья городского суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рапорт сотрудника полиции содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного правонарушения и на лицо, к нему причастное, согласуется с иными материалами дела и сведениями, зафиксированными в видео- и фотоматериале. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших рапорт и протокол об административном правонарушении, материалы дела не содержат, а исполнение ими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Щукиной И.Г. правонарушения.
С учетом изложенного довод жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, является несостоятельным.
Доводы Щукиной И.Г. о присутствии на публичном мероприятии в качестве представителя «Федеральной контрольной Палаты по надзору за соблюдением законности и правопорядка» для осуществления контроля не влияют на выводы суда о квалификации ее действий как участника публичного мероприятия, так как ее нахождение в группе участников митинга-шествия, нельзя расценить в качестве законного основания нахождения на таком публичном мероприятии в отсутствие иных, обосновывающих ее статус и выполнение задания руководства Общественной организации, доказательств.
Иное означало бы, что любой участник публичного мероприятия, для придания статуса законности нахождения на несогласованном публичном мероприятии, может себя обозначить каким-либо статусом (должностным лицом), что не может являться основанием для освобождения от ответственности.
Утверждение в жалобе о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, в связи с отсутствием в судебном заседании должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, основано на ином толковании права и не влечет отмену судебного акта.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений, данных в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. Таким образом, требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает процессуальную фигуру лица, выполняющего функцию обвинителя по делу об административном правонарушении. В соответствии с действующим законодательством, суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в её нормативном единстве со статьей 26.11 названного Кодекса судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае должностное лицо административного органа извещалось о времени и месте рассмотрения материала, не явилось, а судом его явка не была признана обязательной, так как совокупность имеющихся доказательств явно позволяла установить все обстоятельства административного правонарушения.
Нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении Щукиной И.Г., а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность, и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Щукина И.Г. привлечена к административной ответственности за невыполнение законных требований сотрудников полиции, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, проведение которого не было согласовано, чем нарушила требование пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о публичных мероприятиях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм действующего законодательства и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований.
При назначении Щукиной И.Г. наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, судьей городского суда в полной мере соблюдены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом характера совершенного правонарушения, а также фактических обстоятельств его совершения, личности лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения Щукиной И.Г. к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Щукиной И.Г. оставить без изменения, жалобу Щукиной И.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - Н.Ю.Санжаровская