Дело № год
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 30 ноября 2020 года
Судья Мильковского районного суда Камчатского края Мартыненко М.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Малиновского В.В.,
защитника Валуйской О.Н.,
при секретаре Мухортовой В.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи жалобу Малиновского В.В. на постановление заместителя начальника управления - начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ГА/2020К, которым постановлено:
признать индивидуального предпринимателя должностное лицо командира воздушного судна Малиновского фио8 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 149500 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника управления-начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 10 июля 2020 года №10/16ГА/2020К индивидуальный предприниматель должностное лицо командир воздушного судна Малиновский В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 149500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Малиновский В.В. подал в суд жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить, по тем основаниям, что его действия по совершению 12 мая 2020 года полета по маршруту с. Мильково- п. Таежный-с. Мильково на борту воздушного судна автожир «Казачок-09» связаны с заявкой Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира <адрес> в связи с тем, что там происходили пожары, что предоставляло угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в <адрес>. Данные обстоятельства следует квалифицировать как действия в крайней необходимости. Он осуществил все действия по оформлению и направлению плана полета в органы обслуживания воздушного движения, вместе с тем, поскольку на автожир «Казачок» срок действия сертификата летной годности истек ДД.ММ.ГГГГ программное обеспечение не позволило ему разместить план полета в установленном порядке. Заявку на продление сертификата летной годности он подал ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка, вместе с тем возникла ситуация с пандемией, на основании приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ сроки действия сертификатов летной годности воздушных судов продлены поэтапно на 90 дней до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что сертификат летной годности автожира «Казачок-09» не утратил своего действия на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Малиновский В.В. жалобу поддержал в полном объёме по основаниям в ней изложенным.
Защитник Валуйская О.Н. так же доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила суд постановление отменить, производство по делу прекратить. Указала, что Малиновский В.В. действовал законно 12 мая 2020 года, в состоянии крайней необходимости, никаких нарушений воздушного законодательства не допустил.
Должностное лицо заместитель начальника управления - начальник Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Орешко А.В. извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не прибыл. В адресованном суду отзыве считал жалобу Малиновского не подлежащей удовлетворению по основаниям указанным в отзыве.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав Малиновского В.В. и его защитника, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.4 КоАП РФ, составляет неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства.
В силу пункта 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (пункт 1). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (пункт 2).
Статьями 16, 19 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения. Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 70 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее Правила).
Пунктом 109 вышеупомянутых Правил установлено, что план полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации. План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.
Согласно п. 113 Правил, разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.
Согласно п. п. «м» п. 147 Правил к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся, в том числе полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностными лицами Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена проверка по обращению УФСБ России по <адрес> по факту совершения ИП фио1 ДД.ММ.ГГГГ полета на воздушном судне автожир «Казачок-09» без плана полета и разрешения на использование воздушного пространства.
В ходе проверки установлено, что фио1 является индивидуальным предпринимателем. ИП фио1 является держателем сертификата эксплуатанта № АР 05 15-008 выданного ДД.ММ.ГГГГ. Согласно спецификации сертификата эксплуатанта ИП фио1 базируется на посадочной площадке «Робус», выполняет лесоавиационные работы на воздушном судне автожир «Казачок-09». Данное воздушное судно принадлежит ИП фио1 на праве собственности. Воздушное судно автожир «Казачок-09» имеет сертификат летной годности единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения № выданный ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 15 минут ИП фио1 находясь на борту воздушного судна «Казачок-09» с целью выполнения авиалесопатрулирования совершил взлет с посадочной площадки «Робус» и полет по маршруту <адрес> без подачи плана полета на использование воздушного пространства.
По указанным обстоятельствам, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора фио6 в отношении ИП Малиновского В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника управления - начальник Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Орешко А.В. исследовав протокол об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении, оценив в совокупности все представленные доказательства признал виновным ИП Малинского В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 149500 рублей.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, оценив имеющиеся в деле доказательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Факт совершения ИП фио1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.4 КоАП РФ и его виновность подтверждается следующими доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении №ГА/2020К от ДД.ММ.ГГГГ, при составлении которого ИП фио1 участия не принимал, выразил несогласие с протоколом (л.д.8-11);
-сообщением заместителю начальника Управления-начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО «Ространснадзор» от Управления ФСБ России по <адрес> о том, что ИП фио1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ осуществлял полеты на неисправном воздушном судне типа «Казачок-09». Заявки на использование воздушного пространства не подавались (л.д.37);
-сообщением директора КГАУ «Охрана Камчатских лесов», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИП фио1 осуществлял авиалесопатрулирование, район патрулирования <адрес>, тип воздушного судна Автожир «Казачок-09» (л.д.38);
-объяснениями ИП фио1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором даны пояснения по существу правонарушения (л.д.39-41);
-информацией ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (л.д.60-61);
-информацией Камчатского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-73);
-сертификатом эксплуатанта № АР 05 15 008 ИП Малиновского В.В. (л.д.102);
-спецификацией сертификата эксплуатанта № АР 05 15 008 ИП Малиновского В.В., из которого следует, что посадочные площадки базирования является АНПП РУБУС, ИП фио1 производит лесоавиционные работы на воздушном судне Автожир RA-0079А (л.д.103);
-выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-95);
-свидетельством о государственной регистрации права на воздушное судно, из которого следует, что фио1 является собственником воздушного судна автожир «казачок-09», ИН ЕЭВС.03.2021 (л.д.104);
-сертификатом летной годности № на автожир «Казачок-09», срок действия сертификата до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107-108);
-руководством по производству полетов ИП фио1 (л.д.111-112);
-приказом Агентства лесного хозяйства об ограничении пребывания в лесах с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-149).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так должностным лицом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель должностное лицо, эксплуатант воздушного судна Малиновский В.В. совершил на автожире «Козачек-09» взлет с посадочной площадки РУБУС и полет по маршруту <адрес> без подачи плана полета на использование воздушного пространства.
С учетом изложенных в постановлении обстоятельств, должностное лицо пришло к правомерному выводу о наличии в действиях ИП фио1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Малиновским В.В. инкриминируемого правонарушения должным образом установлен и подтвержден совокупностью представленных доказательств, оцененных должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы Малиновского В.В. о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ, так как он осуществил все действия по оформлению и направлению плана полета в органы обслуживания воздушного движения, но план полета не был размещен в установленном порядке, поскольку срок действия сертификата летной годности воздушного судна автожир «Казачок-09» истек 24 апреля 2020 года, суд считает несостоятельными.
ИП Малиновский В.В. являясь эксплуатантом, командиром воздушного судна автожир «Казачок-09» обязан соблюдать требования воздушного законодательства Российской Федерации, которое состоит из федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст. 70 Воздушного кодекса РФ полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, предотвращения и (или) прекращения нарушений федеральных правил использования воздушного пространства, а также полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства, полета воздушного судна, выполняемого в специальных районах, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 2.1 Федеральных авиационных Правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № физические, юридические лица, осуществляющие полеты в целях авиации общего назначения на воздушных судах, относящихся к легким или сверхлегким, выполняют требования, установленные в настоящей главе и главах I и III настоящих Правил.
Как следует из п. 3.1 вышеуказанных Правил КВС и, в случае использования воздушных судов, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, эксплуатант воздушного судна обеспечивают использование воздушного пространства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 138
Согласно п. 109 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" план полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при использовании воздушного пространства класса G.
Таким образом, по смыслу Воздушного кодекса РФ, Правил использования воздушного пространства эксплуатант, командир воздушного судна обязан был сообщить о плане полета воздушного судна в орган обслуживания воздушного движения для получения разрешения на использование воздушного пространства, при отсутствии соответствующего разрешения не совершать вылет.
Вместе с тем, в нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации, ИП Малиновский В.В., являясь эксплуатантом, командиром воздушного судна ДД.ММ.ГГГГ совершил вылет и полет по маршруту <адрес> с посадочной площадки «РОБУС» без подачи в орган обслуживания воздушного движения плана полета, отсутствия разрешения на использование воздушного пространства РФ.
Доказательств того, что орган обслуживания воздушного движения был уведомлен о полете воздушного судна автожир «Казачок-09» и разрешил ИП фио1 использование воздушного пространства по данному маршруту, материалы дела не содержат.
Оснований полагать, что ИП фио1 ДД.ММ.ГГГГ совершил вылет, в состоянии крайней необходимости не имеется, из обстоятельств дела фактов, перечисленных в п. 114 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, указывающих на чрезвычайность, срочность медицинской помощи, спасение людей, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и т.д. не установлено.
Остальным доводам, изложенным в жалобе должностным лицом дана соответствующая оценка, оснований для переоценки фактических обстоятельств дела у суда не имеется.
Доводы защитника Валуйской О.Н. о том, что Малиновский В.В. действовал законно 12 мая 2020 года, в состоянии крайней необходимости, никаких нарушений воздушного законодательства не допустил, опровергаются материалами дела.
Таким образом, действия ИП Малиновского В.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Постановление должностного лица вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Наказание ИП фио1 назначено должностным лицом в размере 149500 рублей, то есть в пределах санкции статьи, предусматривающий наказание для должностных лиц, с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ и нарушения процессуальных норм, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом при рассмотрении жалобы не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника управления - начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ГА/2020К о привлечении индивидуального предпринимателя должностного лица командира воздушного судна Малиновского фио9 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу фио1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Мильковский районный суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии настоящего решения.
Судья М.С. Мартыненко