Дело № 2-1865/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Иваново 23 июля 2014 года
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Опариной Т.С.,
с участием истца ФИО 1,
представителя ответчика по доверенности Рябиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО 1 к открытому акционерному обществу «Ивановская городская теплосбытовая компания» (ранее муниципальное унитарное предприятие «Ивановская городская теплосбытовая компания») о защите прав потребителей,
установил:
Истец ФИО 1 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Ивановская городская теплосбытовая компания» (ранее МУП «ИГТСК») о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что истец проживает в многоквартирном <адрес> (далее - Дом), где есть управление управляющей организацией ОАО «МУП ЖХ №4», которая не является исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловых ресурсов собственникам - тепла и горячей воды. Поставщиком тепловых ресурсов собственникам Дома и Истцу, в том числе, является МУП «ИГТСК», которое получает плату за поставленные и потреблённые тепловые ресурсы согласно конклюдентным сделкам по оплате присылаемых счетов-извещений, счетов-квитанций (далее по тексту -Счёт), в которых указываются данные о начислениях оплаты - существенные условия сделки.
В декабре 2012 г. в Доме был установлен общий домовой прибор учёта (далее по тексту - ОДПУ) тепла, который был принят в эксплуатацию 25.12.2012 г., согласно данным самого Ответчика (письма от 23.04.2013 и последующие).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства России № 307 от 23.05.2006 г. и действующих на территории Ивановской области до 01 января 2015 г. (далее по тексту - Правила), согласно п. 1 Постановления Правительства Ивановской области №366-п от 28.09.2012г, порядок расчёта платы за отопление в помещении многоквартирного дома (квартире) в Доме, где установлен ОДПУ тепла таков:
Исходя из формулы 7 Правил, расчёт тепла по данной формуле начинается через 12 месяцев после введения ОДПУ в эксплуатацию, ибо расчёт Vt определяется периодом год, т.е. 12 месяцев.
12 месяцев эксплуатации ОДПУ тепла в Доме истекли 31 декабря 2013 г.
С января 2014 г. поставщик тепла МУП «ИГТСК» должен был рассчитывать тепло по формуле 7 «Правил предоставления коммунальных услуг».
Однако, Ответчик отказывается выполнять нормы законодательства о порядке расчёта платы за отопление согласно формуле 7 «Правил предоставления коммунальных услуг» под разными надуманными предлогами, о чём сообщил Истцу дважды.
Истец считает свои права нарушенными незаконными действиями и бездействием Ответчика.
Истец не признаёт долг, рассчитанный Ответчиком для Истца за коммунальную услугу отопления с января 2014 года по норме потребления, а не исходя из показаний ОДПУ Дома.
Истец считает, что Ответчик должен признать право Истца рассчитывать стоимость потреблённого тепла по формуле 7 «Правил предоставления коммунальных услуг».
Истец считает, что Ответчик должен восстановить вышеназванное право, устранить из счетов-квитанций, направляемых Истцу мнимый долг, рассчитанный незаконно, оставив в счетах только начисления платы за реально потреблённые по ОДПУ тепловые ресурсы.
Истец считает, что Ответчик должен возместить тот моральный вред, который он нанёс Истцу заведомо незаконными действиями с января 2014 г., о незаконности которых Ответчик знает и тем не менее упорно совершает их и настаивает именно на реализации незаконных действий, получении сверхдоходов незаконными действиями, пользуясь своим монопольным положением на рынке тепловых ресурсов, ставя себя выше Закона. Истец остался один на один в борьбе с Монополистом.
Истец считает, что Ответчик причинил и продолжает причинять Истцу нравственные и физические страдания, связанные с необходимостью защиты своих прав от действий Монополиста, обращению в суд, необходимостью защиты себя в суде. Все эти суды требуют от Истца массу физических и моральных сил, а также денежных средств, ибо Истец является индивидуальным предпринимателем, доход которого напрямую зависит от возможности работать как можно больше в рабочее время на клиентов, а не тратить время на походы по судам, доказывая нарушения прав.
Истец требует компенсировать ему эти физические и моральные силы, которые ему приходится тратить для противостояния Монополисту тепловых ресурсов Иваново - МУП «ИГТСК» - в размере 15 000 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами ГПК РФ, просит признать действия МУП «ИГТСК» по расчёту и предложению оплаты Истцом тепловых ресурсов, рассчитанных по нормам потребления, а не по ОДПУ с января 2014 г до июня 2014 г. недействительными; обязать Ответчика восстановить право Истца на осуществление оплаты тепловых ресурсов по показаниям ОДПУ по формуле «Правил предоставления коммунальных услуг», исключив из счетов-квитанций Ответчика все суммы, рассчитанные по нормам потребления, включая пени на эти суммы; обязать Ответчика возместить Истцу моральный вред в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО 1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ответчик не выполнил своих обязательств, не произвел расчет по показаниям общедомового прибора учета, в то время как, все распечатки с общедомового прибора учета тепловой энергии были ответчику предоставлены. Ответчик не предпринял никаких активных действий, чтобы выполнить свои обязательства в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг гражданам.
Представитель ответчика ОАО «ИГТСК» (ранее МУП «ИГТСК») по доверенности Рябикова Е.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящий момент ответчику предоставлены недостающие к расчету по показаниям узла учета ведомости, они готовы произвести соответствующий перерасчёт и доначисление согласно справочному расчету корректировки размера платы по отоплению по итогам 2013 года. Одновременно не согласны с требованием о взыскании компенсации морального вреда, поскольку ОАО «ИГТСК» не является обслуживающей организацией, отвечающей за обслуживание узла учета. Организацией по обеспечению надлежащей работы прибора учета, установленного на МКД, истца является управляющая компания.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО «МУП ЖХ № 4» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что истец ФИО 1 является собственником трехкомнатной квартиры, площадью 78,3 кв.м., в том числе жилой – 48,9 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 9).
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в жилом многоквартирном <адрес> установлен узел учета тепловой энергии и теплоносителя. Данный узел учета принят и допущен в эксплуатацию энергоснабжающей организацией 25.12.2012г. на основании Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ № Вк-4936 от 12.09.1995г.
Истец находится в договорных отношениях с ответчиком ОАО «ИГТСК», которая осуществляет обеспечение тепловой энергией дома, в котором проживает истец.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, действовавшие до 1 сентября 2012 года, за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
В силу положений части 2 пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (ред. от 06 мая 2011 года) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.Из анализа составляющих формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 приложения N 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год, а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета, но в то же время с использованием тарифов на тепловую энергию, установленных в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации (руб./Гкал) по следующей формуле (№7):
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (формула № 7) расчет тепла по формуле № 7 возможен по истечении 12 месяцев с даты введения общедомового прибора учета в эксплуатацию.
Поскольку 31.12.2013г. указанный срок истек, то начиная с 01.01.2014г. расчет размера платы за тепло Ответчиком должен был осуществляться по указанной выше формуле.
Однако, как следует из представленных квитанций на оплату, выставляемых ответчиком, расчет с января 2014 года по настоящий момент производился исходя из предельного норматива 0,0150 Гкал/м2.
Как следует из материалов дела, истец неоднократно обращался в ОАО «ИГТСК» с просьбой произвести расчет по показаниям общедомового прибора учета (формула № 7) (л.д. 14,15,16,17), однако ответчиком перерасчет произведен не был.
Согласно ответу от 28.02.2014г. МУП «ИГТСК» (ныне ОАО «ИГТСК») сообщая о причинах не проведения перерасчета, указывало на отсутствие распечаток с узла учета за январь и декабрь 2013 г., а также на неполный отчет за октябрь 2013 г. (л.д. 14).
По запросу истца ОАО «МУПЖХ № 4», являющееся управляющей компанией по дому № по <адрес>,05.03.2014г. предоставило копии распечаток с общедомовых приборов учета тепловой энергии за 2013г. (л.д. 41-53), которые истец в свою очередь направил ответчику 12.03.2014г. (л.д. 17).
Однако письмом от 25.03.2014г. МУП «ИГТСК» (ныне ОАО «ИГТСК») вновь отказало истцу в проведение перерасчета, указав на отсутствие в представленных отчетных ведомостях с узла учета тепловой энергии и теплоносителя отчетной ведомости с узла учета тепловой энергии и теплоносителя горячего водоснабжения, входящего в состав общедомового узла учета тепловой энергии (л.д. 15).
Судом проверены доводы ответчика об отсутствии у ОАО «ИГТСК» обязанности снимать показания с общедомового прибора учета, а также истребовать от управляющей компании распечатки с общедомового прибора учета.
Судом установлено и участниками процесса не оспаривается, что управляющей компанией многоквартирного <адрес> является ОАО «МУПЖХ № 4».
В соответствии ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
Подпунктом "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в соответствии с п. 1 Правил является ОАО «МУПЖХ №4», по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" п. 31 Правил N 354).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета, в силу подпункта "е" п. 31 Правил N 354, на исполнителе лежит обязанность ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно подпункта «в» п. 31 Правил N 354 исполнитель вправе привлекать для осуществления технического обслуживания внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, другие лица.
Таким образом, судом установлена обязанность управляющей компании по снятию показаний с общедомового прибора учета и обязанность по предоставлению сведений по показаниям общедомовых приборов учета в ресурсоснабжающие организации.
В тоже время суд полагает, что ответчик со своей стороны не предпринял должных мер по исполнению возложенных на него обязательств.
Кроме того, суд отмечает на отсутствие препятствий для осуществления расчета платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение после предоставления недостающих распечаток с прибора учета, то есть после 15 июля 2014 года.
Согласно ст. 15 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 года "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, Закон "О защите прав потребителей", как исключение из общего правила, предусматривает возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его имущественных прав.
При этом суд считает, что сумма компенсации морального вреда должна соответствует принципам разумности и справедливости. Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., суд полагает, что указанный размер компенсации является соразмерный нарушенному праву.
В силу п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с уполномоченной организации (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход городского округа Иваново подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО 1 к ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» (ранее МУП «Ивановская городская теплосбытовая компания» )о защите прав потребителей удовлетворить.
Обязать ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» произвести перерасчет оплаты тепловых ресурсов исходя из показаний общедомового прибора учета согласно формулы № 7 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Взыскать с ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» в пользу ФИО 1 компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.
Взыскать с ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образование г. Иваново в сумме 400 руб.
Взыскать с ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» в пользу ФИО 1 штраф в сумме 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2014 года.
Председательствующий подпись Н.А. Борисова
КОПИЯ ВЕРНА. Судья:
Секретарь: