Дело №2-920/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2017 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Жуковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Франтовской Г.С. к ФГУП "ГХК" о признании права на дополнительное материальное обеспечение,
У С Т А Н О В И Л :
Франтовская Г.С. обратилась в суд с иском к ФГУП "ГХК" о признании права на дополнительное материальное обеспечение.
Свои требования истец мотивирует тем, что с 1980г. по 1989г. работала <данные изъяты>, исполняла трудовую функцию <данные изъяты>, в то время, как ответчиком незаконно, неправильно ее работа была указана как <данные изъяты>. Она работала на санпропускнике в условиях радиационной вредности, проводила дезактивационные работы со сложными химическими средствами для обеспечения соблюдения радиационной безопасности для персонала, сортировала спецодежду, обувь на утилизацию, несущую на себе радиационное излучение, а поэтому ее должность должна была быть включена в Списки работников предприятия, имеющих право на получение ДМО.
Истец просила признать незаконным решение Центральной комиссии ГХК, отраженное в ответе председателя указанной комиссии от 31.01.2017г., признать за нею право на ДМО в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000г. №1563 путем включения должности подсобный (транспортный) рабочий реакторного цеха завода ГМЗ ФГУП ГХК в Перечень производств, работ и профессий,соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ».
В судебном заседании Франтовская Г.С. на исковых требованиях настаивала, сославшись на изложенные в заявлении доводы. Истец полагала, что в период работы с 1980г. по 1989г. занималась деятельностью по обеспечению безопасности при проведенииосновного производственного процесса.
Представитель ответчика – ФГУП «ГХК» Корковенко А.Ю. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, сослался на письменные возражения по иску, согласно которым оспариваемый период не подлежит включению в период работы, дающий право на получение ДМО, поскольку должности в которых работалаФрантовская Г.С. в оспариваемый период отсутствуют в «Перечне производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ», утвержденном на предприятии в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.
Представитель третьего лица - УПФ в г. Железногорске Чащина Ю.С. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение ДМО.
Выслушав доводы сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Франтовская Г.С. работала на <данные изъяты> с 26.05.1980г. по 28.02.1988г. – <данные изъяты>, с 01.03.1988г. по 11.10.1988г. – <данные изъяты>, с 12.10.1988г. по 28.11.1989г. – <данные изъяты>.
Истец полагает, что эта работа дает ей право на получение дополнительного материального обеспечения.
Из ответа Администрации ФГУП ГХК от 31.01.2017г. усматривается, что Франтовской Г.С. отказано в удовлетворении заявления об установлении права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, указано, что ни профессия подсобный (транспортный рабочий), ни профессия дезактиваторщик не включены в Перечень.
Решением от 24.04.2017г. УПФР в г. Железногорске Красноярского края Франтовской Г.С. также отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000г. №1563.
Истец требует признания за нею права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (ДМО).
Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. №1563 (далее – Указ Президента РФ) «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию либо на досрочно оформленную пенсию категориям граждан, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и приусловии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем:
гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
К таким видам, согласно п. 2 Перечня видов деятельности, осуществляемой в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, отнесены:
- Разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.
- Производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла.
- Хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.
- Демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению.
- Утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.
Указ Президента РФ от 23.08.2000, как видно из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Эта мера социальной поддержки определена Президентом Российской Федерации как адресная и установлена исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу названного Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 399-О-О).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О, от 24 января 2008 года N 40-О-О и от 15 апреля 2008 года N 263-О-О).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 Правительство РФ уполномочено утвердить положение о порядке установления, выплаты и индексации дополнительного обеспечения.
Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 г. №549 (в редакции, действовавшей на момент прекращения трудовых отношений) (далее – Положение №549), в порядке реализации этого Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что дополнительное обеспечение в указанных случаях устанавливается при условии прекращения трудовой деятельности в организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.
Согласно подпункту «б» этого пункта к таким категориям отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
В стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.
Пунктом 18 настоящего Положения Федеральному агентству по атомной энергии предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение.
В соответствии с Положением «О порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. №1563», утвержденным Приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.08.2009г. №552, основным критерием при их определении является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п.
Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях ядерного оружейного комплекса создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (пункт 3 Положения).
В целях выработки единого подхода к определению производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предложения организаций ядерного оружейного комплекса по этим вопросам предварительно рассматриваются на заседании Комиссии Госкорпорации "Росатом" по вопросам реализации Указа, образуемой приказом генерального директора Госкорпорации "Росатом" (далее - Комиссия) (п. 4 Положения).
Производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией (пункт 5 Положения).
В соответствии с п. 5 Положения №549 дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению №1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению №2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению №3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса, в которой он осуществлял трудовую деятельность.
В соответствии с п. 8 Положения дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса.
Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений, право на дополнительное обеспечение возникает из совокупности обстоятельств, в том числе при соблюдении условия осуществления предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.
Основанием установления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, дополнительного обеспечения являются документы, представленные гражданином.
Основанием выдачи справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, является протокол заседания постоянно действующей комиссии организации.
Постоянно действующая комиссия организации ЯОК – ФГУП «ГХК» - компетентна подтвердить наличие необходимого стажа работы или отсутствия такового и определить в соответствии с утвержденным в ФГУП «ГХК» Перечнем производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, непосредственность участия истца в такой деятельности.
Генеральным директором ФГУП «ГХК» 16.12.2003г. утвержден Перечень производств, работ и профессий Горно-химического комбината, соответствующих видам деятельности, определенным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ.
Перечень рассмотрен и одобрен Комиссией Министерства РФ по атомной энергии (протокол №12 от 11.12.2003г.).
Кроме того, в письме Департамента ядерно-топливного цикла Министерства РФ по атомной энергии от 11.04.2001г. №6-10/х-493 в период подготовки соответствующего Перечня были даны разъяснения, согласно которым к заводам, осуществляющим виды деятельности, утвержденные Указом Президента РФ, следует отнести: Реакторный завод (без ТЭЦ, ОПВС), Радиохимический завод (цех №1), ЦЗЛ (персонал, обеспечивающий ведение и усовершенствование технологического процесса на РЗ и РХЗ); хранилище делящихся материалов (ХДМ); службы хранения, транспортировки и контроля делящихся материалов.
В перечисленных подразделениях комбинатов к работникам, осуществляющим виды деятельности, утвержденные Указом Президента РФ, не относятся работники отделов заводов, не закрепленные за вышеперечисленными технологическими цехами, обслуживающий персонал, такие должности как подсобный (транспортный) рабочий, дезактиваторщик в Перечень не включены.
В разделе характеристика работ и производственная деятельность реакторного завода указано, что ведение технологического процесса получения оружейного плутония, работоспособность реакторов, ядерная и радиационная безопасность обеспечиваются:управлением технологическим процессом для поддержания контролируемой цепной реакции деления без повышения предельных параметров эксплуатации;техническим обслуживанием и проведением профилактического и капитального ремонта систем и оборудования реакторов: систем управления и аварийной защиты реактора, контроля технологических и физических параметров, загрузки и разгрузки, технологической вентиляции водоснабжения, электроснабжения, дозиметрического контроля;плановой перегрузкой тепловыводящих элементов с накопившимся в них плутонием; периодической заменой отработавших свой ресурс в активной зоне реактора технологических каналов и графитовых втулок, являющимися радиационными источниками;контролем изменения состояния основных деталей, конструкций и узлов реактора, подвергающихся длительному радиационно-термическому воздействию, и выполнением работ по восстановлению и поддержанию их работоспособности;изучением проявляющихся в процессе эксплуатации ранее неизвестных-отрицательных явлений в изделиях и оборудовании реакторов и разработкой мероприятий по устранению их последствий;ликвидацией последствий радиационных аварий и устранением дефектов систем и оборудования реакторов при повышенном радиационном воздействии;периодической заменой сменяемых деталей и узлов для поддержания работоспособного состояния технологических ячеек, систем и оборудования реактора;поддержанием в работоспособном состоянии оборудования теплосъема с активной зоны реактора и оборудования 1 контура;выполнением работ по приему, сортировке, комплектации, временному хранению и передаче тепловыводящих элементовнаработанным в них плутонием на радиохимический завод.
В основные обязанности подсобного рабочего санпропускника, как следует и из собственных пояснений истца, входит: обеспечение бесперебойной работы санпропускника, осуществление обмена спецодежды, поддержание санитарного режима на закрепленных участках и на своем рабочем месте, обслуживание спецодежды, для чего: заниматься очищением от мусора и посторонних предметов территории, прилегающей к производственным помещениям и санпропускникам, заниматься погрузкой, выгрузкой, сортировкой по видам и размерам, раскладывать по стеллажам, перемещать вручную спецодежды, индивидуальных защитных и моющих средств, обтирочного материала, медикаментов, мыла и других предметов, выполнять мелкий ремонт спецодежды, уничтожение списанной спецодежды, спецобуви и других ТМЦ, выполнение подсобных работ, не требующих специальных знаний.
Показания свидетеля <данные изъяты> в оспариваемый период работавшей в этом же подразделении подсобной рабочей в рассматриваемом споре правового значения не имеют, поскольку допустимыми доказательствами не являются.
Истец в рассматриваемый период работала во вспомогательных и обслуживающих видах производств, работ и профессий, не относящихся к основному технологическому процессу(ведение технологического процесса получения оружейного плутония, работоспособность реакторов, ядерная и радиационная безопасность), поэтому отсутствуют правовые основания для отнесения Франтовской Г.С. к категории специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
Доводы истца о том, что ее должность должна быть включена в Перечень производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, утвержденный на ФГУП ГХК, поскольку она работала в условиях радиационной вредности, судом не принимаются.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на период прекращения трудовых отношений с ответчиком) гражданам для назначения пенсии досрочно необходимо иметь стаж работ по Списку №1–женщинам – 7 лет 6 месяцев.
Судом установлено, что Франтовская Г.С. с 20.11.1988г. по 20.11.2014г. являлась получателем досрочной трудовой пенсии по Списку№1.
Однако само по себе указанное обстоятельство не является основанием для назначения ДМО.
Перечень предприятия содержит конкретные производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности по Указу, расширенному толкованию не подлежит. В него включены только те производства, работы и профессии, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности. Перечень предприятия рассмотрен, одобрен и утвержден в установленном порядке.
Определение непосредственного участия работников в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем, возможно лишь посредством изучения технологической и иной технической документации организации, в соответствии с которой проводятся работы со специальными изделиями, а также соотнесением теоретических данных с фактически выполняемой работниками деятельностью.Вместе с тем, только специалисты каждой конкретной организации ядерного оружейного комплекса, обладающие необходимыми техническими знаниями о производствах (изготовление, выработка, создание продукции), работах (производственная деятельность по созданию, обработке, утилизации и т.п.) и профессиях (основной род занятий, трудовой деятельности), могут отнести указанные производства, работы и профессии к видам деятельности, указанным в Перечне.
Такой перечень составлен специалистами ФГУП «ГХК», он был утвержден в установленном порядке. Профессия истца и выполняемая ею работа в указанный перечень не включены.
Ее требование о признании ее деятельности, деятельностью в условиях, дающих право на ДМО, не может быть удовлетворено, поскольку фактически сводится ко включению в названный Перечень дополнительных должностей и подразделений, что не относится к компетенции суда, поскольку определение производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, отнесено к самостоятельной компетенции ОЯК (ФГУП ГХК) (пункт 5 Положения).
Предусмотренная вышеприведенными правовыми нормами совокупность обстоятельств, влекущая возникновение у Франтовской Г.С. права на получение ДМО в рассматриваемом деле отсутствует.
Кроме того ФГУП «ГХК» не может являться ответчиком по требованию истца о признании права на назначение дополнительного материального обеспечения, поскольку не является органом, принимающим решение об установлении такого обеспечения.
Судом не установлено, а истцом не представлено доказательств того, что ею осуществлялись работы, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении, а поэтому при указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения ее требований не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Франтовской Г.С. к ФГУП "ГХК" о признании права на дополнительное материальное обеспечение отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 13 июня 2017г. путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.