Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4052/2021 ~ М-3341/2021 от 18.06.2021

66RS0003-01-2021-003333-11 <***>

Дело № 2-4052/2021

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 23.09.2021

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Тронине Р. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Храпицкой Нины Антоновны, к Министерству здравоохранения по Свердловской области, ЕМУП «Екатеринбургфарм» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующий в интересах Храпицкой Н. А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения по Свердловской области, ЕМУП «Екатеринбургфарм», которым просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., убытки в сумме 1439 руб.

В обоснование иска истец указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению Храпицкой Н.А. Установлено, что в связи поставленным диагнозом «рак молочной железы», 05.04.2017 истцу проведена операция «мастэктомия по Мадлену», что подтверждается выписным эпикризом ГБУЗ СО «Свердловский областной онкологический диспансер». После проведенной операции в целях недопущения ремиссии онкологического заболевания онкологом-химиотерапевтом выписан препарат «Анастразол», который необходимо принимать ежедневно по 1 мг (1 таблетке) в день в течение 5 лет после оперативного вмешательства непрерывно, что подтверждается выпиской от 10.05.2017 года. 13.03.2020 года МАУЗ «Центральная городская больница № 3» г.Екатеринбурга Храпицкой Н. А. выписан рецепт серии *** на получение лекарственного препарата «Анастразол» в количестве 2 упаковок (по 50 таблеток в каждой). 13.03.2020 года рецепт предъявлен ею в аптеку *** ЕМУП «Екатеринбургфарм», расположенную по адресу: ***, что подтверждается записью под номером 2 в журнале учета рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании по программе «Доступные лекарства». Отметка поставлена в указанный журнал в связи с тем, что в момент обращения Храпицкой Н. А. препарат в аптеке *** отсутствовал на складе поставщика ООО «АВК-Альянс», что подтверждается информацией о дефектуре по программам льготного лекарственного обеспечения по состоянию на 15.03.2020 и 25.03.2020. 14.03.2020 года, 19.03.2020 года Храпицкая Н. А. повторно обращалась в аптеку ***, но назначенный ей препарат выдан не был. В связи с этим, Храпицкой Е. В., дочерью Храпицкой Е. В., 23.03.2020 года самостоятельно на личные средства матери приобретен лекарственный препарат «Анастразол», стоимостью 1439 рублей. Препарат отпущен Храпицкой Н. А. лишь 01.04.2020 года, что подтверждается отметкой на рецепте серии ***. Указанные обстоятельства причинили Храпицкой Н. А. физические и нравственные страдания.

Впоследствии, требования искового заявления уточнены, путем возложения обязанности по возмещению вреда с ответчика ЕМУП «Екатеринбургфарм», к ответчику Министерству здравоохранения по Свердловской области отказа от иска не заявлял.

Истец Прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующий в интересах Храпицкой Н. А. – Никитин И. С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Храпицкая Н. А. в судебном заседании требования и доводы иска поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения по Свердловской области Топоркова Е. Н. против иска возразила, указав, что являются ненадлежащими ответчиками.

Представитель ответчика ЕМУП «Екатеринбургфарм» Игумнова Е. В. не отрицает факт обращения с рецептом в аптечную сеть 13.03.2020, а внесение сведений о рецепте в электронный журнал 19.03.2020, и, подтвердив выдачу лекарственного препарата 01.04.2020, против иска возразила.

Третье лицо Храпицкая Е. В. в судебном заседании пояснила, что приобретала для своей матери Храпицкой Н. А.

Представитель третьего лица ООО «АВК-Альянс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В связи с чем, судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при данной явке.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

К числу способов обеспечения охраны здоровья статьей 29 указанного закона, отнесено обеспечение определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00 С97).

Судом установлено, что Храпицкая Н. А., является пенсионером, имеет заболевание С50.4; 3Н правой наружной железы PT1c N0M0G2 ER+PR+NEr2, TNM cT1ccN0c мастэктомия по Маддену З. Н. верхненаружного квадранта молочной железы. При осмотре онкологом – химиотерапевтом ГБУЗ СО «СООД» назначен лекарственный препарат «Анастразол» по 1 мг (1 таблетка) внутрь, ежедневно, длительно до 5 лет, выписан рецепт на получение указанного препарата серии ***. Ее право на льготное лекарственное обеспечение в ходе судебного разбирательства не оспаривается.

Лекарственный препарат «Анастразол» входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября.2011 №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год.

Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).

Так, в разделах Перечня № 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды I группы" и "онкологические заболевания", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".

Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2019 №994-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Свердловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы. Глава 3 территориальной программы содержит перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно. Согласно п. 10 программы, новообразования включены в данный перечень.

В силу положений п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 21.11.2011 №323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п. 12 Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП, в сфере охраны здоровья граждан Министерство осуществляет следующие полномочия, в частности, участвует в выработке и реализации государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан; разрабатывает и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, в том числе лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в предусмотренный федеральным законом перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 12 Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП, Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, в том числе лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в предусмотренный федеральным законом перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 №438-ПП "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств областного бюджет" закреплен Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Свердловской области, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств областного бюджета, а также возмещения фармацевтическим организациям расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки.

Согласно пункту 11 Порядка Министерство здравоохранения Свердловской области в целях предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:

устанавливает порядок ведения реестра аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий бесплатно или на льготных условиях по рецептам врачей, осуществляет ведение такого реестра;

планирует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения граждан по жизненным показаниям в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, и услуг по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан;

3) выступает в качестве государственного заказчика при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения граждан по жизненным показаниям в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, и услуг по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан;

4) осуществляет расчет финансовых средств, необходимых для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения граждан по жизненным показаниям в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, и услуг по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан;

5) заключает соответствующие государственные контракты и осуществляет контроль их исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

6) осуществляет в соответствии с заключенными государственными контрактами расходование утвержденных бюджетных ассигнований;

7) организует пожизненным показаниям обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, не включенными в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий;

8) осуществляет мониторинг обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врачей;

Согласно пункту 13 Порядка фармацевтическая организация, с которой заключен государственный контракт на оказание услуг по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан осуществляет распределение и транспортировку лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптечные организации в соответствии с заявками медицинских организаций и письменными указаниями Министерства, проводит мониторинг обеспечения рецептов аптечными организациями, в том числе принятых на отсроченное обслуживание, и представляет отчетность в соответствии с регламентом взаимодействия, государственным контрактом на оказание услуг по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан.

Следовательно, на Министерство здравоохранения Свердловской области возложена функция по осуществлению мер социальной поддержки в медицинской сфере, в том числе заключение государственных контрактов на поставку лекарственных средств, финансируемых бюджетом Свердловской области, формируемым на основе субвенций и иных межбюджетных трансфертов Российской Федерации.

Согласно пункту 28 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2019 N 994-ПП за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется:

1) обеспечение граждан, гражданина или его инвалидности;

2) обеспечение лекарственными препаратами граждан, проживающих в Свердловской области, страдающих социально значимыми заболеваниями;

3) обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Свердловской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.

Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).

Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10.07.2006 (далее - Методические рекомендации).

Так, согласно пункту 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.

В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).

В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).

При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18) пункт 19 Методических рекомендаций).

При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (пункт 1.20 Методических рекомендаций).

При отсутствии в аптечном учреждении определенных лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (пункт 1.21 Методических рекомендаций).

Из изложенного следует, что обеспечение инвалидов, страдающих онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), должно осуществляться уполномоченными фармацевтическими организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, непрерывно и в установленный законом срок. В случае же временного отсутствия в фармацевтической организации, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение лекарственного средства, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, эта фармацевтическая организация должна принять меры по отсроченному обслуживанию такого гражданина, алгоритм которых нормативно регламентирован. При этом фармацевтической организации законом не предоставлено правомочий по отзыву рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в

фармацевтической организации на момент обращения гражданина.

Если фармацевтическая организация, осуществляющая непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, не обеспечила в установленные законом сроки такого гражданина лекарственными средствами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте лекарственного препарата за счет собственных средств, потраченные таким гражданином средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет названной фармацевтической организации при установлении ее вины в нарушении социальных прав гражданина.

Следует учитывать, что компенсация расходов, понесенных гражданином, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в случае приобретения им таких средств за свой счет, не предусмотрена законом только в случае надлежащего исполнения своих обязательств фармацевтической компанией, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что при обращении 13.03.2020 Храпицкой Н. А. в аптечный пункт № 219 ЕМУП «Екатеринбургфарм», расположенную по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, д. 11, лекарственный препарат по указанному рецепту ей выдан не был по причине его отсутствия на складе, что подтверждается записью под номером 2 в журнале учета рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании по программе «Доступные лекарства». Отметка поставлена в указанный журнал в связи с тем, что в момент обращения Храпицкой Н. А. препарат в аптеке № 219 отсутствовал на складе поставщика ООО «АВК-Альянс», что подтверждается информацией о дефектуре по программам льготного лекарственного обеспечения по состоянию на 15.03.2020 и 25.03.2020. Указанный рецепт значится в журнале рецептов, принятых на отсроченное обеспечение.

Таким образом, факт нарушения права Храпицкой Н. А. на льготное получение лекарственного препарата нашел свое подтверждение в материалах дела.

Согласно представленным сведениям Министерства здравоохранения по Свердловской области, из справки по операциям с товаром следует, что 27.03.2020 и 30.03.2020 на склад ООО «АВК-Альянс» возвращено 5 упаковок препарата «Анастрозол», - 31.03.2020 - препарат перемещен в ЕМУП «Екатеринбургфарм».

Между Министерством здравоохранения Свердловской области и ООО «АВК-Альянс» 23.12.2019 заключен государственный контракт *** по условиям которого, ООО «АВК-Альянс» обязуется заключить договоры с аптечными организациями, включенными в реестры приказами Министерства здравоохранения Свердловской от 04.10.2019 № 1981-п «Об утверждении реестра аптечных организаций для отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов по рецептам врача (фельдшера) бесплатно гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по (рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в 2020 году» и от 04.10.2019 № 1982-п «Об утверждении реестров аптечных организаций для отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно и на льготных условиях гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета, в 2020 году».

Между ООО «АВК-Альянс» и ЕМУП «Екатеринбургфарм» 01.01.2020 заключен договор *** на оказание услуг по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лекарственными средствами.

В соответствии с п. 2.1.8 данного договора в случае временного отсутствия лекарственного средства, указанного в рецепте, поставленном на отсроченное обслуживание аптечная сеть, по истечении 10 рабочих дней с даты обращения гражданина, обязана осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту, в порядке предусмотренном действующим законодательством.

Лекарственный препарат поступил в аптеку 01.04.2020 и в этот же день был отпущен Храпицкой Н. А., что подтверждается товарными накладными и не отрицалось сторонами в судебном заседании.

В судебном заседании установлено и не опровергнуто сторонами, что обязанность обеспечить рецепт истца возлагалась на ООО «АВК-Альянс». Указанное обстоятельство подтверждается договором ЕМУП «Екатеринбургфарм».

В тоже время, суд полагает существенным то обстоятельство, что регистрация рецепта в электронном журнале осуществлена 19.03.2020, то есть существенно позднее даты обращения истца с рецептом – 13.03.2020, что привело к задержке в выдаче препарата.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ЕМУП «Екатеринбургфарм» несвоевременно сообщило в ООО «АВК-Альянс» о необеспеченном рецепте. При этом, после регистрации рецепта 19.03.2020, доставка и отпуск лекарственного препарата осуществлена в установленный срок (10 рабочих дней).

Доказательств наличия у ЕМУП «Екатеринбургфарм» уважительных причин в невнесении сведений в электронный журнал рецепта истца суду не представлено.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

23.03.2020 истец приобрела требуемый медицинский препарат стоимостью 1439 рублей, что следует из представленного чека, соответственно, указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ЕМУП «Екатеринбургфарм». То обстоятельство, что лекарственный препарат приобрела дочь истца Храпицкая Е. В. при наличии расписки о возврате денежных средств истцом третьему лицу, в данном случае правового значения не имеет.

В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Судом установлена совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у истца права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок необходимого ей по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны ЕМУП «Екатеринбургфарм», выразившиеся в неисполнении возложенной на эту организацию законом обязанности по своевременному внесению рецепта в электронную базу для скорейшего обеспечения граждан в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями ЕМУП «Екатеринбургфарм» последствия - приобретение истцом необходимого ей лекарственного препарата за счет собственных средств, нравственные страдания истца, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, ухудшения состояния здоровья из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого истцу по жизненным показаниям, суд полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для компенсации морального вреда истцу в размере 5000 рублей. Указанная сумма, по мнению суда, с учетом степени вины ответчика соразмерна страданиям истца, поскольку суду не представлено каких-либо доказательств ухудшения здоровья, вызванных задержкой выдачи препарата, либо доказательств нравственных страданий. Ссылки истца относительно ситуации, в которой ей казалось, что препарат ей не будет больше выдан в принципе, материалами дела не подкреплены. Обстоятельства некорректного поведения лица, продававшего лекарственный препарат, также не следуют из представленных материалов дела.

При этом, требования истца к ответчику Министерству здравоохранения по Свердловской области подлежат отклонению, поскольку с его стороны нарушений регламента, установленного приказом от 13.05.2016 № 719-п не установлено. Факт наличия требуемого лекарственного препарата в г. Екатеринбурге подтверждается.

Согласно ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решением по заявленным истцом исковым требованиям. Иных исковых требований в рамках настоящего гражданского дела истцом не заявлено.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые согласно ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку при подаче иска истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика ЕМУП «Екатеринбургфарм» в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 400 руб.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Храпицкой Нины Антоновны, к ЕМУП «Екатеринбургфарм» о взыскании убытков, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ЕМУП «Екатеринбургфарм» в пользу Храпицкой Нины Антоновны убытки в размере 1493 рубля, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Храпицкой Нины Антоновны, - отказать.

Взыскать с ЕМУП «Екатеринбургфарм» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> Е. В. Самойлова

2-4052/2021 ~ М-3341/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Храпицкая Нина Антоновна
и.о. прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующий в инетерсах Храпицкой Нины Антоновны
Ответчики
Министерство здравоохранения Свердловской области
ЕМУП "Екатеринбургфарм"
Другие
Храпицкая Елена Владимировна
ООО "АВК-Альянс"
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Самойлова Елена Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2021Передача материалов судье
25.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2021Предварительное судебное заседание
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее