Дело № 2-6808/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2013 года город Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
при секретаре Дубовицкой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Татищевского района Саратовской области в интересах Назарова Д.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-и лица: Хребтова Н.И., Сектор по исполнению государственных полномочий в сфере опеки и попечительства при администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области,
установил:
Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Назарова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. Доводы исковых требований прокурор обосновал тем, что Назаров Д.В., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013 году опекун Хребтова Н.И., как законный представитель Назарова Д.В., обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако, был получен письменный отказ № № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства ЖКХ в постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, так как Назаров Д.В. зарегистрирован и проживает в составе семьи 3 человека в жилом помещении, общей площадью 82,1 кв.м, по адресу: <адрес>, в котором на каждого человека приходится 27,3 кв.м Прокурор считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как нарушаются права Назарова Д.В. на жилье и на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке. В иске указывается, что Назаров Д.В. относится к категории лиц, требующей социальной поддержки, поэтому прокурор обратился в суд с иском в его интересах и просил признать незаконным решение от 18.06.2013 года Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и обязать ответчика поставить Назарова Д.В. на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Кировского района г.Саратова Корноварова Т.А. и 3-е лицо Хребтова Н.И. поддержали заявленные исковые требования по основаниям изложенным выше и просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Сергеев Д.А., действующий на основании доверенности (л.д. 27), иск не признал и просил в удовлетворении требований прокурору отказать, указывая, что решение об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий было принято обоснованно и на законных основаниях, по представленным заявителем документам.
3-е лицо – Представитель Сектора по исполнению государственных полномочий в сфере опеки и попечительства при администрации Татищевского муниципального района Саратовской области – Савельева С.В., действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В суд по электронной почте поступил письменный отзыв на иск, в котором указано, что исковые требования заявлены прокурором обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме. (л.д. 56-58).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Назаров Д.В., <данные изъяты>, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 43-44).
Распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ. Хребтова Н.И. была назначена опекуном над несовершеннолетним Назаровым Д.В., ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14).
Распоряжением главы объединенного муниципального образования Татищевского района Саратовской области № № от 19.03.2004 г. за Назаровым Д.В. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 13).
Постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № было отменено распоряжение от 19.03.2004 г. № 265 «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним». (л.д. 10).
Установлено, что жилое помещение по указанному адресу с 1992 года принадлежит на праве собственности Хребтову В.А. (дедушке подопечного Назарова Д.В.) (л.д. 34).
Постановлением администрации Татищевского муниципального района Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ. за Назаровым Д.В. признано право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по окончании срока пребывания в образовательном учреждении. (л.д. 61).
Согласно справки от 10.07.2013 г. в настоящее время Назаров Д.В. обучается <данные изъяты> (л.д. 16).
Сведениями о том, что Назаров Д.В. имеет на праве собственности какие-либо жилые помещения или является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, суд не располагает.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержит Закон Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество
и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в Саратовской области". (далее - Закон).
Согласно ст. 5 данному Закону принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
Принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.
По результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии указанных лиц на специализированный жилищный учет или об отказе в принятии их на специализированный жилищный учет. Решение принимается не позднее 30 дней со дня подачи документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Решение о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет выдается или направляется уполномоченным органам в сфере опеки и попечительства, либо законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, подавшим соответствующее заявление либо ходатайство о принятии на специализированный жилищный учет, не позднее истечения срока, указанного в части 6 настоящей статьи, и может быть обжаловано ими в судебном порядке.
В 2013 году законный представитель Назарова Д.В. – его опекун Хребтова Н.И. обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о постановке несовершеннолетнего на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, однако ей в этом было отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Назаров Д.В., <данные изъяты>, и обеспечен жилой площадью по норме. (л.д. 9).
Согласно положений п. 1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
На основании ст. 31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Отношения опекунов с подопечными регулируются ст. 29 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» указывает основания прекращения опеки (попечительства), одним из которых является достижение несовершеннолетним восемнадцатилетнего возраста.
Положения ст. 20 Гражданского кодекс РФ определяет местом жительства несовершеннолетнего место жительства опекуна (попечителя).
Из представленных документов и доказательств следует, что отсутствуют какие-либо законные основания для признания Назарова Д.В. членом семьи Хребтовых, поскольку у них разный бюджет и взаимоотношения регулируются как попечителя и подопечного.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Министерства ЖКХ об отказе в постановке несовершеннолетнего Назарова Д.В. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным и находит законными требования прокурора об обязании Министерства ЖКХ поставить Назарова Д.В. на соответствующий учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью восстановления его законных прав и социальных гарантий.
Руководствуясь ст.ст. 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Назарову Д.В. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поставить Назарова Д.В., <данные изъяты>, на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья подпись Торопова С.А.