Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ.
Одинцовский городской суд Московской области Российской Федерации в составе
Председательствующего судьи Орской Т.А.
При секретаре Азизовой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васина В.А. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом об обязании предоставить в собственность земельный участок путем заключения договора купли-продажи.
У С Т А Н О В И Л:
Васин В.А. обратился в суд с искомк Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом об обязании предоставить в собственность земельный участок путем заключения договора купли-продажи. В обосновании требований истица указала, что является ..., что подтверждается Справкой серия №..., выданной ДД.ММ.ГГГГ. филиалом №... ФГУ «наименование»
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС
ДД.ММ.ГГГГ. года истец обратился в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением, в котором просил на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставить ему в собственность за плату земельный участок.
Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №... возвратил истцу заявление со всеми приложенными документами. Также указанным письмом истцу предложено представить документы согласно перечню, предусмотренному приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370. При этом истец указал, что как следует из вышеназванного Приказа, требования по предоставлению перечисленных в указанном Приказе Минэкономразвития документов распространяются только в отношении случаев приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственником здания, строения, сооружения, расположенного на данном земельном участке (ст. 36 Земельного кодекса РФ), тогда как истец обосновывает свое право на приобретение Земельного участка, ссылаясь на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ. года истец направил ответчику письмо, в котором просил повторно рассмотреть представленные документы и предоставить в собственность за плату испрашиваемый земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ. года истцом получено письмо ответчика, согласно которому ответчик отказывает Истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что «в настоящее время, предоставление земельного участка на праве собственности в соответствии с Законом не предоставляется возможным, так как законодательством не установлен льготный порядок предоставления земельных участков для указанных целей инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов».
Истец считает, что ответчик является органом, уполномоченным принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Истца.
Полагая, что данным отказом нарушены права, истец обратился в суд с иском и просит суд.
- Обязать Ответчика предоставить в собственность Истца за плату земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС, при этом размер платы определить исходя из действительной рыночной стоимости указанного земельного участка в сумме 10858475 (Десять миллионов восемьсот пятьдесят восемь тысяч четыреста семьдесят пять) рублей;
- обязать Ответчика принять распорядительный акт (решение) о предоставлении Истцу земельного участка, предназначенного для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: АДРЕС.;
- обязать Ответчика подписать прилагаемый к настоящему исковому заявлению проект договора купли-продажи земельного участка, предназначенного для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: АДРЕС.
- обязать Ответчика передать Истцу земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС, путем подписания прилагаемого к настоящему исковому заявлению Акта приема-передачи земельного участка;
- обязать Ответчика выдать Истцу пакет документов, необходимых для осуществления государственной регистрации перехода от Ответчика к Истцу права собственности на земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС, в том числе Доверенность с полномочиями на совершение всех необходимых действий для государственной регистрации перехода к Истцу права собственности на земельный участок;
- признать право собственности Истца на земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 квадратных метров, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС при условии уплаты Истцом стоимости земельного участка в соответствии с условиями договора купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании представитель истца требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.
Представитель по доверенности ТУ Росимущества в Московской области – К.Р. Манжесов с исковыми требованиями не согласился, и пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ. г. истец обратился к ответчику с заявлением в котором просил на основании ст.17 ФЗ 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предоставить ему в собственность за плату земельный участок. Данное заявление по результатам рассмотрения возвращено со всеми приложенными к нему документами и письмом от ДД.ММ.ГГГГ. г. в котором истцу предложено представить документы согласно перечню, предусмотренному приказом Минэконом развития.
ДД.ММ.ГГГГ. г. истец повторно направил письмо в котором просил рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность земельного участка. Истцу разъяснено, что в настоящее время, предоставление земельного участка на праве собственности в соответствии с законом не предоставляется возможным, так как законодательством не установлен льготный порядок предоставления земельных участков для указанных целей инвалидам.
Представитель третьего лица ДПК «3-е лицо» в судебное заседание не прибыл о дате судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, в заявлении также указано, что третье лицо не возражает против удовлетворения исковых требований л.д.48-49).
Выслушав стороны изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Земельный участок с кадастровым номером №... не относится ни к одной из перечисленных категорий, а значит, может быть предоставлен в собственность путем заключения договора купли-продажи.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Давая оценку вышеизложенному, суд считает, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
В Постановлении Президиума ВС РФ от 17.09.08 года в разделе ответов на вопросы указано, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.
Статья 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Суд считает, что в соответствии с действующим законодательством ответчик является органом, уполномоченным принять решение о предоставлении Земельного участка в собственность Истца.
Законодательство не связывает право инвалида на предоставление в собственность земельного участка для дачного строительства с установлением какого-либо специального порядка реализации данного права.
Суд считает, что позиция ответчика не основана на нормах действующего законодательства, противоречит требованиям ст. 28 Земельного кодекса РФ и не может быть принята во внимание.
В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Суд считает, что для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права на землю он должен быть индивидуализирован. Основными признаками земельного участка, с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Согласно ст.7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения: если объектом недвижимости является земельный участок - категория земель к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование и другие.
Местоположение границ земельного участка подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцом представлена кадастровая выписка на испрашиваемый земельный участок, что дает возможность определить местоположение земельного участка л.д.18-25). Представленная кадастровая выписка содержит все необходимые сведения позволяющие индивидуализировать испрашиваемый земельный участок.
В ходе судебного разбирательства судом для определения рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка назначена экспертиза. Согласно заключению рыночная стоимость земельного участка составила 10 858 475 рублей.
Давая оценку представленным суду доказательствам, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в части обязания Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом предоставить в собственность истцу земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 кв.м, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС путем заключения договора купли-продажи и подписания акта приема-передачи земельного участка, размер платы определить исходя из действительной рыночной стоимости земельного участка в сумме 10858475 рублей, предоставить пакет, документов необходимый для регистрации перехода права собственности. В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Васина В.А. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом об обязании предоставить в собственность земельный участок путем заключения договора купли-продажи удовлетворить частично.
Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом предоставить в собственность Васину В.А. земельный участок, предназначенный для дачного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 930 кв.м, кадастровый номер №..., расположенный по адресу: АДРЕС путем заключения договора купли-продажи и подписания акта приема-передачи земельного участка, размер платы определить исходя из действительной рыночной стоимости земельного участка в сумме 10858475 рублей, предоставить пакет, документов необходимый для регистрации перехода права собственности.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в АДРЕС суд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней.
Судья: