Мотивированное решение изготовлено 21.12.2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сумбаевой С.П.,
при секретаре судебного заседания Делимовой Н.Н.,
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Вечёркиной Ю.В.,
представителя ответчика администрации городского округа Краснотурьинск, третьего лица МКУ «ОКС» Силантьевой А.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по организации уличного освещения,
установил:
прокурор города Краснотурьинска Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации ГО Краснотурьинск о возложении обязанности по организации уличного освещения. В обоснование указав, что в ходе совместно проведенной с ОГИБДД МО МВД России «Краснотурьинский» проверки на основании заявления Култыгиной С.В., выявлены нарушения, а именно отсутствие стационарного электрического освещения улиц Тургенева, Степана Разина, Крупской, Энергетиков, Орджоникидзе г. Краснотурьинск, чем создается опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Прокурор г. Краснотурьинска просит обязать администрацию городского округа Краснотурьинск организовать уличное освещение по улицах Тургенева, Степана Разина, Крупской, Энергетиков, Орджоникидзе г. Краснотурьинск в течение 01 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от <дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «МРСК Урала».
В судебном заседании прокурор Вечёркина Ю.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, пояснив, что на основании заявления <ФИО>1, проживающей по адресу: <адрес обезличен>, по факту отсутствия уличного освещения, проводилась выездная проверка с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Краснотурьинский». В результате проверки было установлено отсутствие стационарного освещения дорог по улицам Тургенева, Степана Разина, Крупской, Энергетиков, Орджоникидзе г. Краснотурьинска, о чем составлен акт. Действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по организации наружного освещения автомобильных дорог и улиц населенных пунктов посредством устройства осветительных установок с возможностью централизованного управления, работающих в вечернее и ночное время. Неисполнение администрацией городского округа Краснотурьинск требований действующего законодательства, выразившееся в непринятии мер к организации наружного освещения указанных улиц влечет угрозу безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создаёт благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.
<дата обезличена> в адрес Главы городского округа Краснотурьинск внесено представление, по результатам которого действенных мер по устранению выявленных нарушений законодательства и прав граждан не принято. Учитывая изложенное просит суд обязать администрацию городского округа Краснотурьинск со дня вступления решения суда в законную. силу организовать наружное освещение улиц Тургенева, Степана Разина, Крупской, Энергетиков, Орджоникидзе города Краснотурьинска в соответствии с требованиями государственных стандартов. При этом не возражала против установления срока, в течение которого ответчику необходимо исполнить обязанность по организации наружного освещения, с учетом представленных доводов Администрации.
Представитель ответчика администрации городского округа Краснотурьинск, третьего лица МКУ «ОКС» Силантьева А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснив, что возложение на администрацию городского округа Краснотурьинск обязанности по организации уличного освещения является ущемлением публичных прав органа местного самоуправления по решению вопроса, относящегося сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, является недопустимым. Организация уличного освещения предполагает строительство линейного объекта, то есть осуществление полномочия, входящего в компетенцию МКУ «ОКС», для чего необходимо выделение земельных участков и проведение работ по межеванию, что может занять по продолжительности не менее 6 месяцев. Для организации уличного освещения также необходимо проведение предварительных работ, что по срокам составит не менее 1,5 лет. Необходимо учитывать возникновение необходимости проведения дополнительных мероприятия по увеличению мощности на уже существующих сетях, что повлечёт дополнительные расходы и время. На 2022 год на указанных улицах планируется строительство газопровода, что делает невозможным одновременное строительство сети уличного наружного освещения, поскольку газопровод также является линейным объектом, необходимо проведение работ по межевания и кадастровому учету выделяемых земельных участков, соблюдение всех технических требований по санитарно - защитным зонам и иным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Невозможность одновременного проектирования линейных объектов сетей газоснабжения электроснабжения на одних и тех же улицах подтверждается заключением, выполненным ООО «Альянс - Проект», при этом документы по проектированию сетей газоснабжения будут готовы не ранее мая 2022 года. согласно приказу Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 15.05.2020 №264/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно- строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчёта срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» срок необходимых для выполнения инженерных изысканий и для архитектурно - строительного проектирования приведён приложении и составляет 33 месяца, плюс необходимо учитывать сроки для проведения конкурсных процедур продолжительностью примерно 1 месяц на каждую закупку, всего 2 месяца.
Представитель третьего лица МУ «Управление жилищно - коммунального хозяйства» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в адрес суда ходатайство с рассмотрении дела без участия представителя, а также письменный отзыв, согласно которого согласно п. 3.1.2 Устава МУ «УЖКХ» осуществляет полномочия муниципального заказчика при размещении муниципальных закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по содержанию и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства и жилищно - коммунального хозяйства городского округа Краснотурьинск за счет денежных средств бюджетных источников финансирования всех уровней и внебюджетных источников финансирования. Мероприятия по строительству систем наружного освещения улиц, указанных в иске прокурора, бюджетом городского округа Краснотурьинск в 2021 году, плановом периоде 2022,2023 не предусмотрены. Для определения конкретных соков реализации указанных мероприятий необходимо рассмотрение данного вопроса Думой городского округа Краснотурьинск при формировании бюджета муниципального образования на 2022 год, плановый период 2022, 2023. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении иска прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица ОАО «МРСК Урала» в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, в котором указали о том, что ОАО «МРСК Урала» является сетевой организацией, основными видами деятельности которой являются передача электрической энергии и технологическое присоединение. Электросетевой комплекс городского округа Краснотурьинск находится в аренде у ОАО «МРСК Урала» на основании договора № от <дата обезличена>, заключенного с органом местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск». В соответствии с договором сетевая организация содержит имущество в соответствии с установленными нормами и требованиями, в состоянии технической исправности. Специалистами ОАО «МРСК Урала» на основании запроса, поступившего из органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» сделан вывод о необходимости реконструкции имеющихся ВЛ, для чего заявителю необходимо разработать проектную документацию.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 6 ст. 3 указанного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 данного Закона). При этом, как следует из п. 7 данной статьи, владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Аналогичные положения содержатся в п. 10, 28 ч. 1 ст. 32 Устава городского округа Краснотурьинск о полномочиях органов местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При рассмотрении дела установлено, что на основании заявления <ФИО>1, проживающей по адресу: <адрес обезличен>, поступившего в прокуратуру г. Краснотурьинска <дата обезличена>, проведена выездная проверка с привлечением сотрудника ОГИБДД МО МВД России «Краснотурьинский» (л.д.6,7).
По результатам проверки <дата обезличена> ст. госинспектором ОГИБДД МО МВД России «Краснотурьинский» и помощником прокурора составлен акт обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в г. Краснотурьинске (л.д.8), согласно которого в темное время суток с 23:10 по 00:00 установлено отсутствие стационарного электрического освещения по ул. Тургенева, ул. Ст. Разина, ул. Крупской, ул. Энергетиков, ул. Орджоникидзе.
Указанное ответчиком не оспаривалось в судебном заседании.
В связи с выявленными нарушениями <дата обезличена> прокурором г. Краснотурьинска в адрес администрации городского округа Краснотурьинск вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере благоустройства и безопасности дорожного движения, с указанием на необходимость незамедлительного принятия исчерпывающего комплекса мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и мер по недопущению подобных нарушений впредь (л.д.9-11).
В ответ на представление администрацией городского округа Краснотурьинск указано на то, что мероприятия по организации стационарного наружного освещения улиц Тургенева, Орджоникидзе, Степана Разина, Крупской, Энергетиков городского округа Краснотурьинск относятся к перспективным мероприятиям по строительству системы наружного освещения не предусмотрены бюджетом городского округа Краснотурьинск в 2021 году, плановом периоде 2022, 2023 годов (л.д.12-13).
Таким образом, установлено, что администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, решение вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления, в том числе финансирование мероприятий по приведению дорожной сети местного значения в состояние, соответствующее требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата обезличена> N 270-ст), возможно лишь при непосредственном участии указанного органа местного самоуправления; неисполнение администрацией данных требований создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является следствием бездействия, то есть невыполнения требований действующего законодательства о местном самоуправлении и безопасности дорожного движения; непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам в ночное время.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Между тем суд находит заслуживающими внимания доводы стороны ответчика о сроках, необходимых для реализации мероприятий по организации уличного освещения в связи со строительством линейного объекта – газопровода низкого давления района Медный Рудник г. Краснотурьинска, в подтверждение данных доводов суду представлен муниципальный контракт № на разработку проектной документации по указанному объекту, согласно которого работы по строительству газопровода запланированы, в том числе и в квартале улиц Орджоникидзе, Энергетиков, Степана Разина, а также вдоль улиц Крупской, Тургенева, 2 –ая Надеждинская, 1 - ая Надеждинская (л.д.82-94).
Согласно ответу на обращение по вопросу возможности установки светильников, поступившему из ОАО «МРСК Урала» (исх. б/н от <дата обезличена>) имеется необходимость реконструкции имеющихся ВЛ, для чего требуется разработка проектной документации.
Из приказа Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от <дата обезличена> №/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно- строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчёта срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» следует, что срок необходимый для выполнения инженерных изысканий и для архитектурно - строительного проектирования приведён приложении и составляет 33 месяца.
Учитывая изложенное, а также позицию прокурора, не возражавшего против установления 3 –х летнего срока для исполнения решения суда, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, возложении на администрацию городского округа Краснотурьинск обязанности в течение 03 лет, с даты вступления решения суда в законную силу, организовать наружное освещение улиц Тургенева, Степана Разина, Крупской, Энергетиков, Орджоникидзе города Краснотурьинска в соответствии с требованиями государственных стандартов.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности по организации уличного освещения, удовлетворить частично.
Возложить на администрацию городского округа Краснотурьинск обязанность в течение 03 лет, с даты вступления решения суда в законную силу, организовать наружное освещение улиц Тургенева, Степана Разина, Крупской, Энергетиков, Орджоникидзе города Краснотурьинска в соответствии с требованиями государственных стандартов.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в течение одного месяца с даты принятия решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья (подпись) С.П. Сумбаева