Дело № 2-37/21 4 марта 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.
при секретаре Тюсовой Ю.О.,
с участием истца ФИО3, представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № (45RS0№-23) по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) об отмене решения, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в Курганский городской суд <адрес> с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) (далее - УПФР в <адрес>) об отмене решения, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование исковых требований ФИО3 указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в зачете в стаж на соответствующих видах работ не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая Речкинским ФАП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая Речкинским ФАП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшер Отын - Агашского ФП, Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра кабинета ЭКГ в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра в поликлинике в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестра КЭР на 0,5 ставки в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестра стерилизационной в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшер Отын - Агашского ФП, Казахстан. С решением не согласна, указывает, что периоды работы подтверждены представленными в материалы дела документами, занималась лечебной деятельностью населения в сельской местности. На курсы повышения квалификации направлялась по приказу работодателя, в указанные периоды за ней сохранялось рабочее место и заработная плата. На основании изложенного просила отменить решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая Речкинским ФАП, в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующая Речкинским ФАП, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшер Отын - Агашского ФП, Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра кабинета ЭКГ в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра в поликлинике в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестра КЭР на 0,5 ставки в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестра стерилизационной в ГБУ «Белозерская ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фельдшер Отын-Агашского ФП, Казахстан, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец, представитель истца по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержали, приведя в обоснование доводы искового заявления.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, полагала решение УПФР в г. Кургане Курганской области об отказе истцу в установлении пенсии законным и обоснованным, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители третьих лиц ГБУ «Белозерская ЦРБ», Администрация Речкинского сельсовета Белозерского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», действующей с 01.01.2019), страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи; при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Исходя из Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, если лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше сроков, установленных в Приложении 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В силу п. 2 ст. 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно пп. «н» п.1 Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 названного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Установлено, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ - 25 лет (в наличии 15 лет 6 месяцев 23 дней), а также по причине несоблюдения сроков назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренных Приложением № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Указанным решением было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующая Речкинским ФАП, т.к. документально не подтверждается факт осуществления лечебной деятельности в качестве заведующей Речкинским ФАП, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, стаж на соответствующих видах работ до и после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая Речкинским ФАП, т.к. документально не подтверждается факт осуществления лечебной деятельности в качестве заведующей Речкинским ФАП, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; стаж на соответствующих видах работ до и после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; документально не подтвержден факт выработки нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки, что предусмотрено п. 4 Правил Списка должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшер Отын - Агашского ФП, Казахстан, т.к. отсутствует подтверждение от компетентных органов Республики Казахстан факта включения периода работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, со ссылкой на соответствующее законодательство Республики Казахстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра кабинета ЭКГ в ГБУ «Белозерская ЦРБ», т.к. документально не подтвержден факт приема и работы на полную ставку, что предусмотрено п. 4 Правил Списка должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, наименование структурного подразделения «кабинет ЭКГ» не предусмотрено штатным расписанием ГБУ «Белозерская ЦРБ», наименование должности «медицинская сестра кабинета ЭКГ» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра в поликлинике в ГБУ «Белозерская ЦРБ», т.к. документально не подтвержден факт работы на полную ставку, что предусмотрено п. 4 Правил Списка должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, должность «медсестра» не предусмотрена штатным расписанием ГБУ «Белозерская ЦРБ», документально не подтвержден факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, что предусмотрено пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра КЭР на 0.5 ставки в ГБУ «Белозерская ЦРБ», т.к. наименование должности «медицинская КЭР» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, отсутствует факт работы на полную ставку, что предусмотрено п. 4 Правил Списка должностей и учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра стерилизационной в ГБУ «Белозерская ЦРБ», т.к. должность «медсестра стерилизационной» не предусмотрена штатным расписанием ГБУ «Белозерская ЦРБ», документально не подтвержден факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, что предусмотрено пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - донорские дни, соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, и Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516; отказано в зачете в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - фельдшер Отын -Агашского ФП, Казахстан, т.к. документально не подтвержден факт начисления и уплаты страховых взносов в ПФР, что предусмотрено п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральнымзакономот 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральнымзаконом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласноч. 1 ст. 2Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федеральногозакона, Федеральногозаконаот 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральногозаконаот 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральнымзакономот 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р (в ред. от 28.01.2005) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территорий государств - участников соглашений, осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 30), от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности, Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
В соответствии с правилами подсчета и порядка подтверждения страхового стажа, предусмотренными ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее - Правила) в страховой стаж: включаются (засчитываются): а) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
На основании пункта 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 59 Правил установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже, стаже на соответствующих видах работ и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж на соответствующих видах работ и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства - участника соглашения; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений.
Учитывая изложенное, при новом установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР необходимо во всех случаях требовать подтверждение трудового (страхового) стажа, стажа на соответствующих видах работ и заработка, в том числе приобретенного на территории республики Казахстан.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, предусмотрено, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют все медицинские сестры независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С 01.11.1999 по 31.12.2001 действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, которым предусмотрена должность медицинской сестры, фельдшера в центральной районной больнице, фельдшерско-акушерском пункте.
Действующим с 01.01.2002 постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в соответствии с которым правом на досрочное назначении пенсии пользуются: заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра; медсестры в больницах всех наименований.
Из записей в трудовой книжке следует, что истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера Отын - Агашского ФП ГККП «Узункольская ЦРБ» (Казахстан), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Согласно архивной справке ФГУ «Государственный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № С-31 приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 (ФИО13) А.К. с ДД.ММ.ГГГГ принята в качестве фельдшера Отын-Агашского ФП.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволена с должности фельдшера Отын-Агашского ФП с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.
Как следует из архивной справки Филиала ГКУ «ГАКО» Управление информации, оказания государственных услуг и архивов <адрес> «<адрес> государственный архив» от ДД.ММ.ГГГГ № в ведомостях по начислению заработной платы неполного архивного фонда Ленинской ЦРБ за 2001-2002 гг. значится ФИО11 (ФИО14) А.К. в качестве фельдшера Отын-Агашского ФАП, начисления производились с мая (25 раб. дней) 2001 г. по июль 2002 г.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, с учетом ведомостей по начислению заработной платы, суд приходит к выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, на полную ставку, доказательств обратного стороной ответчика не представлено, период работы имел место до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждение уплаты страховых взносов в указанный период не требовалось, в связи с чем требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы в должности фельдшера Отын - Агашского ФП, Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что периоды работы истца на территории Республики Казахстан не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, поскольку на территории Республики Казахстан институт досрочных пенсий отменен с ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы в Пенсионный фонд России за истца не уплачивались, судом во внимание не принимаются, поскольку в ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец проживает на территории Российской Федерации.
За декабрь 2001 г. в ведомости по начислению заработной платы сведения о начислении заработной платы истцу за данный период отсутствуют, данные сведения также отсутствуют и при последующем начислении за иные периоды, в ведомости за март 2002 г. имеются данные о размере заработной платы ФИО11 (ФИО15) А.К. за январь, февраль, март 2002 г. При таких обстоятельствах, данный период включению в специальный стаж не подлежит.
Также не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы ФИО3 на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Отын - Агашского ФП, поскольку периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
По сведениям АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированной информационной системе базы данных ЕНПФ сведения по реквизитам ФИО11 (ФИО16) А.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствуют.
По данным Центрального Филиала некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 (ФИО17) А.К. в базе данных не зарегистрирована.
Поскольку сведения об уплате страховых взносов после 01.01.2002 на территории Республики Казахстан в отношении истца отсутствуют, оснований для включения указанных выше периодов не имеется.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего в спорный период, предусматривалось, что работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Согласно Номенклатуре должностей врачебного и среднего медицинского персонала, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.11.1992 № 301, заведующий относится к категории руководителей структурных подразделений учреждений и не относится ни к врачебным должностям, ни к среднему медперсоналу.
Согласно Положению о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшере, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 № 566, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: 1) несет ответственность за организацию и уровень лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, осуществляемой персоналом в соответствии с Положениями о фельдшерско-акушерском пункте и его должностных лицах. При возложении на фельдшерско-акушерский пункт функций аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптекарских товаров - несет ответственность за обеспечение населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения в соответствии с Положением об аптечном пункте; 2) составляет и представляет на утверждение план работы фельдшерско-акушерского пункта в установленном порядке; 3) руководит работой персонала фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь; 4) оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично; 5) своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; 6) выполняет врачебные назначения; 7) подготавливает больных к приему врачом на фельдшерско-акушерском пункте; 8) участвует в диспансеризации населения и др.
Таким образом, для включения оспариваемых периодов работы истца в должности заведующей здравпункта и заведующей здравпунктом–фельдшера в специальный стаж необходимо подтвердить выполнение истцом врачебной или лечебной работы.
Таким образом, для включения оспариваемых периодов работы истца в специальный стаж необходимо подтвердить выполнение истцом врачебной или лечебной работы.
Согласно записям в трудовой книжке, распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, приказу Белозерской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ истец принята в Администрацию Речкинского сельсовета на должность заведующей Речкинским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № ЛС-75 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно штатным расписаниям за спорный период в Речкинском ФАП предусмотрена 1 ставка заведующего, 1 ставка санитарки.
Иных врачебных должностей либо должностей среднего медперсонала в Речкинском ФАП штатными расписаниями предусмотрено не было.
Согласно карточкам-справкам за спорный период должность ФИО11 (ФИО18) А.К. поименована как заведующая ФАП, прослеживается доплата за заведование, установлен размер оклада на ставку, начисление которого прослеживается в полном объеме за весь спорный период.
Доводы истца об осуществлении лечебной деятельности в спорные периоды подтверждается представленными в материалы дела копиями медицинских карт, которые не противоречат письменным материалам дела и принимаются судом в качестве доказательства.
В силу ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионного обеспечение.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список).
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1ноября 1999г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт осуществления истцом в указанные периоды лечебной деятельности на 1,0 ставку при полной рабочей неделе, что дает ей право на включение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.
Отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета о работе истца в особых условиях в указанные выше периоды при наличии иных первичных документов не может ущемлять права работника на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно справке, уточняющей занятость, выданной ГБУ «Белозерская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - участковая медсестра поликлиники (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра кабинета ЭКГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра в поликлинике (карточка-справка 2004г.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра КЭР на 0,5 ставки (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, карточка - справка за 2004г.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра в поликлинике (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра стерилизационной (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра в поликлинике (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинская сестра процедурной (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время медицинская сестра в поликлинике (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). За периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работала полный рабочий день на 1 ставку.
Из трудовой книжки на имя истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята в МУ Белозерская ЦРБ временно на должность медсестры кабинета ЭКГ поликлиники (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с выходом основного работника (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры стерилизационной (приказ № ЛС-313 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры в поликлинику (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно тарификационному списку на ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работала в должности медсестры ЭКГ на полную ставку с окладом <данные изъяты>,50 руб.
Из приказа по личному составу, карточки-справки на 2004 г. следует, что на указанную должность истец была назначена временно на время отпуска основного работника, заработная плата начислялась на установленный тарификацией объем выполняемой работы.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 разрешено продлить работу в должности медсестры КЭР на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ на период учебы ФИО8
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения пенсии) следует, что в отношении истца периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кодировались работодателем с указанием работы на полную ставку, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на 0,5 ставки.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 по приказу работодателя работала на 0,5 ставки на период отсутствия основного работника, иные приказы о переводе истца на иную должность либо совместительстве, работе с ДД.ММ.ГГГГ на полную ставку в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу об исключении из специального стажа периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку представленными приказами, тарификациями, лицевыми счетами подтвержден факт работы на 1 ставку.
С ДД.ММ.ГГГГ истец принята в МУ «Белозерская центральная районная больница» на должность медсестры стерилизационной.
В штатных расписаниях МУ «Белозерская центральная районная больница» на 2004 г., 2005 г. должность «медсестра стерилизационной» не значится.
В 2006 г. в штатном расписании должность медсестра стерилизационной не значится, в ведомости замены должностей вводимых в штатное расписание, но не предусмотренных штатными нормативами на ДД.ММ.ГГГГ, должность «медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам - 5,25» заменяется на должности «, медицинская сестра стерилизационной - 1,0, ».
В 2007 г. в штатном расписании должность медсестра стерилизационной не значится, в ведомости замены должностей вводимых в штатное расписание, но не предусмотренных штатными нормативами на ДД.ММ.ГГГГ, значится должность «медицинская сестра стерилизационной - 1,0».
В 2008 г. в штатном расписании должность медсестра стерилизационной не значится, в ведомости замены должностей вводимых в штатное расписание, но не предусмотренных штатными нормативами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, значится должность «медицинская сестра стерилизационной - 1,0 (ФИО3)».
В 2009 г. в штатном расписании должность медсестра стерилизационной не значится, в ведомости замены должностей вводимых в штатное расписание, но не предусмотренных штатными нормативами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, значится должность «медицинская сестра стерилизационной - 1,0 (ФИО3)».
В 2010 г. в штатном расписании (бюджет) на ДД.ММ.ГГГГ в общебольничном персонале значится медицинская сестра (стерилизационной) 1,0.
В 2011 г. в штатном расписании должность медсестра стерилизационной не значится, штатное расписание (бюджет) отсутствует, ведомость замены должностей отсутствует.
В тарификационном списке на 2004 г. занимаемая ФИО3 должность указана как «медсестра стерилизационной», объем работы – 1 ставка. Аналогичные сведения указаны в тарификационных списках на 2005 – 2011 г.г.
Согласно карточкам-справкам за период работы истца в должности медсестры стерилизационной работодателем истцу заработная плата начислялась исходя из оклада, установленного тарификационными списками, то есть за 1 ставку по должности «медицинская сестра».
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что на протяжении всего спорного периоды характер выполняемой ей работы не менялся, оказывала медицинскую помощь взрослому и детскому населению.
В справке, уточняющей занятость от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ «Белозерская центральная районная больница», работодатель указал, что в спорный период истец осуществляла лечебную деятельность, имеет специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, работала полный рабочий день на 1 ставку.
Аналогичные сведения содержатся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на имя ФИО3
Согласно показаниям свидетеля ФИО9, работавшей в спорный период в должности главного бухгалтера МУ «Белозерская центральная районная больница», после ознакомления с бухгалтерскими документами (карточки-справки, тарификацией), в лечебном учреждении по каждой должности велась отдельная карточка-справка, кроме того, отдельно учитывалась оплата за счет средств ОМС и за счет бюджета. ФИО9 подтвердила факт осуществления истцом трудовой деятельности в больнице на полную ставку, пояснила, что в отношении сотрудников учреждения сведения индивидуального (персонифицированного) учета сдавались достоверные, в штатных расписаниях должность «медсестра стерилизационной» могла быть и не предусмотрена, ставка формировалась из имеющихся в штатном расписании должностей.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку являются последовательными, не противоречат письменным материалам дела.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец выполняла обязанности медицинской сестры, то есть работала в должности, период работы в которой дает право на досрочное назначение пенсии. При этом, указание в наименовании должности истца «медсестра стерилизационной» лишь конкретизирует место ее работы.
Таким образом, требования ФИО3 о включении в специальный стаж периодов работы в должности медсестры стерилизационной в ГБУ «Белозерская центральная районная больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении подлежат удовлетворению.
Из представленных суду документов: справки № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Белозерская ЦРБ», приказов о направлении на курсы повышения квалификации, карточек-справок следует, что на курсы повышения квалификации истец направлялась по приказу руководителя учреждения, в данные периоды за ней сохранялась заработная плата, производились страховые отчисления.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н, прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
Факт прохождения и окончания курсов повышения квалификации подтверждены соответствующими свидетельствами об их окончании, предоставленными истцом в материалы дела.
Суд считает, что периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в указанные периоды истец была направлена на курсы повышения квалификации по приказу работодателя, за указанные периоды за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата, повышение квалификации является необходимым условием для осуществления лечебной деятельности.
Требования истца о включении в специальный стаж донорских дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям, закрепленным в Трудовом кодексе Российской Федерации, при исполнении государственных или общественных обязанностей работнику предоставляются гарантии, которые обеспечивают осуществление предоставленных работнику прав в области социально-трудовых отношений.
В силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Как видно из представленных документов работодателем – приказов, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, расчетных листов истцу предоставлялись вышеперечисленные оплачиваемые дни отдыха в связи со сдачей крови.
Из разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации № 06-28/10740 от 07.12.1998 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней» работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 59-О-О от 26.01.2010, в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно условному расчету представителя ответчика, у истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ необходимый 25-летний стаж лечебной деятельности в сельской местности отсутствовал.
С учетом включенных периодов работы у истца не набирается требуемый специальный стаж, что не дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с указанной даты. Кроме того, исходя из Приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ пенсия лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа.
В порядке ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО4 удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО3 в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить ФИО3 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности заведующей Речкинским ФАП в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера Отын - Агашского ФП, Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры кабинета ЭКГ Белозерской центральной районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры в поликлинике Белозерской центральной районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности медсестры стерилизационной Белозерской центральной районной больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО4 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.
Судья
Ю.А. Дерябина