Решение по делу № 2-1/2021 (2-3/2020; 2-639/2019;) ~ М-585/2019 от 29.07.2019

Решение

именем Российской Федерации

г. Няндома                                                          18 марта 2021 г.

    Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Тимошенко А.Г.,

при секретаре Флемер А.С.,

с участием представителя истца Холматовой С.С.,

ответчика Крехалевой Е.А.,

представителей ответчика Хандриковой И.В., Малыгина М.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Няндомского районного суда гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к Крехалевой Е.А. о запрете совершения определенных действий при использовании земельного участка,

установил:

администрация МО «Няндомский муниципальный район» обратилась в Няндомский районный суд с исковым заявлением к Крехалевой Е.А. о запрете совершения определенных действий при использовании земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что 10 июля 2019 г. в адрес истца поступила информация от Управления Роспотребнадзора по Архангельской области о том, что при проведении экспертизы специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Северодвинске» на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровление детского загородного стационарного оздоровления лагеря «Боровое» установлено расположение фермерского хозяйства на территории второго пояса зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) водозаборных скважин №№1 и 2 МАУДО «Районный центр дополнительного образования детей». Нарушение установлено на земельном участке с кадастровым номером , собственником которого является Крехалева Е.А. Вместе с тем Правилами землепользования и застройки МО «Няндомское» установлен запрет по размещению на территории второго и третьего поясов ЗСО подземных источников водоснабжения животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод, по размещению стойбищ и выпаса скота. Таким образом, полагает, что наличие на земельном участке животноводческих объектов, а также выпас скота может повлечь за собой опасность микробного загрязнения подземных вод, привести к причинению вреда для жизни и здоровья населения, а именно: детей, пребывающих в оздоровительном лагере «Боровое». Просит запретить Крехалевой Е.А. использование хозяйственных построек для животноводческих и птицеводческих целей, выпас скота на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 5020 кв.м, адрес (местоположение) объекта: <адрес>, обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель истца Холматова С.С. в ходе судебного заседания на удовлетворении исковых требований настаивала. Указала, что в настоящее время факт выпаса скота на земельном участке с кадастровым номером , а также использования расположенных на нем хозяйственных построек для животноводческих и птицеводческих целей не установлен. Пояснила, что нахождение земельного участка с кадастровым номером на территории первого и второго поясов ЗСО подтверждается Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Няндомское».

Ответчик Крехалева Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Настаивала, что в настоящее время выпас скота на земельном участке с кадастровым номером не производится, спорные хозяйственные постройки для животноводческих и птицеводческих целей не используются, какая-либо техника отсутствует. С октября 2020 г. на земельный участок никто не ходил. Названные постройки используются как дровяник, гараж и дача. Дополнительно не оспаривала месторасположение своего земельного участка указанное на выкопировке, представленной стороной истца.

Представитель ответчика Хандрикова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Оспаривала законность установления ЗСО.

Представитель ответчика Малыгин М.А. в судебном заседании указал на незаконность установления ЗСО. Показал, что в настоящее время подготовлено административное исковое заявление об оспаривании законности установления ЗСО. Однако к производству Архангельского областного суда в настоящее время оно еще не принято. В настоящее время ЗСО незаконными не признаны. Кроме того, указал, что на спорном земельном участке животноводческая и птицеводческая деятельность не осуществляется.

Третьи лица МАУДО «Районный центр дополнительного образования детей», Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека в Архангельской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Свидетель ФИО6 в ходе судебного заседания указала, что осуществляла выезд на земельный участок, принадлежащий Крехалевой Е.А. В связи с большим снежным покровом доступ на данный участок был ограничен. Подъездные пути к данному участку отсутствуют. В связи с изложенным ей совместно с Крехалевой Е.А. пришлось подходить к участку со стороны пионерского лагеря по тропинке протоптанной работниками данной организации. При осмотре участка она следов животных, какой-либо техники не наблюдала. Здания не эксплуатируются.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В этой связи суд отмечает, что согласуясь с закрепленными в ст.ст.6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод праве каждого на справедливое судебное разбирательство и праве на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч.1 ст.19, ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ принципе состязательности и равноправия сторон, установленном в ст.9 ГПК РФ принципе диспозитивности, приведенные выше положения ГПК РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.

При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

Из материалов дела следует, что Крехалева Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дачного строительства, площадь 5020 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от 12 августа 2019 г. и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствии с актом от 30 мая 1994 г. АО «Няндомалес», на основании решения Малого Совета от 12 августа 1993 г. №520, произвела передачу зданий и сооружений п/лагеря «Боровое» на баланс отдела образования <адрес>.

Приказом о разукомплектовании ОС от 20 января 2016 г. «12/1 «водонапорная башня» с инвентарным разукомплектована путем выделения четырех самостоятельных объектов: башня водонапорная, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8; скважина №1, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, стр.1, скважина №2, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, стр.2; система водопровода.

Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 30 декабря 2016 г. №2164 скважина №1, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, сор.1, и скважина №2, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, сор.2 включены в муниципальную собственность МО «Няндомский муниципальный район».

Согласно распоряжению Главы администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 8 февраля 2010 г. №71, с учетом изменений внесенных распоряжением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 30 декабря 2016 г. №689р, за МАУДО «Районный центр дополнительного образования детей» на праве оперативного управления закреплено: водонапорная башня, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, корп.7; скважина №1, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, стр.1, скважина №2, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная, д.8, стр.2; система водопровода, по адресу: Архангельская область, д. Бережная, ул. Приозерная.

На основании распоряжения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 1 июня 2019 г. №769р утверждены ЗСО для источников водоснабжения МАУ «РЦДО» в соответствии с «Проектом ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения для РЦДО (водоразборные скважины №№1 и 2 – дер. Бережная)» в составе трех поясов.

Актом санитарно-эпидемиологического обследования от 28 мая 2019 г. установлено, что обеспечение питьевой водой в ДЮЗ «Боровое» происходит от артезианских скважин №№ 1 и 2, которые находятся в оперативном управлении лагеря. Скважина № 2 находится в резервном состоянии. Скважины №№1 и 2 ограждены, ориентировочно 15 м по периметру скважины. Подземные водопроводные сооружения проходят по территории земельного участка, принадлежащего частному лицу, который оборудовал на своем участке фермерское хозяйство: построен хлев для содержания скота и птицы, на территории находится автотранспорт, установлены хозяйственные постройки.

Из сообщения Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 4 июля 2019 г. следует, что при проведении экспертизы (на основании акта санитарно-эпидемиологического обследования от 28 мая 2019 г.) специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в г. Северодвинск» на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления детского загородного стационарного оздоровительного лагеря «Боровое» установлено, что на территории второго пояса ЗСО водозаборных скважин №№1 и 2 МАУДО РЦДО располагается фермерское хозяйство: построен хлев для содержания скота и птицы, периодически проводится выпас скота и птицы, на территории находится автотранспорт, установлены хозяйственные постройки.

Решением Муниципального Совета МО «Няндомское» от 12 июля 2017 г. №53 утвержден генеральный план МО «Няндомское» Няндомского района Архангельской области.

Выкипоровкой из генерального плана МО «Няндомское» Няндомского района Архангельской области подтверждается, что земельный участок ответчика расположен в 1 и 2 поясах ЗСО.

В соответствии с ч.6 ст.35 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Няндомское», утвержденных решением Совета МО «Няндомское» от 22 декабря 2017 г. №69, на территории второго пояса ЗСО подземных источников питьевого водоснабжения не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.

Решением Архангельского областного суда от 15 сентября 2020 г. по делу , оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2021 г. по делу , административное исковое заявление Крехалевой Е.А. о признании незаконным решения Муниципального Совета МО «Няндомское» от 22 декабря 2017 г. №69 в части невнесения достоверных данных по земельному участку, отсутствия выделения зоны участка как территории населенных пунктов д. Андреевская, в части Правил землепользования и застройки МО «Няндомское», возложении обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки МО «Няндомское» и карту зонирования МО «Няндомское» оставлено без удовлетворения.

В акте осмотра объекта, расположенного по адресу: Архангельская область, д. Андреевская, от 28 сентября 2017 г. указано, что в ходе осмотра объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , установлено, что объект представляет собой здание, которое состоит из: фундамента – ленточный, стены – брусчатые, крыша – металлочерепица, одноэтажное. По внешним характеристикам, характерным звукам и запахам животных, данный объект предназначен для ведения животноводческой деятельности.

Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, от 26 июля 2019 г. в ходе осмотра объекта установлено, что на земельном участке с кадастровым номером производится выпас мелкого рогатого скота. Данный участок расположен во втором поясе ЗСО водозаборных скважин №№ 1 и 2 МАУДО РЦДО. Также на земельном участке расположен объект капитального строительства и объект незавершенного строительства. Данные объекты построены без разрешительной документации.

В акте осмотра объекта, расположенного по адресу: <адрес>, от 17 марта 2021 г. указано, что 17 марта 2021 г. в 10 часов 20 минут в результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположен объект капитального строительства и объект незавершенного строительства. Ввиду обильного снежного покрова, не представилось возможным установить на земельном участке наличие домашних животных. Данные объекты построены без разрешительной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции РФ, пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (абзац 2 ч.5 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ).

Как следует из п.п.1.4 и 1.5 санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п. 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения не допускается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.

При таких обстоятельствах, поскольку зоны санитарной охраны водных объектов утверждены распоряжением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 1 июня 2019 г. №769р «Об утверждении проекта округов в зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения», которое истцом не оспорено, при этом имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что земельный участок с кадастровыми номерами частично расположен в первом и втором поясах ЗСО, то суд приходит к выводу о недопустимости размещения животноводческих и птицеводческих предприятий.

Вместе с тем согласно ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

При этом, исходя из п.1 ст.11 ГК РФ, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права.

Анализируя приведенные доказательства, в том числе акт осмотра объекта, расположенного по адресу: Архангельская область, д. Андреевская, от 17 марта 2021 г. и показания допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля ФИО6, предупрежденной об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, суд приходит к выводу, что в настоящее время на земельном участке с кадастровыми номерами не производится выпас скота, равно как и он не используется для животноводческих и птицеводческих целей.

При этом, поскольку решением Няндомского районного суда Архангельской области от 17 марта 2021 г. удовлетворено исковое заявление Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Няндомского муниципального района Архангельской области к Крехалевой Е.А. о возложении обязанности по сносу самовольных построек. На Крехалеву Е.А. возложена обязанность произвести снос самовольных построек: объекта капитального строительства и объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером адрес (относительно ориентира): <адрес>, то суд приходит к выводу, что юридическая судьба данных объектов недвижимости уже разрешена путем их сноса, что также исключает возможность удовлетворения искового требования о запрете Крехалевой Е.А. использовать данные хозяйственных постройки для животноводческих и птицеводческих целей.

Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления администрации МО «Няндомский муниципальный район» к Крехалевой Е.А.о запрете совершения определенных действий при использовании земельного участка.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» к Крехалевой Е.А. о запрете совершения определенных действий при использовании земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий                         подпись                            А.Г. Тимошенко

Мотивированное решение составлено 24 марта 2021 г.

2-1/2021 (2-3/2020; 2-639/2019;) ~ М-585/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Няндомский муниципальный район"
Ответчики
Крехалева Екатерина Аркадьевна
Другие
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Районный центр дополнительного образования детей"
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Хандрикова Ирина Владимировна
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Тимошенко А.Г.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
29.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2019Передача материалов судье
02.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.08.2019Предварительное судебное заседание
27.09.2019Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
10.03.2021Производство по делу возобновлено
18.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021Дело оформлено
24.08.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее