Дело 2-4546/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Лиманской В.А.,
при секретаре Пановой О.Г.,
с участием истца Лесняковой З.В., представителя ответчика администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области Раковой А.В.,
15 июля 2014 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по иску Лесняковой З.В. к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о взыскании сумм не выплаченной пенсии, денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Леснякова З.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о взыскании сумм невыплаченной пенсии, денежной компенсации морального вреда, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что имеет стаж на должности муниципального служащего 23 года, общий стаж муниципальной службы составляет 31 год. Постановлением главы администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области истцу назначена пенсия за выслугу лет с "."..г. в размере <...> копеек. На "."..г. размер пенсии пересчитан с учетом индексации должностных окладов муниципальных служащих и составил <...> копеек. Однако в "."..г. года и в "."..г. года пенсия была выплачена в размере "."..г. копейки. Ответчиком не направлялось уведомлений об уменьшении размера выплачиваемой пенсии. Считает уменьшение размера пенсии за выслугу лет не соответствующим Конституции РФ, гарантирующей соблюдение общепризнанного принципа неприменения закона, ухудшающего положение, к правоотношениям, возникшим до его вступления в законную силу. Незаконное уменьшение размера пенсии причинило истцу нравственные страдания.
Уточнив исковые требования, истец просит взыскать с ответчика за счет средств городского бюджета суммы невыплаченной пенсии за период с "."..г. года по "."..г. в сумме <...> рублей, компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, возложить на ответчика обязанность выплачивать пенсию за выслугу лет в соответствии с решением совместной комиссии Волжской городской Думы, контрольно-счетной палаты и администрации городского округа – город Волжский по назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа от "."..г. и постановления главы городского округа – город Волжский Волгоградской области в размере 75% от месячного денежного содержания, которая на "."..г. составляет <...> копеек.
В судебном заседании истец Леснякова З.В. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области Ракова А.В. иск не признала, мотивируя тем, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные социальные выплаты, производимые за счет бюджета муниципального района, в том числе размеры пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. Городское Положение "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области" принятое от 29.11.2013 года № 5-ВГД соответствует действующему законодательству и не нарушает прав истцов на пенсионное обеспечение. Закрепленный в данном Положении пункт 10.1, не свидетельствует об обратной силе закона, а устанавливает равные условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения муниципальным служащим городского округа- город Волжский Волгоградской области. Кроме этого, пенсионное обеспечение истцу не отменено, а лишь изменены условия расчета пенсионного обеспечения.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В силу п.5 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от "."..г.г. №173-ФЗ, отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Федеральный закон от "."..г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Введенный в действие с "."..г. Федеральный закон от "."..г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области» лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, то есть при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.
В соответствии со статьей 9.2 Закона Волгоградской области от 11.02.2008 № 1626-ОД (ред. от 11.10.2013 г.) «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет для муниципальных служащих осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 июня 2007 г. № 41/58 принято Городское положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы городского округа- город Волжский Волгоградской области от 11 июля 2007 года № 222-ВГД, где в п. 6.1 (в ред. решения Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 28.06.2013 N 375-ВГД) был закреплен данный размер пенсии. При этом, пункт 6.4 данного положения предусматривал, что за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Общая сумма пенсии не может превышать 75% ежемесячного среднего заработка муниципального служащего.
В судебном заседании установлено, что Леснякова З.В. замещала должности муниципальной службы в городском округе- город Волжский Волгоградской области, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании и подтверждается копией трудовой книжки истца. Указанное предоставило истцу право на получение пенсии по выслуге лет из бюджета городского округа- город Волжский Волгоградской области.
На основании решения совместной комиссии Волжской городской Думы, Контрольно- счетной платы и администрации городского округа- город Волжский Волгоградской <адрес> по назначению и выплате пенсии за выслугу лет, лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа от "."..г., Лесняковой З.В., замещавшей должность начальника отдела торговли и бытового обслуживания администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, исходя из стажа муниципальной службы 31 год, с "."..г. назначена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно с учетом пенсии по старости 75 % месячного денежного содержания. Денежное содержание по указанной должности составляет <...> копейки, в том числе оклад <...> рубля.
На основании данного решения постановлением главы городского округа- город Волжский Волгоградской области № 101-ГО «О назначении песни за выслугу лет» от "."..г. Лесняковой З.В. назначена пенсия за выслугу лет в размере <...> копейки в месяц.
Указанная сумма сложилась исходя из расчета размера пенсии за выслугу лет, являющегося приложением № 6 к Городскому Положению «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области» от <...> года № 222-ВГД.
На период "."..г. год размер пенсии за выслугу лет Лесняковой З.В. изменялся и с "."..г. года до "."..г. года составлял <...> копеек, что следует из справки №... о размере пенсии за выслугу лет, из которой следует, что размер пенсии изменялся с "."..г. на основании постановления Волжской городской Думы от "."..г. №375-ВГД и составлял размер <...> копеек.
"."..г. согласно решению Волжской городской Думы № 5-ВГД принято новое Городское Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области».
Согласно пункту 6.1 указанного Положения, лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2.2 настоящего Положения, в размере 45% среднемесячного денежного содержания за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от "."..г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 6.4. Положения, за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 1% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом пенсия не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 1,2 должностного оклада.
Решением совместной комиссии Волжской городской Думы, Контрольно- счетной платы и администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области по назначению и выплате пенсии за выслугу лет, лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа от "."..г., в связи с признанием утратившим силу Городского Положения от "."..г. № 222-ВГД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области» рекомендовано Главе городского округа – город Волжский Волгоградской области осуществлять начисление пенсий за выслугу лет лицам, замешавших муниципальные должности и должности муниципальной службы города в соответствии с пунктами 6.4, 8.2, 8.3, 8.4, 10.2 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области» от 29 ноября 2013 года № 5-ВГД с момента вступления его в силу.
На основании решения от 29 ноября 2013 года № 5-ВГД «О принятии Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области» Лесняковой З.В. определена пенсия за выслугу лет в размере 19364 рубля 40 копеек, что следует из расчета размера пенсии за выслугу лет, являющегося приложением №... к Положению от "."..г. №№..., и подтверждается справкой №... о размере пенсии истца с "."..г. равном <...> копеек.
Между тем, изменение размера пенсии на основании положений решения от "."..г. № 5-ВГД является неправомерным и произведено без учета норм Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» статьей 11 которого предусмотрено, что в случае, если размер ежемесячной дополнительной пенсии к государственной пенсии, назначенной до вступления в силу настоящего Закона, превышает размер пенсии за выслугу лет, полагающейся по нормам настоящего Закона, пенсия выплачивается в прежнем, более высоком размере.
В приведенной норме законодатель на уровне субъекта Российской Федерации запретил изменение ранее установленного размера пенсии, что в полной мере согласуется с принципом о недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим Федеральным законам и иным нормативно – правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно – правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям Федерального закона или иного нормативно – правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно – правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Нормативно - правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей к выплате пенсии.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что перерасчет пенсии за выслугу лет истцу произведен на основании правового акта, не подлежащего применению, что в свою очередь повлекло уменьшение пенсионного обеспечения истца за период с "."..г. года по "."..г. года, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Лесняковой З.В. в части взыскания недоплаченной суммы пенсии за выслугу лет.
Из справки о состоянии вклада Лесняковой З.В. за период с "."..г. по "."..г. следует, что до "."..г. истцу выплачивалась пенсия за выслугу лет в размере <...> копеек, с "."..г. истцу выплачивается пенсия за выслугу лет (наименование операции зар. плата) в размере <...> копеек. Леснякова З.В. до настоящего времени получает указанную пенсию в размере <...> копеек, что не оспаривалось сторонами.
По данным расчета истца сумма, подлежащая взысканию составляет <...> из расчета (<...> Суд считает, что в расчете истца допущена арифметическая ошибка в определении итоговой суммы и полагает возможным произвести следующий расчет.
Исходя из того, что размер пенсии за установленный Лесняковой З.В. на период до "."..г. составлял <...> копеек, а с "."..г. по май (включительно) "."..г. года ей выплачивалась пенсия в размере <...> копеек, сумма недоплаченной пенсии за данный период составляет <...> копеек <...>
Суд считает необходимым взыскать указанную сумму с ответчика.
Кроме того, истец просит возложить на ответчика обязанность возложить на ответчика обязанность выплачивать пенсию за выслугу лет в соответствии с решением совместной комиссии Волжской городской Думы, контрольно-счетной палаты и администрации городского округа – город Волжский по назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа от "."..г. и постановления главы городского округа – город Волжский Волгоградской области в размере 75% от месячного денежного содержания, которая на "."..г. составляет <...> копеек.
Ответчиком соответствующего постановления органа местного самоуправления об изменении в сторону увеличения размера пенсии по выслуге лет в отношении Лесняковой З.В. суду не представлено.
Вместе с тем, как установлено из направленной ответчиком в адрес истца справки №... о размере пенсии за выслугу лет с "."..г. размер пенсии истца составляет <...> копеек, а с "."..г. - <...> копеек.
В связи с тем, что судом признано незаконным снижение ответчиком размера пенсии истцу, суд приходит к выводу о возложении на администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области обязанности по выплате Лесняковой З.В. пенсионного обеспечения за выслугу лет в соответствии с решением совместной комиссии Волжской городской Думы, контрольно-счетной палаты и администрации городского округа – город Волжский по назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа от "."..г. и постановления главы городского округа – город Волжский Волгоградской области в размере 75% от месячного денежного содержания, которая на "."..г. составляет <...> копеек.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с частью 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные прав гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей компенсировать истцу моральный вред, причиненный невыплатой пенсии, и истцом не представлено доказательств, что действия ответчика нарушили его личные неимущественные права и другие нематериальные блага, суд приходит к выводу об отказе Лесняковой З.В. в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в размере <...> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области в пользу Лесняковой З.В. сумму невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с "."..г. по "."..г. в размере <...> копеек.
Обязать администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области производить выплату Лесняковой З.В. пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с решением совместной комиссии Волжской городской Думы, контрольно-счетной палаты и администрации городского округа – город Волжский по назначению и выплате пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа от "."..г. и постановления главы городского округа – город Волжский Волгоградской области в размере 75% от месячного денежного содержания, которая на "."..г. составляет <...>.
Отказать Лесняковой З.В. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца.
Судья: подпись
Справка: мотивированное решение составлено "."..г.
Судья: подпись