Решение по делу № 33а-2420/2020 от 03.03.2020

Судья Саблина Е.А. № 2а-5605/2019 25 июня 2020 года

Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-2420/2020 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Лобановой Н.В., Роговой И.В.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аэроотель» на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аэроотель» о признании недействующими отдельных положений постановления мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия

установила:

постановлением мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования «Город Архангельск» утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов – юридических лиц, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, которые подключены или будут подключены к городским сетям водоотведения.

Приложением «Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему канализации г. Архангельска» к постановлению мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что норматив водоотведения (сброса) в указанную систему СПАВ составляет 0,04 мг/л.

Общество с ограниченной ответственностью «Аэроотель» (далее по тексту также – Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приведенных положений приложения к постановлению мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ в части норматива водоотведения (сброса) в систему канализации города Архангельска СПАВ.

В обоснование требований указано, что приведенная норма противоречит Приложению № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, а также требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24, и незаконно возлагает на административного истца обязанность осуществлять сброс в центральную систему водоотведения сточных вод, по своему составу более чистых, чем питьевая вода, подаваемая в систему водоснабжения.

В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «Аэроотель» Камакин А.В. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что данное постановление было принято неуполномоченным органом, не опубликовано в установленном порядке, а оспариваемый норматив водоотведения (сброса) по составу сточных вод установлен произвольно.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Ялунина Н.Ю., возражая против удовлетворения административного иска, полагала, что нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, действующему федеральному законодательству не противоречит.

Представители заинтересованных лиц министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Руденко Г.А. и ООО «РВК-центр» Истомина Н.В. просили административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика <данные изъяты> муниципального образования «Город Архангельск» Г.И., заинтересованных лиц МУП «Водоканал», администрации губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области, Управления Росприроднадзора по Архангельской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Аэроотель» отказано.

С этим судебным постановлением не согласилось административный истец общество с ограниченной ответственностью «Аэроотель». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением компетенции органов местного самоуправления, как она была установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уставом муниципального образования «Город Архангельск», а также не опубликовано для общего сведения. Указывает, что срок действия выданного ОАО «<данные изъяты>» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 26 декабря 2008 года , на основании которого издано оспариваемое постановление, закончился ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о наличии оснований для признания данного постановления недействующим. Полагает, судом не дана надлежащая оценка доводам административного истца о несоответствии оспариваемого постановления требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24.

В направленных в адрес суда письменных возражениях на апелляционную жалобу <данные изъяты> Архангельского межрайонного природоохранного прокурора К.М., представитель администрации муниципального образования «Город Архангельск» Ялунина Н.Ю. полагают решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Заслушав представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Аэроотель» Камакина А.В., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным основаниям, представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Ялунину Н.Ю., просившую решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия полагает обжалуемое судебное постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод – устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», введенному в действие с 1 января 2019 года, установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.

На дату принятия нормативного правового акта, отдельные положения которого оспариваются, полномочиями по установлению абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод исполнялись органами местного самоуправления на основании пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167. Приведенная норма Правил утратит силу с 1 июля 2020 года (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункт 2 Перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728).

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление принято мэром города Архангельска с превышением его компетенции, как она определена уставом муниципального образования «Город Архангельск», судом первой инстанции проверены и правомерно отклонены.

При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на дату принятия оспариваемого постановления нормативное правовое регулирование, в том числе по вопросам, указанным в статье 30 устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого решением Архангельского городского совета депутатов от 25 ноября 1997 года № 117 (в редакции, действовавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в силу пункта 1.3 Регламента мэрии города Архангельска и аппарата мэра города, утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 22 августа 1997 года № 140 (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ), осуществлялось посредством принятия постановлений мэром города Архангельска, что с учетом статуса указанного должностного лица местного самоуправления и его полномочий по решению вопросов местного значения и организации работы мэрии города Архангельска правомерно не признано судом первой инстанции нарушением, влекущим признание оспариваемого постановления недействующим.

Не нашли своего подтверждения и доводы административного истца о том, что постановление мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ не было официально опубликовано.

Текст данного нормативного правового акта опубликован в печатном издании «Бюллетень правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) за <данные изъяты> год (л.д. 221-232, том 1); данное издание в соответствии с пунктом 2.3.2 Регламента мэрии города Архангельска и аппарата мэра города, утвержденного постановлением мэра города Архангельска от 22 августа 1997 года № 140, являлось официальным источником опубликования нормативных правовых актов.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых положений постановления мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно руководствовался Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

Данные нормативные правовые акты утратят силу с 1 июля 2020 года (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункты 1 и 2 Перечня утративших силу актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728).

При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату рассмотрения дела одновременно действовали и применялись два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:

- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167, применяемые для расчета платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310;

- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные Приложением № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, применяемые для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, взимаемой в соответствии с разделом VII названных Правил.

При этом в силу пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 (утратит силу с 1 июля 2020 года), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; а в редакции, действовавшей до 16 января 2015 года, - также защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления уполномоченный орган местного самоуправления правомерно исходил из норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для ОАО «<данные изъяты>», эксплуатировавшего производственный комплекс «Очистные сооружения ОАО «<данные изъяты>» с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешением Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области от 26 декабря 2008 года № 05-21/01-60.

Сведений о том, что по истечении срока действия данного разрешения уполномоченным природоохранным органом для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующих этот объект, утверждались иные нормы предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, а также о том, что данный производственный комплекс подвергся переоснащению либо реконструкции с изменением его технических характеристик, суду не представлено.

Ссылка административного истца на положения СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24, правомерно отклонена судом первой инстанции, так как названные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы имеют иной предмет регулирования, чем нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются в данном административном деле (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4.).

Помимо изложенного, в соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).

Приведенные нормы введены в названный федеральный закон Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2019 года.

С этой даты утратила силу глава 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения», вместо которой данный федеральный закон был дополнен главой 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Частью 2 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», введенным в действие 3 июня 2020 года, которым Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ».

При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.

Таким образом, действующим федеральным законодательством установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728), в связи с чем оснований для признания оспариваемых положений постановления мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ недействующим по мотивам не соответствия данным требованиям на дату рассмотрения дела не имеется.

При этом судебная коллегия исходит из того, что в результате отмены или признания утратившими силу нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, без одновременного принятия новых актов по данному вопросу будут нарушены права неопределенного круга лиц, а у абонентов, сбрасывающих сточные воды в централизованные системы водоотведения на территории соответствующих муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, будут отсутствовать экономические стимулы по сокращению негативного воздействия на водные объекты, что в свою очередь приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, материальный закон применен верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аэроотель» – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий                          Р.С. Пономарев

Судьи                              Н.В. Лобанова    

И.В. Рогова

33а-2420/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Аэроотель
Прокуратура г. Архангельска
Ответчики
Глава МО Город Архангельск Годзиш Игорь Викторович
Администрация МО Город Архангельск
Другие
МУП Водоканал
Управление Росприроднадзора по Архангельской области
ООО РВК-Центр
Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Камакин Александр Викторович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Брагин Андрей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
04.03.2020Передача дела судье
01.04.2020Судебное заседание
22.06.2020Производство по делу возобновлено
25.06.2020Судебное заседание
13.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Передано в экспедицию
25.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее