Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1694/2014 ~ М-1582/2014 от 22.07.2014

    Дело № 2-1694/2014

    З А О Ч Н О Е      Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Город Соликамск                                                        26 августа 2014 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Т.В. Крымских,

    при секретаре судебного заседания Захваткиной О.Б.,

    с извещением истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю,

    третьего лица Межрайоннной ИФНС России № 17 по Пермскому краю,

    ответчика - Автономной некоммерческой организации «Милосердие»,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Милосердие» о ликвидации юридического лица и об исключении Автономной некоммерческой организации «Милосердие» из Единого государственного реестра юридических лиц,

    у с т а н о в и л:

    Истец Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Милосердие» о ликвидации юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

    В обосновании иска в заявлении указано, что решение о регистрации Автономной некоммерческой организации «Милосердие» было принято <дата> года. Организация зарегистрирована <дата> за ОГРН ,    действует на основании Устава.

    С <дата> организация не выполняет требования п. 3 ст. 32 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», что подтверждает отсутствие информации о предоставлении отчетов за <дата> и <дата> годы в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций», отсутствие в учетном деле организации документов, содержащих отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а так же документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН 0001 и ОН 0002, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» с <дата> В адрес организации <дата> по адресу ее нахождения было вынесено предупреждение за нарушение указанных выше норм с установленным сроком устранения нарушений до <дата> года. Предупреждение организацией не получено. Вернулось в Управление с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения. Согласно п. 7 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представить соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Организация в трехдневный срок не сообщила в Управление о смене своего адреса (места нахождения). Из сообщений телефонной службы и администрации <данные изъяты> стало известно, что организация по указанному адресу не располагается. Отсутствие организации по адресу, указанному в документах, а так же отсутствие сведений о ее деятельности указывает на то, что организация является фактически недействующим юридическим лицом, что, в свою очередь, может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 ГК РФ, а, следовательно, невозможности исключения из ЕГРЮЛ, как заключительного этапа ликвидации.

    Истец просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Милосердие», зарегистрированную в качестве юридического лица УФНС России по Пермскому краю <дата> года, исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Истец своего представителя в судебное заседание не направил. Представили письменное заявление, в котором просили о рассмотрении дела без их участия. На исковых требованиях настаивали. Против вынесения заочного решения не возражали.

    Представитель третьего лица Межрайоннной ИФНС России № 17 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, в котором полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

    Представитель привлеченного судом по своей инициативе к участию в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в судебное заседание не явился. Об отложении судебного разбирательства не просили. Возражений против удовлетворения иска не представили.

    Ответчик Автономная некоммерческая организация «Милосердие» своего представителя в судебное заседание не направил. О времени и месте судебного разбирательства ответчик извещались судом по месту нахождения, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, надлежащим образом, судебными повестками, что подтверждается возвращенными почтовыми конвертами с отметками об истечении срока хранения.

    Об уважительности причин неявки суду не сообщено. Об отложении судебного разбирательства не просили.

    Согласно ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

    Ответчик в силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ извещен о судебном разбирательстве.

    В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

    Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства с занесением определения в протокол судебного заседания, поскольку о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещён судом посредством направления судебной повестки и копии искового заявления с приложенными документами по известному месту регистрации по месту нахождения.

    Неявку представителя ответчика в судебное заседание и уклонение от получения судебной документации суд расценивает как способ, выбранный им для уклонения от участия в судебном заседании.

    Ответчик по своей инициативе не желает реализовать свои процессуальные права, выразить возражения против иска, представить суду доказательства необоснованности заявленного иска, следовательно, должен нести риск неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий.

    Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

    В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают… из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

     На основании ч. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

    В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.04 N 1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

    По смыслу ч. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» непредставление сведений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

    Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6\8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 61). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.06 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

    Согласно ч. 1 ст. 32 Закона, некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.

    Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

    Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

    На основании ч. 3 приведенной статьи, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    По смыслу ч. 3.1 данной нормы, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

    По правилам, установленным ч. 7 данной нормы, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 5 ФЗ РФ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ» предусмотрела, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации (ч. 1).

    В нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства в Управление ответчиком не представлены документы для внесения изменений в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени Коллегии адвокатов, нарушения, указанные в предупреждении не устранены, новые адвокаты в члены Коллегии адвокатов не приняты.

    В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 147 от 21.05.2009 года Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю является территориальным органом Министерства юстиции РФ, уполномоченным в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

    Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на <дата> следует, что Автономная некоммерческая организация «Милосердие» поставлена на учет в МРИ ФНС по <...> <дата> (лд. 7-12). Согласно той же выписке, местом нахождения организации является <...>.

    Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями организации являются ФИО6, ФИО7, ФИО8

    Судом исследованы Устав Автономной некоммерческой организации «Милосердие» (лд. 18-23), Предупреждение от <дата> (лд. 15).

    Судом установлено, что в нарушение выше приведенных норм организация неоднократно (дважды, за период <дата> и <дата> года) не представила в Управление необходимые для контроля документы в виде отчетов за <дата> и <дата> годы в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций», документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а так же документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в трехдневный срок не сообщила в Управление о смене своего адреса (места нахождения).

    В порядке контроля <дата> Управлением выносилось и направлялось в адрес организации предупреждение (лд. 15-16) с требованием устранить допущенные нарушения и предоставить необходимые для контроля документы, которое возвратилось в Управление не врученным за истечением срока хранения, что подтверждается почтовой документацией.

    В срок, установленный в предупреждениях, нарушения устранены не были. Запрашиваемые документы организацией Управлению не предоставлены. Сотрудники организации на связь с Управлением не вышли.

    С учетом указанных положений закона, осуществление деятельности ответчиком свидетельствует о грубом нарушении закона. При этом, не установлено, что организация осуществляет деятельность, выявлены нарушения положений действующего законодательства, допущенные некоммерческой организацией.

    Управление Минюста России по Пермскому краю обратилось в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Таким образом, суд, установил наличие предусмотренных ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации для ликвидации ответчика оснований, а именно осуществление деятельности с грубым нарушением закона, пришел к выводу об удовлетворении требований истца.

    С учетом изложенного суд приходит к выводу, что некоммерческой организацией допущены грубые нарушения федерального законодательства, которые являются существенными, фактически свою деятельность организация не осуществляет, в связи с чем, имеются основания для ликвидации данной организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Таким образом, решение вопроса о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица является правом, но не обязанностью суда. Истцом требования о разрешении судом данного вопроса не ставились.

Согласно п. 6.2 Устава Автономной некоммерческой организации «Милосердие» ликвидация организации осуществляется в порядке, определенном ГК РФ и федеральными законами.

В соответствии с п. 6.3 Устава, Совет учредителей или суд, принявший решение о ликвидации организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что статья 61 ГК РФ предусматривает лишь возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса.

При этом решение суда о ликвидации АНО «Милосердие» без возложения обязанности по ликвидации на ее учредителей не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует, проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации.

Руководствуясь ст. 233-235 ГПК РФ,

    р е ш и л :

    Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю к Автономной некоммерческой организации «Милосердие» о ликвидации юридического лица и об исключении Автономной некоммерческой организации «Милосердие» из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

    Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Милосердие», зарегистрированную в качестве юридического лица УФНС России по Пермскому краю <дата> года.

    Исключить Автономную некоммерческую организацию «Милосердие» из Единого государственного реестра юридических лиц

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

          Судья    (подпись)

    Копия верна.

    Судья                                                                                Т.В Крымских.

    Помощник судьи                                                            О.Б. Захваткина.

2-1694/2014 ~ М-1582/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Минюста РФ по Пермскому краю
Ответчики
Автономная некоммерческая организация "Милосердие"
Другие
Межрайонная ИФНС России № 11 по Пермскому краю
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю
Межрайонная ИФНС России №17 по Пермскому краю
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Крымских Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
22.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2014Передача материалов судье
22.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2014Судебное заседание
26.08.2014Судебное заседание
26.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2014Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2014Дело оформлено
16.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее