Дело № 2-135/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата обезличена> <адрес обезличен>
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Бесслер В.А.,
с участием помощника прокурора <адрес обезличен> <скрытые данные> представителя О. Р. по <адрес обезличен> <скрытые данные>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Унгуряну В. Д. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сосногорску, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда,
установил:
Унгуряну В.Д. обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми первоначально с иском к О. Р. по <адрес обезличен> о возмещении вреда, причиненного здоровью в размере 200 000 рублей, компенсации морального вреда – <скрытые данные>.
В обоснование иска указано, что <дата обезличена> Унгуряну В.Д., находясь в камере задержанных <номер обезличен> изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции <номер обезличен> МО МВД Р. «Сосногорский», вследствие поломки верхнего яруса кровати получил травму головы. Вследствие полученной травмы Унгуряну В.Д. претерпел нравственные и физические страдания.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица – О. Р. по <адрес обезличен>.
Унгуряну В.Д. уголовное наказание в исправительном учреждении, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и заблаговременно.
Представитель О. Р. по городу Сосногорску Лисицына Л.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Министерство Финансов Российской Федерации, О. Р. по <адрес обезличен> извещены о времени месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата обезличена> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей
Как предусмотрено ст. 7 Федерального закона от <дата обезличена> № 103-ФЗ, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу ст. 23 Федерального закона от <дата обезличена> № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Р. от <дата обезличена> № 950.
Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
В соответствии с п. 45 данных Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в соответствии с приказом от <дата обезличена> <номер обезличен> МВД по <адрес обезличен> МО МВД Р. «Сосногорский» <дата обезличена> реорганизован путем разделения на О. Р. по <адрес обезличен> и О. Р. по <адрес обезличен>.
В соответствии с приказом МВД по <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> О. РФ по <адрес обезличен> является правопреемником МО МВД Р. «Сосногорский».
До реорганизации МО МВД Р. «Сосногорский» в структуру межмуниципального отдела полиции входил изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции № 6.
Как следует из журнала учета лиц содержащихся в ИВС ОП <номер обезличен> МО МВД Р. «Сосногорский», справки ИЦ МВД по <адрес обезличен>, Унгуряну В.Д., подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 163 Уголовного кодекса Российской Федерации, помещен и <дата обезличена> находился ИВС ОП <номер обезличен> МО МВД Р. «Сосногорский».
<дата обезличена> в 19.30 при нахождении в камере <номер обезличен> ИВС ОП <номер обезличен> МО МВД Р. «Сосногорский» вследствие падения на Унгуряну В.Д. верхнего яруса кровати истцом получена травма.
Как следует из карты вызова скорой медицинской помощи от 14.08.2014, информации от <дата обезличена> <номер обезличен> ГБУЗ РК «Вуктыльская центральная района больница», Унгуряну В.Д. получены следующие повреждения: ушибленная рана длиной 3 см в области лба, подкожная гематома, отек в области раны; оказана медицинская помощь – кеторол внутримышечно, каптоприл, обработка раны, наложена асептическая повязка. После доставления Унгуряну В.Д. в медицинское учреждение постановлен диагноз: ушибленная рана лба; произведена хирургическая обработка раны, наложена асептическая повязка.
Из заключения от <дата обезличена> № 09/153-14/158-14/Э эксперта следует, что у Унгуряну В.Д. на момент обращения <дата обезличена> за медицинской помощью имелось повреждение в виде поверхностной ушибленной раны лобной области, которое образовалось в результате ударного действия твердого тупого предмета, квалифицированное экспертом как повреждение, не причинившее вреда здоровью.
Как следует из акта от <дата обезличена> осмотра места происшествия, постановления от <дата обезличена> УУП ОП <номер обезличен> МО МВД Р. «Сосногорский» отказе в возбуждении уголовного дела, причиной падения верхнего яруса кровати на Унгуряну В.Д. явилась поломка кровати.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что причиной получения Унгуряну В.Д. телесных повреждений явилось необеспечение МО МВД Р. «Сосногорский» находящемуся в изоляторе временного содержания подозреваемому индивидуального спального места отвечающего требованиям безопасности.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ, или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, в силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации.
Поскольку установлено, что при содержании истца в ИВС имелись нарушения условий содержания в части обеспечения индивидуальным спальным местом, отвечающим установленным требованиям, что повлекло причинение Унгуряну В.Д. телесных повреждений, в соответствии с положениями ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая предусмотренный законом порядок возмещения вреда, причиненного Унгуряну В.Д., суд приходит к выводу, что надлежащим субъектом ответственности за причиненный истцу моральный вред является Министерство финансов Российской Федерации.
Общеизвестен и не нуждается в доказывании тот факт, что травмы, повреждения нарушают целостность организма, причиняют болевые ощущения, вызывают различного рода неудобства, в том числе при осуществлении обычных жизненных функций, препятствуют гармоничному протеканию жизни.
Унгуряну В.Д. в момент получения травмы, претерпел физическую боль, испуг, стресс. Вследствие полученных повреждений получил необходимое лечение. Указанные обстоятельства свидетельствуют о причинении истцу физических и нравственных страданий.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает все обстоятельства дела, характер травм, объем и тяжесть других наступивших для истицы последствий, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями Унгуряну В.Д.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить размер, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, компенсации морального вреда в <скрытые данные>, при отсутствии обстоятельств, влекущих за собой освобождение ответчика от ответственности за причиненный вред, либо уменьшение размера вреда, подлежащего компенсации.
Рассматривая требования Унгуряну В.Д. о возмещении вреда, причиненного здоровью, суд исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь на день причинения ему вреда, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Заявляя о взыскании 200 000 рублей в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, Унгуряну В.Д. не указал на наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств наличия указанных обстоятельств, вследствие чего суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Унгуряну В.Д. в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Унгуряну В. Д. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Унгуряну В. Д. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда <скрытые данные>.
В остальной части исковые требования Унгуряну В. Д. к Министерству финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Исковые требования Унгуряну В. Д. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Сосногорску о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <скрытые данные>.
Судья В.Б. Краснов