№ 1-240/2011
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2011 года г. Красноуфимск
Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Галкина И.В., с участием государственного обвинителя - помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Бугрина В.М., подсудимого Петрова В.А., защитника - адвоката СОКА – Знаменской Л.А., представившего удостоверение № 277, ордер № 051876 от 25.08.2011 г., потерпевшей ФИО6, при секретаре Гудковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Петрова Вячеслава Александровича, <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Петров В.А. умышленно причинил тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено им около 22:00 часов ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> при следующих обстоятельствах.
Петров В.А., действуя умышленно, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к своему отцу ФИО5, страдающему психическим заболеванием и отказывавшегося выполнять его требования переодеться, с целью причинения вреда здоровью последнего, нанес кулаком правой руки не менее двух ударов в область груди и живота ФИО13, отчего последний упал на кровать. Далее Петров В.А., реализуя свой преступный умысел, нанес кулаком правой руки лежащему на кровати ФИО13 не менее четырех ударов по туловищу справа, после чего покинул место преступления. В результате умышленных преступных действий Петрова В.А. ФИО13 были причинены <данные изъяты> причинившие тяжкий, опасный для жизни человека вред здоровью.
Смерть ФИО13 наступила через непродолжительное время на месте происшествия, вследствие закрытой тупой механической травмы груди и живота от полученных при этом повреждений, указанных выше. Непосредственной причиной смерти ФИО13 послужили осложнения этих повреждений – травматический шок и жировая эмболия сосудов легких.
В судебном заседании подсудимый Петров В.А. вину в предъявленном ему обвинении признал полностью и показал, что он с 2004г. ухаживал за отцом, который страдал психическим заболеванием, являлся инвалидом 1 группы, не мог обслуживать себя самостоятельно. В последнее время отец потерял речь и передвигался с трудом. ДД.ММ.ГГГГ вечером он пытался переодеть отца и сменить постельное белье на его кровати. Отец препятствовал этому, отказывался вставать, не позволял снимать с себя одежду. Его терпение иссякло и он ударил отца кулаком правой руки в область груди, а когда отец упал на кровать, то нанес ему еще несколько ударов. После этого успокоился и ушел к себе домой. На следующее утро он заходил к отцу, тот был жив, но с кровати не вставал, а около полудня того же дня он обнаружил, что отец скончался.
Кроме полного признания вины самим подсудимым, его вина подтверждается тщательно исследованными в судебном заседании доказательствами.
В материалах дела имеется явка с повинной от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92), в которой подсудимый собственноручно, подробно изложил обстоятельства совершения преступления.
Допрошенная в качестве потерпевшей ФИО6 в суде показала, что она являлась дочерью убитого ФИО13, сестрой Петрова В.А. Её отец был инвалидом 1 группы, страдал болезнью <данные изъяты> Постоянный уход за отцом осуществлял ее брат Петров В.А. ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов ей позвонил брат и сообщил, что отец умер. Брат ей рассказал, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он пришел к отцу, чтобы уложить его спать, отец его не слушался и ничего не понимал. Брат не выдержал и нанес удары кулаком в область живота и груди отца. Она видела, что у брата на костяшках правой руки имеется кровоподтек.
Согласно протоколу проверки показаний на месте от ДД.ММ.ГГГГ Петров В.А. при помощи статиста продемонстрировал как и куда он наносил удары своему отцу ФИО7, показал позу отца после нанесения ударов (л.д. 73-76).
Свидетель ФИО7, участвовавший в роли статиста при производстве проверки показаний на месте, в суде подтвердил, что Петров В.А. все показания давал добровольно, никто его к этому не принуждал, никто не оказывал психического, физического давления и насилия.
Обстоятельства взаимоотношений подсудимого со своим отцом подтверждаются свидетельскими показаниями.
Свидетели ФИО8, ФИО9 являются коллегами Петрова В.А. по работе, в суде показали, что отец Петрова В.А. страдал психическим заболеванием, зимой 2011 года он даже уходил из дома, а Петров В.А. отпрашивался с работы и искал отца.
Свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12 в суде показали, что ФИО13 страдал психическим заболеванием, уход за ним осуществлял его сын. ФИО13 неоднократно уходил из дома, поэтому Петров В.А. стал закрывать его в квартире. Никто, кроме Петрова В.А., доступ в квартиру не имел.
Характер телесных повреждений, обнаруженных на трупе потерпевшего, их локализация и тяжесть, а также давность причинения подтверждаются заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30-33), в соответствии с которым установлено, что при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО13 обнаружены повреждения в виде: закрытой тупой механической травмы груди и живота, морфологические признаки которой выразились в наличии: двойного перелома тела нижней челюсти: : косопоперечных переломов ребер справа – 5, 6, 7, 8-го по среднеключичной линии разгибательного по механизму образованию характера с повреждением спристеночной плевры, 11-го по средне-подмышечной линии сгибательного по механизму образования характера, 12-го по лопаточной линии сгибательного по механизму образования характера, слева – 10, 11-го по лопаточной линии разгибательного по механизму образования характера с повреждением пристеночной плевры, 9, 10-го по передне – подмышечной линии сгибательного по механизму образования характера; кровоподтеков – на передней поверхности груди в проекции тела грудинной кости, в правой подреберной области, в проекции левой реберной дуги; разрывов (3) корня брыжейки с кровоизлиянием; разрыва правой почки с кровоизлиянием в околопочечную клетчатку; кровоподтеков – на лево-боковой поверхности живота и на право-боковой поверхности живота. Указанные повреждения имеют признаки прижизненности давностью около 1 суток до момента наступления смерти и по признаку опасности для жизни оценивается как причинившее тяжкий вред здоровью.
Смерть ФИО13 насильственная, наступила вследствие закрытой тупой травмы груди и живота от полученных при этом повреждений, указанных выше.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ при судебно-медицинской экспертизе Петрова В.А. обнаружены повреждения в виде кровоподтеков: на правой кисти по тыльной поверхности в межпальцевом промежутке 1-го и 2-го пальцев, с травматической припухлостью мягких тканей в проекции пястно-фалангового сустава 1-го пальца, которые причинены в результате ударно-травматических воздействий твердых тупых предметов, либо от ударов о таковые, давностью 2-3 суток (л.д.40-41).
Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ установлено место совершения преступления - <адрес> в <адрес>, где обнаружен труп ФИО13 (л.д. 12-18).
В соответствии с протоколом осмотра трупа от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что потерпевшему ФИО13 причинены телесные повреждения (л.д.19-20).
Проанализировав доказательства, представленные стороной обвинения и защиты, не доверять которым нет оснований, суд считает правильным квалифицировать действия Петрова В.А.. по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении подсудимому вида и размера наказания, суд в соответствии с требованиями ст. ст. 60-63 Уголовного кодекса Российской Федерации учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Петров В.А. совершил преступление, в силу ч.5 ст.15 Уголовного кодекса РФ относящееся к категории особо тяжких преступлений, вину признал полностью, по месту работы и жительства характеризуется положительно, ранее не судим.
К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимого, суд относит явку с повинной, положительные характеристики, признание вины и раскаяние в содеянном, тяжелые физические и психологические нагрузки, которые он испытывал при осуществлении ухода за потерпевшим, страдающим психическим заболеванием в течение последних шести лет.
К обстоятельствам, отягчающим наказание Петрова В.А., суд, руководствуясь п.»з» ч. 1 ст.63 Уголовного кодекса Российской Федерации, относит совершение преступления в отношении беззащитного, беспомощного лица, находящегося в зависимости от виновного. Данный вывод суда основан на том, что потерпевший ФИО13 являлся инвалидом 1 группы, страдал психическим заболеванием, утратил способность говорить, с трудом передвигался и находился на полном попечении подсудимого. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями потерпевшей, свидетелей и не оспариваются самим подсудимым.
Вышеуказанные обстоятельства, мнения государственного обвинителя, просившего определить подсудимому наказание в виде реального лишения свободы, потерпевшей, просившей применить к подсудимому наказание, не связанное с лишением свободы, защитника, просившего суд о максимальном снисхождении, отсутствие оснований для применения ст. 64 Уголовного кодекса Российской Федерации, дают суду основание сделать вывод о том, что справедливым наказанием для подсудимого будет являться изоляции от общества. Суд не находит оснований для применения в отношении подсудимого требований ст.73 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Разрешая вопрос о назначении вида исправительного учреждения, суд руководствуется п. «в» ч.1 ст.58 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой мужчинам, осужденным за особо тяжкие преступления, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание лишения свободы назначается в колониях строгого режима.
Разрешая вопрос о вещественных доказательствах, суд руководствуется ст. 81, 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и принимает во внимание, что
предметы одежды потерпевшего, приобщенные в качестве вещественных доказательств, орудием преступления не являются, не представляют ценности и подлежат уничтожению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 303-304, 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Петрова Вячеслава Александровича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 6 (шесть) лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания по настоящему приговору исчислять с ДД.ММ.ГГГГ
Меру пресечения Петрову Вячеславу Александровичу – подписку о невыезде и надлежащем поведении изменить на содержание под стражей, взяв его под стражу в зале суда.
Вещественные доказательства по делу – предметы одежды потерпевшего уничтожить.
Взыскать с Петрова В.А. в доход государства 686,26 рублей за участие адвоката по назначению в период предварительного расследования. От взыскания остальных процессуальных издержек в сумме 1029,39 рублей в доход государства Петрова В.А. освободить в связи с оплатой услуг защитника в кассе Красноуфимской адвокатской конторы.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда через Красноуфимский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок с момента вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденным, он вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Судья подпись:
Копия верна Судья: И.В.Галкина