Дело № 2-3359/19
73RS0004-01-2019-004639-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Панюгиной Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Недоступова Егора Анатольевича к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, товариществу собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» о возложении обязанности произвести ремонтные работы
УСТАНОВИЛ:
Недоступов Е.А. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» о возложении обязанности произвести ремонтные работы.
К участию в деле по ходатайству стороны истца в качестве соответчика привлечен Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Летом 2018 года заметил, что кирпичная кладка лоджии имеет деформации. Для более подробного понимания проблемы, истцом была демонтирована часть внутренней обшивки лоджии, в результате чего было обнаружено, что ограждающая стена лоджии сильно отходит от основной оси, а укрепляющий трос оборван.
Состояние лоджии может угрожать жизни и здоровью людей, и влияет на безопасность проживающих в квартире. Опасается, что при малейшей попытке устранить дефекты самостоятельно, кирпичная кладка внешнего ограждения лоджии просто рухнет.
Демонтаж деревянных рам истец также опасается производить самостоятельно, поскольку эта конструкция установлена непосредственно на кирпичное ограждение лоджии, нельзя исключить возникновения опасных ситуаций.
По инициативе истца экспертом ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы» был проведен осмотр лоджии в <адрес> для определения технического состояния конструкции. На основании осмотра был составлен акт экспертного исследования №887/2019 от 13.05.2019 г., основной вывод которого - объект исследования не соответствует нормативно-техническим требованиям, применяемым в строительстве, техническое состояние конструктивных элементов в соответствии с таблицей 7 акта исследования соответствует IV группе и характеризуется, как предаварийное; объект исследования в соответствии с таблицей 3.55 «Методики определения физического износа при оценке объектов недвижимости» относится к предаварийному состоянию лоджии; определенный перечень работ относится к капитальному характеру на основании п. 6 ВСН 58-88(р) относится к капитальному ремонту.
Специалистом зафиксированы: заметное искривление горизонтальных и вертикальных линий стен; заметное искривление стен; сильное поражение древесины гнилью, появление продольных и поперечных трещин, расслоение древесины, полное или частичное скалывание в узлах соединений балок, прогиб балок и прогонов; протечки, разрушение защитного слоя, обнажение арматуры; коррозия металлических несущих конструкций, трещины в плите; прогиб плиты, большие трещины, разрушение ограждений.
Просит обязать Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса <адрес> произвести работы по смене ограждения лоджии: демонтаж кирпичной кладки, выполнение новой кирпичной кладки ограждения лоджии, расположенной по адресу: <адрес>; обязать ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» произвести демонтаж деревянной обшивки ограждения лоджии, остекления лоджии, пола лоджии, демонтаж обшивки с наружной стороны ограждения, демонтаж каркаса на потолке лоджии и над кирпичной кладкой; установить разумные сроки ремонта лоджии для каждого соответчика; возложить на соответчиков расходы истца по оплате строительной экспертизы в размере 21070 руб.
Истец Недоступов Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца Капрелова Д.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» Гришин М.В. в судебном заседании уточненный иск не признал, пояснил, что в ходе проведения истцом осмотра ограждения балкона установлена необходимость проведения капитального ремонта, однако обязанность по капитальному ремонту балконного ограждения должна быть возложена на лицо, уполномоченное осуществлять капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, то есть на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области; те работы, которые истец просит возложить на ТСН, относятся к компетенции собственника помещения.
Представитель ответчика Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в отзыве на иск указано, что лоджия является общим имуществом, работы по ремонту (в том числе, восстановления или замена отдельных участков и элементов) балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (п.п.7,3 Приложения № Правил № 170).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Недоступов Е.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, квартира расположена на четвертом этаже девятиэтажного дома.
Управление многоквартирным домом №2 по пр. Ульяновский осуществляет ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2».
04.10.2018 года представитель истца Капрелова Д.А. обратилась к председателю ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» с заявлением об устранении недостатков, перечисленных в акте осмотра лоджии, в течение 30 рабочих дней.
Согласно акту обследования лоджии от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником производственного участка в присутствии представителя МБУ «Стройзаказчик» и представителя собственника <адрес>, в ходе осмотра лоджии в <адрес>, обнаружена щель между стенкой лоджии и ограждением лоджии, что является строительным дефектом. Указано, что необходимо выполнить заделку трещины и проверить вертикальность кирпичного ограждения.
По заданию истца экспертом ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы» Басмановой А.С. был проведен осмотр лоджии в <адрес> для определения технического состояния конструкции.
На основании осмотра составлен акт экспертного исследования №887/2019 от 13.05.2019 года, согласно выводам которого, объект исследования не соответствует нормативно-техническим требованиям, применяемым в строительстве, техническое состояние конструктивных элементов в соответствии с таблицей 7 акта исследования соответствует IV группе и характеризуется, как предаварийное.
Эксперт указал, что объект исследования в соответствии с таблицей 3.55 «Методики определения физического износа при оценке объектов недвижимости» относится к предаварийному состоянию лоджии; определенный перечень работ относится к капитальному характеру на основании п. 6 ВСН 58-88(р) относится к капитальному ремонту.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился в суд, требуя возложить на ответчиков выполнения ремонтных работ лоджии, расположенной в его квартире.
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К перечню общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится имущество, являющееся принадлежностью к жилым и нежилым помещениям, находящееся в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений, предназначенное для обслуживания, использования и доступа к помещениям, тесно связанное с ними назначением и следующие их судьбе. В состав общего имущества входят обслуживающие более одного помещения в многоквартирном доме межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимости, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п. «з»).
Согласно пункту 2 указанных Правил, в состав общего имущества, в том числе включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы №243 от 15.10.2019 года (эксперт ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» Мишин С.И.), в кирпичном ограждении лоджии квартиры по адресу: <адрес> имеются следующие дефекты: кирпичная кладка ограждения лоджии выполнена с отклонением от вертикали и с неровностями поверхности кладки.
Имеющиеся дефекты (отклонение поверхности кирпичной кладки от вертикали, и неровности поверхности кладки) в кирпичном ограждении лоджии квартиры истца по адресу: <адрес> являются строительными дефектами, возникшими при строительстве жилого дома в 1980-х годах, и не могли образоваться вследствие остекления либо обшивки лоджии собственниками жилого помещения.
Учитывая отсутствие деформаций кирпичной кладки ограждения лоджии, длительную эксплуатацию лоджии без видимого нарушения целостности и прочности кирпичной кладки, эксперт пришел к выводу, что данные недостатки являются малозначительными дефектами, которые существенно не влияют на использование лоджии по назначению.
При принятии решения об устранении указанных дефектов, необходимо выполнить следующие виды работ:
Произвести демонтаж внутренней обшивки лоджии - около 7 кв.м.
Выполнить работы по демонтажу остекления лоджии, в том числе: - снятие деревянных створок - 14 шт., - демонтаж обшивки с наружной стороны ограждения - около 3 кв.м, - демонтаж каркаса на потолке лоджии и над кирпичной кладкой - около 16 кв.м.
Произвести демонтаж пола на лоджии - около 6 кв.м.
Произвести демонтаж кирпичной кладки ограждения лоджии около 6,5 кв.м.
Выполнить новую кирпичную перегородку по краю лоджии - около 6,5 кв.м.
Экспертом указано, что работы по демонтажу деревянной обшивки ограждения лоджии, остекления лоджии, пола лоджии относятся к текущему ремонту, а работы по смене ограждения лоджии относятся к капитальному ремонту.
Разрешая требования к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о возложении обязанности произвести работы по смене ограждения лоджии: демонтаж кирпичной кладки, выполнение новой кирпичной кладки ограждения лоджии, суд исходит из нижеследующего.
Распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области от 20.12.2012 года №158-од, был создан Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, утвержден устав данного юридического лица, новая редакция которого утверждена распоряжением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 20.11.2017 года за №880-од.
В соответствии с п.1.3 данного устава Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (Фонд) является региональным оператором региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Ульяновской области.
Целью деятельности Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области является: обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда. Предметом деятельности Фонда является организация мероприятий, направленных на формирование и обеспечение деятельности региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёт, счетах Фонда (п.п.2.1, 2.2 устава).
Согласно абз.5 п.3.1 устава, для достижения уставной цели Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах Фонда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном дом.
Согласно п.1 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу п.5 указанной статьи в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Согласно п. 5.1 указанной статьи в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Из объяснений представителя ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» следует, что решением общего собрания собственников помещений в доме № 2 по пр. Ульяновский не было принято решение о проведении капитального ремонта лоджии в квартире истца.
Учитывая изложенное, вопреки доводам истцам, даже в случае формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете регионального оператора в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества, не имеется законных оснований для проведения капитального ремонта по смене ограждения лоджии в <адрес>.
В соответствии с п. 6 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Доказательств того, что ограждение лоджии находится в аварийном состоянии и требует проведения капитального ремонта без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, суду не представлено. Кроме того, экспертом в заключении судебной экспертизы указано, что выявленные в кирпичном ограждении лоджии строительные дефекты являются малозначительными дефектами, которые существенно не влияют на использование лоджии по назначению.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска Недоступова Е.А. к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о возложении обязанности произвести работы капитального характера на лоджии его квартиры.
Требования к ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» о возложении обязанности произвести демонтаж деревянной обшивки ограждения лоджии, остекления лоджии, пола лоджии, демонтаж обшивки с наружной стороны ограждения, демонтаж каркаса на потолке лоджии и над кирпичной кладкой, также не подлежат удовлетворению.
Из толкования ст.36 Жилищного кодека Российской Федерации, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года следует, что помещение лоджии в квартире не является общим имуществом в многоквартирном доме, поскольку выход на лоджию осуществляется только из одной квартиры, лоджия не предназначена для обслуживания более одного помещения. При этом, несмотря на то, что площадь лоджии не входит в общую площадь квартиры, лоджия предназначена для удовлетворения проживающими в квартире гражданами бытовых и иных нужд и является вспомогательным помещением квартиры.
В связи с чем, на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по демонтажу деревянной обшивки ограждения лоджии, остекления лоджии, пола лоджии, обшивки с ограждения и каркасе на потолке лоджии и над кирпичной кладкой, поскольку данное имущество относится к имуществу собственника помещения.
Кроме того, из заключения судебной экспертизы следует, что выполнение данных работ необходимо для устранения выявленных дефектов кирпичной кладки, однако суд пришел к выводу об отсутствии оснований для проведения капитальных работ по смене ограждения лоджии.
В силу п. 4.2.4.2 и п. 4.2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Вместе с тем, в суде не было установлено нахождение лоджии в квартире истца в аварийном состоянии.
Представитель истца в суде также заявляла о том, что собственник не может самостоятельно заменить деревянные рамы на лоджии, поскольку боится разрушения кирпичной кладки.
Вместе с теми, согласно заключению эксперта Мишина С.И., при качественном производстве работ по демонтажу деревянных рам лоджии кирпичная кладка внешнего ограждения лоджии не должна разрушиться, т.к. деревянные рамы опираются на кирпичную кладку, и первоначально было возведено кирпичное ограждение лоджии. Доказательств, подтверждающих обратное, истцом в ходе рассмотрения дела не предоставлено.
Учитывая изложенное, в суде не было установлено законных оснований для возложения на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, ТСН «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» обязанности произвести ремонтные работы лоджии, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем в удовлетворении иска Недоступову Е.А. надлежит отказать.
Не могут быть удовлетворены и требования истца о взыскании с ответчиков расходов по оплате судебной экспертизы? поскольку в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные расходы могут быть взысканы только стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,167,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Недоступова Егора Анатольевича к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, товариществу собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект №2» о возложении обязанности произвести ремонтные работы лоджии, расположенной по адресу: <адрес>, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.Р. Кузнецова