дело № ххх
РЕШЕНИЕ
02 августа 2018 года <адрес>
Федеральный судья Сафоновского районного суда <адрес> Мельничук Е. В., при секретаре Казаковой О.П., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и. о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егоровой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
И.о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егорова Г.В. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование доводов жалобы указано, что дд.мм.гггг она привлечена к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб. При вынесении постановления должностным лицом не были исследованы все обстоятельства по делу. Ссылается на то, что в штатном расписании школы отсутствует должность электротехнического специалиста, поэтому в полной мере обеспечить соблюдение энергетического законодательства не представляется возможным, соответствующего образования не имеет. Административное нарушение было допущено при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам и отсутствии направленности действий на нарушение закона, совершено неумышленно, не выявлено вредных последствий его совершения. Просит обжалуемое постановление отменить, освободить ее от административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ, объявив устное замечание.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и. о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егорова Г.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила отменить обжалуемое постановление, объявив учреждению замечание, так как часть нарушений устранена, либо снизить сумму административного штрафа на 50%.
Должностное лицо - заместитель начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Лукашева Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени, месте извещалась надлежащим образом; представлены письменные возражения, в которых представитель просит отказать в удовлетворении доводов жалобы.
Выслушав Егорову Г.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо-и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в ходе обеспечения безопасности использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленных норм и правил, в том числе правил в том числе правил эксплуатации электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливно - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Субъектом данного административного правонарушения может являться организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту электрических сетей, топливно - и энергопотребляющих установок.
Вопросы регулирования эксплуатации электроустановок и пользования электрической энергией регулируются Федеральным законом от дд.мм.гггг № ххх-Ф «Об электроэнергетике», Федеральным законом от дд.мм.гггг №184-ФЗ «О техническом регулировании», Положением об организации обучения и проверки знаний специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг № ххх, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от дд.мм.гггг № ххх; вопросы, касающиеся охраны труда при эксплуатации электроустановок регулируются Приказом Минтруда России от дд.мм.гггг № хххн (ред. от дд.мм.гггг) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Согласно пункту 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от дд.мм.гггг № ххх они распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители), включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно.
Из материалов дела усматривается, что с дд.мм.гггг Егорова Г.В. назначена на должность и. о. директора МКОУ «Издешковская СОШ». На МКОУ «Издешковская СОШ» в силу закона возложена обязанность по исполнению обязательных требований надежности и безопасности сфере энергетике.
На основании распоряжения заместителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Центрального управления от дд.мм.гггг в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, которые отражены в акте проверки № ххх.1-0215пл-А/0130-2018 от дд.мм.гггг.
дд.мм.гггг государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Ростехнадзора в отношении и.о. директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» Егоровой Г.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что при проведении мероприятия по контролю (надзору) в электроустановках муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области устройства и эксплуатации энергопотребляющих установок: не составлен календарный график проверка знаний норм и правил работы в электроустановках. Работники, подлежащие проверке знаний, не ознакомлены с графиком (п.дд.мм.гггг Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Минэнерго России от дд.мм.гггг № ххх (далее Правил № ххх); не обеспечен электротехнический персонал инструкциями по охране труда при эксплуатации электроустановок (п.1.4.8 Правил № ххх); отсутствуют исполнительные однолинейные схемы первичных и вторичных электрических соединений (п.1.8.1, дд.мм.гггг Правил № ххх); не указан в перечне работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, утвержденный дд.мм.гггг, порядок учета работ (п.8.1, 8.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ от дд.мм.гггг № хххн (далее Правил № хххн); не соответствует нормам комплектования перечень индивидуальных средств защиты при работе на (в) электроустановках от дд.мм.гггг. Отсутствуют – диэл. перчатки – 1 пара, п. 1.2.2 Правил № ххх, п. 1.4 Правил № хххн); не проверяется наличие и состояние средств защиты периодическим осмотром, который проводится не реже 1 раза в 6 мес. работником, ответственным за их состояние, с записью результатов осмотра в журнале, что подтверждается отсутствием распорядительного документа и журнала учета и содержания средств защиты (п.1.2.2 Правил № ххх, Правил № хххн); не укомплектованы электроустановки в полном объеме следующими защитными средствами, а именно отсутствуют: диэл. перчатки – 1 пара, указатель напряжения до 1000В – 1 шт. (п. 1.2.2 Правил № ххх, п.1.4 Правил № хххн, п.1.2.1 приложения № ххх Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Министерства энергетики РВ от дд.мм.гггг № ххх); не определены конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования (п.3.6.2 Правил № ххх); не выполняются организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках: оформление работ по нарядам проводится с отступлением установленной формы наряда – допуска для работы в электроустановках, работы по распоряжениям не оформляются, выполняемая работы в оперативный журнал не фиксируется документально (п.5.1, 6.6, 7.1 Правил № хххн); не заведен на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство паспорт содержащий: исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениями, указание связи с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами, дату ввода в эксплуатацию, основные параметры заземлителей, величину сопротивления растеканию тока заземляющего устройства, удельное сопротивление грунта, данные по напряжению прикосновения, данные по степени коррозии искусственных заземлителей, данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющими устройствами, ведомость осмотров и выявленных дефектов, информацию по устранению замечаний и дефектов (п. дд.мм.гггг Правил № ххх); не проводятся визуальные осмотры заземляющего устройства (не реже 1 раза в 6 месяцев) (п.2.7.9 Правил № ххх); не проводятся осмотры с выборочным вскрытием грунта (не реже одного раза в 12 лет) заземляющих устройств (п.дд.мм.гггг Правил № ххх); отсутствует опознавательный знак в месте ввода заземляющего проводника в здание школы (п.1.7.2 Правил № ххх, п. 17.118 Правил устройств электроустановок (седьмое издание), утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от дд.мм.гггг № ххх); не нанесены на корпусе щитка пульта управления, установленного в кабинете информатики школы диспетчерское наименование, надписи, указывающие назначение присоединений, нет предупреждающего знака (п.дд.мм.гггг Правил № ххх); не внесены на дверцах щитков освещения 1-го этажа посещение персонала школы диспетчерское наименование, надписи, указывающие назначение присоединений (п.дд.мм.гггг Правил № ххх); не обеспечен щит ГРЩ-1 однолинейной схемой электрических соединений, утверждаемой один раз в два года ответственным за электрохозяйство Потребителя, применяемые предохранители типа ПН-2-100А не обеспечены калиброванными плавками вставками (п.1.5, 2.16.18 Правил № ххх); не обеспечен щит ГРЩ-2 однолинейной схемой электрических соединений, утверждаемый один раз в два года ответственным за электрохозяйство Потребителя, применяемые предохранители типа ПН-2-100А не обеспечены калиброванными плавками вставками (п.1.5, 2.16.18 Правил № ххх); не нанесены на корпусе щитков пультов управления, установленных в кухни столовой школы диспетчерское наименование, надписи, указывающие назначение присоединений, нет предупреждающего знака (п.дд.мм.гггг Правил № ххх); не выполнена основная система уравнивания потенциалов металлических корпусов моек в кухне столовой школы (п.1.7.2 Правил № ххх); не обеспечен щит ЩРС однолинейной схемой электрических соединений, утверждаемой один раз в два года ответственным за электрохозяйство Потребителя, применяемые предохранители типа ПН-2-100А не обеспечены калиброванными плавками вставками (п.2.16.18 Правил № ххх).
Постановлением должностного лица № ххх.1-Пс/0195-0215пл-2018 от дд.мм.гггг и.о. директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егорова Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 2 000 руб.
Событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и вина и. о. директора МКОУ «Издешковская СОШ» в его совершении подтверждается исследованными должностным лицом административного органа доказательствами: распоряжением от дд.мм.гггг, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от дд.мм.гггг № ххх.1-0215пл-А/0130-2018, протоколом об административном правонарушении № ххх.1-0215пл-Пр/0194-2018, должностной инструкцией и другими материалами дела.
Выводы о виновности и. о. обязанности директора МКОУ «Издешковская СОШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из должностной инструкции следует, что директор школы обязан принимать меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда; выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.
Объективных обстоятельств, препятствовавших и.о. директора МКОУ «Издешковская СОШ» выполнить нормы законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, не установлено.
Доводы жалобы о том, что источником финансирования школы является муниципальный бюджет, а также выявленные нарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным интересам, совершено неумышленно, суд не может признать состоятельными, так как пренебрежительное отношение к требованиям законодательства о пользовании электрической энергией, их несоблюдение влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, является формальным, в связи, с чем ответственность за совершение правонарушения наступает вне зависимости от причинения вреда, ущерба и негативных последствий.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. По смыслу указанной статьи категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Судья принимает во внимание, что в настоящее время часть нарушений устранена: разработаны и утверждены инструкция по электробезопасности для работников неэлектротехнического персонала, которым присваивается первая группа, утверждена инструкция по охране труда для работников обслуживающих электроустановки; утвержден календарный график проверки знаний и норм правил работы в электроустановках; проведены испытания указателей напряжения; утверждена периодичность проведения испытаний электроустановок; ведутся журналы выдачи нарядов – допусков и распоряжений, проверки и испытаний электроинструмента вспомогательного оборудования; проведен осмотр контура заземления, приобретены отвертка-тестер, диэлектрические перчатки, знак «молния», однако с учетом изложенного, а также особенностей состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, значимости общественных отношений, являющихся объектом данного административного правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается, также, как и не имеется оснований для применения положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
При вынесении постановления должностным лицом не допущено нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления. Дело было рассмотрено, а постановление вынесено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями КоАП РФ. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что правовые основания для отмены постановления № ххх.1-Пс/0195-0215пл-2018 заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ отсутствуют, следовательно, жалоба и. о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егоровой Г.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление № ххх.1-Пс/0195-0215пл-2018 заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по <адрес> Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дд.мм.гггг о назначении должностному лицу – и. о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егоровой Г.В. административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу и.о. директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Издешковская средняя общеобразовательная школа» <адрес> Егоровой Г. В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.
Федеральный судья Е. В. Мельничук